Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Был такой порт, Провидения

1

Этим летом в Провидения пришла грустная весть - старейший на Чукотке морской торговый порт Провидения прекращает своё существование, как самостоятельная единица и с июля 2014 года становится филиалом Анадырского торгового порта.


2. Капитан Провиденского порта Владимир Беломестнов, ведущий передачи "Клуб путешественников" Юрий Сенкевич и чукотский писатель Юрий Рытхэу в бухте Провидения. На заднем плане парусная яхта "Чукотка". 1977 год.
Влад Беломестнов и Юрий Сенкевич Юрий Рытхеу


3.
2


Что такое морской торговый порт Провидения? Это ядро и суть всей российской цивилизации на Восточном побережье Чукотки. Началось всё в далёком 1937 году с приказа ГУСМП о создании базового порта Северного морского пути в Восточном секторе Арктики. В эпоху реального освоения Севморпути, необходим был порт для формирования караванов судов, их бункировки, заправки и ремонта.   Самой удобной гаванью в этом секторе, на стыке двух океанов была бухта Провидения. Переоценить такой географический бонус для России (СССР) как бухта Провидения очень сложно. Большие глубины, позволяющие входить в бухту судам всех классов, защита от штормов любых румбов, расположен на границе ледового поля, что при ледокольной проводке позволяет использовать порт круглогодично. Практически сразу за Провидения закрепился "слоган":  бухта Провидения - ворота Арктики. Все эти факторы ёмко и чётко вошли в описание бухты Провидения в лоции Берингова моря - "бухта Провидения, одна из самых удобных гаваней мира для судоходства". К преимуществам географического расположения, необходимо добавить и фактор геостратегический  - соседство США. Именно эти два фактора: развитие Севморпути и военное противостояние с Америкой сделали бухту Провидения одним из самых узнаваемых географических мест на Чукотке.

4. Буксир "Капитан Беломестнов" и самоходный плашкоут (переданный в Анадырский морпорт)
6

5. Буксир "Булат"
3


С окончанием Холодной войны и развалом Союза, необходимость в сущестовании порта отпала. Порт начал хиреть. А так как, порт является градообразующим предприятием посёлка, то упадок каснулся не только самого посёлка, но и всего Провиденского района. Развал начался в 1990-х. Шёл планомерно и основательно. Продавали и растаскивали причальное и портовое оборудование, ветшали причальные стенки, закрылись судоремонтные мастерские, но самое главное уехали люди. Станки и оборудование купить можно, восстановить традицию и вырастить профессионалов сложно. Для этого нужны десятилетия.

6. Современный "аншлаг" в бухте Провидения. В былые годы на Провиденском рейде стояло до 30 судов
3 (2)

Казалось бы ничего особенного не произошло, подумаешь сменился собственник. Но мы же живём в России. Новый собственик, новые правила. Непонятки с процессом реорганизации привели к тому, что многие работники порта, проработавшие не одно десятилетие, вынуждены были уволиться.
  Вдобавок ко всему специфика портового хозяйства. Морской порт - это самостоятельная хозяйствующая единица. Создавать сеть, филиалы можно, но это неэффективно. Руководитель порта в первую и главную очередь будет думать о своём порте. Анадырский порт сегодня образцово-показательный во всех смыслах. Отремонтированые причальные стенки, выкрашенные краны, стабильный штат сотрудников, большой грузопоток. Видимо эффективное управление Анадырским морским портом натолкнуло на мысль руководство региона, в нагрузку добавить и другие менее эффективные порты Чукотки. Сначала был порт Беринговский, теперь Провидения.


7. Первый причал
июля 10, 2013-039

8. В Провидения круизные суда догложданный гость
4


Подобные истории у меня всегда вызывают один и тот же "михалковский вопрос" - Как всё это произошло? Как, то что создавалось нашими дедами и отцами было похерено в считанные годы? Почему не отстояли? Кто будет нести ответ перед теми, кто отдавал годы жизни, и её саму, чтобы создать порт Провидения? Как это не звучит горько и грубо, но провиденцы (руководство конечно же) просрали порт. Можно было бы списать всё на общий упадок и какие-нибудь другие факторы, но ведь есть обратные примеры: Анадырский порт, Эгвекинотский порт, Певекский порт. Там смогли сохранить.

10.
7

11.
04

Горькая ирония в том, что Анадырский порт, основанный на два десятилетия позже, был создан как филиал Провиденского порта. Но практика уже тогда показала, что управление портами путём создания филиалов не эффективна. Это ведь не торговые сети, порты - это в первую очередь стратегические объекты государства, тем более на его окраинах.

Но что-то подсказывает мне, что всё вернётся на круги своя. Не восстребованный сегодня порт Провидения, начнёт новую жизнь. Вопрос времени.



12.
5




Tags: Провидения, Чукотка
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments