Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,

Лыжная экспедиция по реке Великая

Архив 2012 года.

11 апреля 2012 года.

Погода шепчет! Полнейший штиль. Накануне вечером провели подготовительные работы, что позволило выйти из балка в 8-50! Рекорд. Солнце ослепительное. Ветра нет. Температура примерно минус 15 градусов. По дороге раздеваюсь до флиски. По-прежнему не перестаем удивляться красоте и великолепию Рарыткина.

Проходим знакомый уже остров Входной, впереди еще множество более мелких островов. К полудню потянул небольшой ветерок. А к 4 дня небо затянуло. Идем с Локи в связке. Он тащит большие волокуши, а я его за лямку. К 5 вечера у Сани, который все время значительно отставал, разболелась нога и в 6 часов мы разбиваем лагерь. В 2 км. от острова Жарко напротив Зеленого острова. За день прошли 23 км. Вот бы так с самого начала двигаться!

В близлежащих кустах полно дичи. Сергей и Локи уходят на охоту, но возвращаются ни с чем. Усиливаем палатки опасаясь ночной пурги.
Одометр- 84,8 км. Температура – 25 Координаты: N 64.20.154; E 176.12.815

12 апреля 2012 года.

Сегодня День космонавтики и сегодня мы должны добраться до устья реки Малого Каргопильгына. Первое чувство после пробуждения – нет ветра! И сразу же, в палатке тепло нет изморози. Ну почти нет. Газ в баллоне тоже не замерз и его почти не пришлось разогревать. Метрах в 50 от палатки крутится лиса, которую Локи тут же погнал. Пробежав с километр и поняв, что не догонит возвращается в лагерь. Тут уж Саша, взяв фотоаппарат, «гонится» за рыжей. Локи увязывается с ним, что не может радовать фотоохотника.

Набираем уровни опыта. Термосы с вечера заправляем теплой водой, чтобы с утра только вскипятить. Расход газа чуть больше, зато сборы сокращаются. Выдвигаемся в невиданную до сих пор рань, аж в 9 утра. За ночь реку немного припорошило. Каких-нибудь 2-3 см снега, но идти от этого стало значительно тяжелее, чем накануне. Сверились с навигатором, картой, и ушли не в ту протоку. Нарезав лишний километр вышли в правильном направлении.

Путь, по которому мы шли, я уже дважды проходил летом на лодке. Но то лодка, скорость и лето. А сейчас… Вобщем места почти не узнаваемые. Снова как вчера начинает жарить на солнце. Проходим остров Жарко. Ударение скорее всего ставится на последней гласной, но в нашем случае это остров ЖАрко. Начинаем раздеваться. Ветерок тянет. Несильный и в спину. Проходим острова. Остался последний, остров Живой и должно появиться устье Малого Каргопильгына. Но его всё нет. Неужели идти до кустов на горизонте?

Но нет. Как и летом Каргопильгын, а вернее холм на котором стоят балки показывается вдруг, неожиданно. Локи снова замечает лису и делает крюк уже километра 3. Заходим в первый балок, который завален почти по крышу. Вход кем-то откопан ровно настолько чтобы можно было протиснуться.

И о чудо! На столе стоит открытая банка полуваренной сгущенки. Знаете ли вы насколько прекрасна может быть сгущенка? В такой момент она становится квинтэссенцией всего самого прекрасного созданного человеком. Балок двухместный, добротный, но нам не подходит. Останавливаемся в другом в балке с широкими нарами.

Осматриваем запасы продовольствия оставленного в балках. Запас оказался очень впечатляющим. Несколько булок хлеба, гречка, макароны, чай, сахар, забродившее варенье, чуть скисшие сосиски, замороженные картошка и лук. Вечером праздничный ужин: жаренная картошка с луком и сосисками и последние сто граммов спирта в честь Дня космонавтики. Ведь мы тоже своего рода космонавты. 13 суток автономного полёта/похода. Печь в балке превосходнейшая. Жарит так, что через полчаса сидишь в одном исподнем. Ловишь себя на мысли, как резко меняются исходные: то мерзнешь одев всю одежду, которую взял с собой, то сидишь в одних трусах открыв дверь в балке; то считаешь сухари и довольствуешься кружкой жидкого супа на обед, то ешь жаренную картошку с сосисками. По правде сказать я впервые ел жаренную картошку в тундре.

