
Вначале был уголь. И уголь этот был марки "Г". Уголь вызвал к жизни рудоуправление "Бухугольстрой". И было это в 1941 году. Потом был Щорс. Щорс был директором Беринговского шахтоуправления. Директором он был 22 года. Руководил Щорс мудро и строго. Потом было миллион тонн угля на гора. И было это не долго. Потом был упадок, который завершился в середине двухтысячных. После двухтысячных пришли австралийцы...
2. В Беринговском два памятника. И оба посвящены шахтёрам.

3. Нагрудные знаки "Шахтёрская слава"

Беринговский, одно из немногих поселений Чукотки в котором есть производство. И это производство угля. Вернее его добыча. С добычи угля началась урбанизация Беринговского района. Беринговский - это моногород, в котором градообразующим предприятием является шахта "Нагорная". Как же я удивился когда узнал, что на шахте, вместе с управленцами и обслуживающим персоналом работает всего 220 человек. В Анадыре полицейских больше!
4.

5. Надпись на табличке: "Комбайн КШ. Установлен как символ шахтёрской доблести"

6.

7. "По труду и честь"

На шахту мы пошли на второй день нашего пребывания в Беринговском. В праздничные дни в шахтоуправлении пусто. Заходим в единственную открытую дверь - это диспетчерская.
- Здравствуйте, мы участники молодёжной лыжной экспедиции. Хотели бы попасть с экскурсией на шахту..
- Знаю, ты Басов.
Я опешил. Диспетчер через секунду продолжил
- Мы с твоим отцом на флоте вместе служили.
Вновь не случайные случайности. Сергей Попик, так звали диспетчера, сообщил нам, что вопрос о посещении шахты может решить только генеральный директор или главный инженер. Произойдёт это не раньше 5 мая, после праздников и выходных. Генеральный директор шахты "Нагорная" Лев Давидович Броверман не беринговский, он с Донецка. Отношение у населения к нему, как и к любому начальнику разное, но в основном сдержанно-настороженное. Характер у директора шахты своеобразный, поэтому нас "обнадёжили": "На шахту вас скорее всего не пустят". Но всё же пятого мая мы стоим в коридоре в приёмной ждём когда закончится планёрка.
8. Коридоры и двери шахтоуправления

Мы представились, рассказали о нашей экспедиции, о том, что пропагандируем активный образ жизни и занимаемся краеведением. Я пытался в сжатой форме, как можно убедительнее рассказать человеку не знакомому с Чукоткой зачем мы всё это делаем и зачем хотим попасть на шахту:
- Мы часто устраиваем встречи со школьниками и рассказываем не только о природе, но и о людях, о предприятиях, которые у нас работают на Чукотке. А ведь побывать в Беринговском и не попасть на шахту, это считай, что и не был здесь.
- А что там смотреть? Грязь, сырость и ничего не видно. Нечего там смотреть. Тем более вам нужно пройти инструктаж, научиться пользоваться самоспасателем, переодеться. Нет у меня свободных людей.
Всё, думаю приехали. Не попадём мы на шахту. Но Лев Давидович продолжил:
- А вот наземные службы и объекты покажем.
Броверман вызвал по телефону своего заместителя Юрия Анисимовича Рябова и поручил ему организовать для нас экскурсию.
- Это хорошо, что вы на лыжах ходите. Краеведением занимаетесь. Но вам надо в Иультин. Вот где размах был. Там и горы повыше и пейзаж поинтереснее.
Откуда человеку с Украины известно про Иультин и тамошние горы? Тут у меня щёлкнул затвор памяти. Точно! Друг мой, который жил в Полярном, тогда еще в Шмидтовском районе, рассказывал, что Броверман работал в тех краях!
На объекты мы поехали на "УАЗике". Юрий Анисимович оказался словоохотливым собеседником и сведущим в своём деле специалистом. Экскурсия была очень информативной и познавательной. Опять пожалел, что нет с собой диктофона. Вот некоторые стат.данные которые запомнил.
Максимальная глубина шахты 130 метров
Длина штольни 5,5 км.
Цена одной тонны угля 5 тысяч рублей
Объём добычи угля: 200 тыс. тонн в год
Марка угля: "Г" - газовые угли
Общее количество работников 220 человек, из которых около 100 подземных рабочих (шахтёры, механики и т.д.)
Изведанные защищённые запасы: около 50 млн. тонн.
Значительная доля шахтёров с Донбаса, работают вахтовым методом.
9. Юрий Анисимович Рябов

