Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Майниц - это на Чукотке!

Горы мы увидели на четвёртый день. Мы просто вошли в них. Долгое ущелье закончилось перевалом, который топографы назвали Сквозным.  Сквозным потому что Кэнкэрэнский хребет, словно стена выросшая из Анадырской низменности, в этом месте дал трещину, в виде этого самого перевала. Но русский язык велик и богат. Сквозной имеет и другое значение - ветреное.

Но вначале было утро. Комфортное, тёплое и доброе, потому что это было утро в балке.

Прелесть утра 19 апреля, заключалась еще и в том, что мы вышли в сухих ботинках. Ныгчеквеем форсировали без приключений. Закончилась полоса кустарников и речных бугров. Шли бодро, несмотря на то, что снег был пухлым и лыжи проваливались сантиметров на 10. Сегодня уже все шли в очках и намазанные кремом от загара. Некоторых жизнь не чему не учит. Не смотря на то, что в первые дни солнца не было, Саша и Серёга не надевавшие очки, получили лёгкие ожоги глаз, а у меня , не пользовавшегося кремом лицо покраснело и кожа стала от чрезмерного загара чувствительной.
                По прежнему облачно и гор не видно. Правые притоки Ныгчеквеема, те что стекают с гор, местами  открыты. Зверя по прежнему нет. Ни визуально, ни следов.  Лишь росомаха, шастает в поисках пищи. Но зверь она очень осторожный и ближе чем за полкиометра мы её не видели.  Глубокий снег заставляет её пузом торить себе тропинки.

Километров за пять до входа в ущелье началось предгорье. Снова подъёмы в горки и снова спуски. Только спуски теперь не радуют. Температура поднялась выше нуля и снег стал толстым слоем налипать на лыжи. Теперь не скользишь, а идешь по нему. И если подъёмы стали значительно проще, налипший снег работал как камус, то спуски стали опасными. Завершались они нелепым бегом на лыжах, наперегонки с несущимися  сзади гружёнными волокушами.

7. Кэнкэрэнские "ворота"

Горы великолепны! Даже сквозь облака. Мы к ним очень стремились и надеялись, что тропя лыжню по равнине будем видеть их впереди, как ориентир и усладу глаз. У анадырцев острый дефицит горных пейзажей.  Наверное так и надо было, чтобы увидели мы их вот так, внезапно. С этого дня и до завершения экспедиции  мы их будем лицезреть ежедневно.  После обеда мы вышли на снегоходный след. Он шел параллельно вездеходному. На Майницу из Анадыря ездят не часто, в основном на майские праздники. Но до праздников еще далеко, кто бы это мог быть? Скорость движения группы по снегоходной колее  увеличилась раза в полтора. Поднявшись немного в перевал обнаружили заброшенный геологический посёлочек. Штук 6 балков и какой-то агрегат.

9. Посёлок геологов

Перевал затяжной, но не крутой. Высота 450 метров. Небольшие затруднения  возникли лишь при штурме последнего козырька. Погода хмурившаяся все четыре дня смилостивилась и за полчаса разогнала все тучи и облака и открыла нам всё великолепие гор. И такой сюрприз нам достался, когда мы взошли на седловину перевала.  Великолепно срежисировано! Обидно было бы взобраться и не увидеть ничего.  Сюрприз, правда был с подвохом. Уже на середине перевала температура резко упала, а на седловине подул не сильный, но  пронизывающий ветер. Сквозной, что тут еще скажешь! Тут одно из двух, либо любоваться горами и мёрзнуть на сквозняковом перевале, либо двигаться. Снимаем видеоотчёт, делаем пару снимков и шустро спускаемся с перевала.

12. Перевал Сквозной

17. На перевале

Но прежде мы увидели её. Гора Кэнкэрэн - 1058 метров. Сидя на кухне я несколько раз мысленно её покорил. Восхождение было и одной из задач экспедиции. Реальность оказалась прозаичнее и суровее. Гора вся усыпана 10-20 метровыми останцами. Словно дикобраз, стояла она как насмешка над нашими планами совершить на неё восхождение. Без альпснаряжения здесь и думать опасно, не то что взбираться.