9. "Большая медведица"

Самое красивое звездное небо на Каргопильгыно! Саша снимает с высокой выдержкой небосвод. Позже выяснится, что в эту ночь было северное сияние.

На горизонте горят факелы газовых подстанций стоящих на газопроводе Западноозерное месторождение-Анадырь. Скоро будем выдвигаться в их сторону. Перед сном Сергей сочинил превосходнейшее хоку:
Музыка ветра.
Сколько нот в ней?
Кто знает.
Одометр- 102 км. Температура – 22 Координаты: N 64.15.347; E 176.24.181

13 апреля 2012 года.

Дневка. После завтрака идем рейдерствовать. Саша уходит на перевал базу, мы с Сергеем, изучать близлежащие балки. Близлежащие это 6 км. в одну сторону и 16 в другую. 2 балка оказались разрушенными. Возвращаемся и идем в
балки находящиеся в протоке на Малом Каргопильгыно.

Недавно по протоке прошли снегоходы с волокушами. Бежать по колее одно удовольствие. Весна чувствуется во всем. В нестерпимо ярком солнце, в щебетании птиц, в теплой погоде. Первый балок на протоке ничем примечательным не запомнился, обычная летняя рыбалка. А вот второй балок удивил. Я в нем уже был 3 года назад, но сейчас он подвергся хорошему апгрейту. На крыше балка установлена спутниковая тарелка, а внутри…телевизор!

При наличии бензогенератора можно было бы посмотреть новости или рекламу. Но мы смотрим на стол и снова улыбаемся. Полбутылки (1,5 литрового) замороженного пива, немного коньяка, хлеб, конфеты, кофе. Организуем импровизированный фуршет. Чуть поодаль стоит засыпанная по крышу баня.

Раскапываем ее, пытаемся растопить. Баня устроена в виде бочки с водой вокруг печки. Вода естественно в замороженном виде. Само строение ветхое, дырявое. Протопив часа полтора и растопив воду в бочке понимаем, что до нужной кондиции и хорошего пара нам нужно будет сжечь вагон дров и тележку угля. Обходимся простым обтиранием снегом. В балке меня ждал еще один сюрприз. Когда Сергей вышел на улицу фотографировать, из-за матрацев показалась голова горностая. Рядом, за стоящим на ребре матрацем тем временем мирно дремал Локи. Горностай вылез, посмотрел на меня и спрятался. Через мгновение он снова вылез уже около стола, посмотрел на меня несколько секунд и убежал через щель в полу на улицу. Что примечательно Локи даже носом не повел на его присутствие.

14. "Горностай"
  В вечерних сумерках почти одновременно обе наши рейдерские партии возвращаются на базу. Саша тоже впечатлился своим маршрутом. Перевал база «Великая» это небольшой поселок, на котором располагался топливный запас для геологических партий и поселка Тамватней, находящегося выше по течению Великой.

Но с закрытием изыскательных работ и Тамватнея еще в 80-х базу законсервировали и с течением времени она захирела. Сейчас на ней в летнее время живут рыбаки. Там есть отличный балок, баня, множество подсобных помещений. По пути на перевалку Саша увидел свежие следы медведя. Рано они в этом году проснулись. Но и весна тоже рано пришла.

Вечер заканчивался. Мы готовились ко сну, как услышали шум двигателя. Вездеход. Рыча и громыхая он подъехал под обрыв на котором стоял наш балок и остановился. Мы приготовились встречать гостей. Но прождав полчаса и поняв, что гости не особенно спешат, сами вышли на встречу. Это оказались рыбаки с Угольных Копей. Балок им был не нужен. У них передвижной дом. Договорились с ними о завтрашней рыбалке. Бура то у нас не было. Вот так обыденно закончилась наша двухнедельная автономка.

Фотографии: Александра Толкачёва,  Сергея Гавриленко, автора

Tags: Великая река, Чукотка
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…