Вначале мы отправились в механический цех. Здесь ремонтируют проходческие комбайны и прочие агрегаты. В мехцехе стучало, сверлило, долбило, искрило, ухало, одним словом текли обычные трудовые будни трудового народа. Рабочие! Для государственной офисно-планктоной Чукотки рабочий эпохи индустриализации это уже из разряда удивительного! Здесь работали мужчины. Дело даже не в том что они тягали болванки агрегатов, а не болванки оптических дисков, и не в том что руки и роба у них в мазуте и мозолях. Дело во взгляде. Взгляд человека уверенного в том, что он занимается ДЕЛОМ, а не гоняет бумагу по столам. В мехцехе могут сделать всё. Чёрта лысого если потребуется, тоже сделают и по рельсам спустят в штольню.
10. Механический цех

11. Кузнец

12.

13.

14.

На контрольном пункте взвешивания угля для потребителей произошёл курьёзный случай. Взвешивание производится на автомобильных весах - это две платформы на которые заезжает грузовик с углём. Диспетчер, а здесь работают только женщины, записывает показания, отбирает с каждой машины пробу в ведро, стоящее специально на платформе и далее уголь доставляется потребителю.
- А ну вставай на платформу, сейчас тебя взвесим, - сказал мне Юрий Анисимович
Я встаю на платформу на табло загорается цифра 60.
- Ну как? - спрашивает меня Рябов
- Ну вообще то мой чистый вес 70, а в одежде, еще больше.
- Так, - задумчиво сказал, Юрий Анисимович - а ну походи по платформе. По прежнему 60. Давай Ты залезай - сказал он Серёге.
Весы показали цифру 70.
- Вообще то я 82 вешу плюс вещи. Должно под 90 выйти - сообщил Сергей
Женщины наблюдавшие за нашими перемещениями на платформе с улыбкой прокомментировали:
- Весы же промышленные, не бытовые.
15. Контрольный пункт учёта

Добыча угля и его выход на гора завершается в порту. В порт уголь попадает по транспортерной ленте. Раньше лента была открытая. На субботники народ из профильных и непрофильных предприятий посёлка, а также военнослужащие привлекались для расчистки ленты от снежных заносов. В летний период на транспортерке можно было встретить чумазых, перепачканных детей. Но это время уже прошло. Сейчас лента помещена в трубу-кожух.
16. "Конец трубы"

17. Угольный бункер

18. "Беринговский уголь готов к отправке в порты Чукотки"

19. "На угле"

Заехали мы на хранилища, в которых аккумулируется некоторое количество угля. Потом поехали в морпорт, посмотрели гору угля предназначенного для транспортировки в населённые пункты Чукотки. Скоро навигация. Испили из родничка-тухлячка и поехали на дизельную. Дизельная - это сердце шахты, если не будет электричества шахта погибает. Дизельная в 1990-е и 2000-е снабжала электроэнергией посёлок. Сейчас посёлок запитан от модульной подстанции, но если есть необходимость избыток электроэнергии шахтная дизельная может пустить в электросети. На дизельной 5 корабельных генератора по 1 МВт каждый. Сейчас в работе 2. Всё хорошо на дизельной. Только шум адский.
20. Дизельная

21.

22. Диспетчерская

- А как же австралийцы? Они ведь скоро тоже начнут уголь добывать. Выдержит ли шахта такую конкуренцию? - интересуюсь я.
Уже два года недалеко от Беринговского, на Амааме и Алькатвааме, ведут геологоразведочные работы Северо-Тихоокеанская угольная компания.
- Они нам не конкуренты. Они разрабатывают более высокие сорта угля, коксующиеся. Поэтому весь уголь уйдёт на экспорт. Наш рынок - Чукотка.
23.

24. "Кормят в столовой шахты - до отвала"

Очень хочется надеется, что шахта будет работать. Не смотря на экономическую и политическую ситуацию в стране, на смену руководителей и иностранных конкурентов . Потому что работающая шахта - это живой посёлок. А без Беринговского Чукотка станет беднее. Во всех смыслах.
25.

Фото: Александра Толкачёва и автора
Часть 1....часть 9.
Journal information