18. Гора Кэнкэрэн

С обратной стороны перевал намного круче. Даже лыжи пришлось снять. Зато чуть спустившись разогнался с волокушами, аж до 26 км/ч. Усталости еще нет, поэтому идём в заброшенный посёлок старателей Кэнкэрэн. Он находится в стороне от озера, поэтому сворачиваем со снегоходного следа и идём вдоль сопок. Усталость пришла вместе с заходом солнца. А верная подруга усталости - не внимательность. Спускаясь с очередного бортика небольшого ручья, не заметил козырёк и упал вниз. Козырёк был не большим. Вовремя успел подставить палку под волокуши, чтобы притормозить её, иначе прилетел бы в спину сорока килограммовый нежданчик. Как итог, палка треснула.

19. Спуск

21. Утомились

К восьми вечера вошли в посёлок. От Кэнкэрэна осталось чуть меньше десятка строений. Два балка жилые. Кэкэрэн, это третий участок прииска Отрожный, располагавшегося в 270 километрах к северо-западу. В 1980-х годах здесь активно мыли и искали золото, но с развалом головного предприятия в середине 1990-х, Кэкэрэн забросили. В начале 2000-х в чуть севернее от посёлка проводили геологоразведку канадцы. Построили даже новую базу. Но и у них, что-то не срослось. Теперь золото на Чукотке добывают только за полярным кругом. Олег глядя на посёлок  пытается оживить свои детские воспоминания. Он прилетал сюда с отцом в конце 1980-х гг.

22. Посёлок Кэнкэрэн

Совсем неожиданно, но от этого еще более приятно осознавать, что и эту ночь мы проведём в балке. Больше всего радуешься тому, что можно высушить лыжные ботинки. Пока обустраивались и готовили в соседний балок, в котором мы при осмотре не закрыли дверь, забралась лиса. В балке она с неистовством трепала мешки и коробки. Саша, как настоящий фотограф устроил лисе фотосессию. Это была опасная фотосъёмка, лиса оказалась бешенной, пришлось её пристрелить.

24. В балке

Сегодня был очень важный день в отношении дальнейшего маршрута экспедиции. Так как через горы в Беринговский на лыжах никто не ходил, и мы не нашли информацию о том, ездил ли кто-нибудь туда на снегоходе, то понять сможем ли мы без экстрима и героизма пройти этот маршрут было не понятно. В первую очередь не понятно по снегу. Кто-то нас пугал, рыхлым рассыпчатым снегом чуть ли не по пояс, крутизной гор, но чаще всего медведями.
- Вы знаете сколько там медведей? Яблоку негде упасть вот сколько там медведей.
                Сегодня мы сдали первый горный лыжный экзамен. Ничего сверхсложного в сегодняшнем переходе через перевал и дальнейшее наше следование в горах мы не обнаружили. Более того, мы сегодня установили рекорд дневного перехода - 31 км., и это с учётом штурма перевала.
                 После чудесного ужина, а все ужины по определению чудесны, я провожу опрос, который как мне казался будет пустой формальностью.
- Все ли готовы идти на Беринговский? Снег хуже не станет, а по этому мы не плохо сегодня прошли. Сквозной - самый высокий из перевалов через которые нам идти. Кто что думает?
И тут я удивился. Саша даже и думать не стал, сказал своё тихое но уверенное: "Конечно идём". А вот Олег и Сергей замялись.   Серёга, как обычно высказался за здоровый гедонизм.
- Не хотелось бы жилы рвать. В балке то оно лучше. Порыбачим, пофотографируем.
Ответ Олега был вообще расплывчатым.
- Посидим на озере, если погоды не будет, то можно пойти...
Вот тебе бабушка и Юрьев день! Вопрос оставили открытым до Майницы.
Одометр: 82,7 км. Высота 211 метров. Общий подъём 913 метров.

28. Долина ручья Кэнкэрэн

29. Спонсорская фотография

32.  Животное и человек

Фото: Александра Толкачёва, автора

Часть 1, часть 2

Tags: Беринговский район, Чукотка, лыжная экспедиция "Майниц"
promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…