Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Лыжная экспедиция по островам Сенявинского пролива

Архив 2013 года

Нунэанган - птичий остров
27 марта 2013 года.
Остров Ыттыгран-остров Нунэанган - Сиклюк

Спалось просто чудесно. Под утро даже стало жарко , пришлось раскрыться. В палатке всего  -6 С0. В эту экспедицию я обзовёлся очень информативным полезным гаджетом - карманной метеостанцией. Теперь мы точно можем определять ветер, температуру, влажность и еще целую кучу параметров.  В 840 налегке вышли в радиальный маршрут на остров Нунэанган, который все местные называют просто и незатейливо - Птичий.

Вообще в районе пролива Сенявина лучше всего путешествовать в конце апреля. Когда на острова прилетают десятки тысяч птиц. Очень сокрушался по этому поводу дядя Саша:
- Вам бы в конце апреля-начале мая приехать, увидели тогда птиц, да и тепло уже было бы. А сейчас зима. Только  гнезда на скалах рассматривать.

3. Вид на мыс Мартенса с острова Нунэанган

Ученые предполагают что на Нунэангане гнездится до 38 тысяч птиц. И такое количество не удивляет, когда подходишь к острову. "Кусок земли", так примерно переводится с эскимосского название острова. Нунэанган на 100 с лихом метров высунулся из океана и горделиво выпячивает свою почти отвесную северо-восточную оконечность утыканную тысячами гнёзд. Это и вправду птичий рай.

Взобраться на остров можно только с южной стороны. Чуть больше 5 километров отделяет Нунэанган от Ыттыграна, но посещают его исключительно раз в году в конце апреля-начале мая, когда из Янракыннота и Нового Чаплино приезжают на Птичий за яйцами.  Очень живо представил как на таких обрывах  можно что-нибудь собирать и сколько при этом выделяется килокалорий при взгляде сверху-вниз.

Вокруг острова пояс торосов, который мы успешно преодолеваем, только после того как оставили  лыжи в полукилометре от острова.

На восточной стороне острова замечаем пещеру, похожую на наш грот. Расположена она на высоте 20-30 метров. Очень удобная небольшая каменная ниша. Даже следы в ней нашли: лисы или песца. Страшно даже подумать если в ней оказался к примеру белый медведь, который не редкий гость на островах.

Подъем занял времени меньше, чем обход острова. На вершине навигатор соглашается с топографической картой и показывает отметку 117 метров над уровнем моря. Верхотура  острова увенчана будкой в человеческий рост, на крыше которой стоит светильник маяка. Не ожидал увидеть такое "чудо". В моём понимании маяки  - монументальные архитектурные гиганты.

Погода просто превосходная -16 С0, штиль, ясно. Километрах в 10-15 чернеет полынья, за которой вновь белеет снег. Но не праздное любопытство привело нас на вершину Нунэангана. Здесь мы будем устанавливать первый флаг молодежного движения "Хранители Чукотки". После неудачной попытки прикрепить древко к старому светильнику решили воткнуть древко с флагом в старый деревянный аккумуляторный ящик и укрепить его на будке.

11. Картинки из цикла "Как мы флаг устанавливали"

Из всего комплекса историко-архитектурных ценностей на острове присутствует только упоминавшийся выше маяк, а также целая куча аккумуляторов. Попив чая и нафотографировавшись возвращаемся на базу. Идти нужно строго перпендикулярно берегу. В этом районе проходит стационарная трещина и в прошлом немало оленей погибло при попытке оленеводов срезать напрямки с Аракамчечена на материк через Нунэанган.

17. Вид на остров Ыттыгран с острова Нунэанган

Солнце прогрело палатку до плюсовой температуры. Даже  вода в кружке не замерзла. По плану у нас обед и переход на новое место ночёвки - бухту Сиклюк. За обедом слышим треск и грохот.
- Ничего особенного не произошло, - констатирую я вылезая из палатки.
Однако приглядевшись замечаю в 20 сантиметрах от лыж кусок скалы приличного размера. Даже и думать не хочется, что могло бы произойти упади такое на человека. Причина обвала проста - солнце пригревало не только палатку, но еще и горную породу. В результате чего образовалась трещина и произошел обвал.

К четырём часам дня упаковав весь наш походный скарб на двух волокушах мы выдвинулись на Сиклюк. Вес волокуш не равномерен из-за их размеров -  35 кг. в Серёгиных и под 50 кг. в моих. Это первый переход с вещами. Немного тяжеловато, но идти в разы легче, чем год назад на Великой.  Идем не спеша разговариваем о прекрасном, рассматриваем тектонику Ыттыграна.

Восточную оконечность Ыттыграна венчают столбчатые скалы. Морфология строения скал очень похожа на мыс Столбчатый на Курилах - шестиугольные  многоугольники почти идеальной формы.

За километр до эскимосского поселения обнаружили пропажу Серёгиного ботинка, который был привязан к волокушам - надо возвращаться. Туда-сюда накрутили еще 3 километра.

Разбили палатку в начале косы, недалеко от бывшего эскимосского поселения. До 1950 года здесь был небольшой, до 50 человек, эскимосский  поселок Сиклюк. Палатку ставим уже  потемну.

Пока я готовлю долгожданный ужин Серега отправляется на фотоохоту. Сегодня снова светит  ярчайшая луна и мой друг пытается снять ее восхождение на фоне Китовой аллеи.

За ужином выяснилось, что оказывается мы устали и у нас не шуточно разыгрался аппетит. Тот самый походный аппетит, когда начинаешь есть все, в чем присутствует хотя бы одна калория. Вместе с аппетитом появляется и первая усталость. Это может показаться странным, но мы этим двум фактам очень рады. Рады что сегодня мы по настоящему погрузились в походную жизнь: ночёвка в палатке, переход с волокушами, организация лагеря и т.п.
Температура вечером -22 С0, это была самая низкая температура похода.
За день прошли 22,5 км.

карта мал.

Фото Сергея Гавриленко и автора

Tags: Провидения, Сенявинский пролив, Чукотка, лыжная экспедиция "Малая земля Берингии"
promo basov_chukotka июль 20, 03:09 3
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…