Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
basov_chukotka

Лыжная экспедиция по реке Великая

Архив 2012 год

§ 7. Дневник путешественника.

31 марта 2012 года

По договоренности с ребятами из анадырского клуба внедорожников «Чукотский след», а заодно и хорошими нашими друзьями нас должны были забросить двумя лендкрузерами в район острова Заячий на реке Великая.

Весть о том, что мы едем на Великую очень быстро разнеслась по друзьям и знакомым. Так что выезжали мы уже в заполненных народом и вещами машинах. К тому же в последний момент появилась и третья машина «УАЗ». Поэтому даже сама заброска выглядела как отдельное туристическое мероприятие.

Выезд из города состоялся в 14-20. Дорога – зимник Анадырь - Марково, до Онемена почти идеален. В нескольких местах переметы. Машины поочередно садятся, но ничего серьезного.

Движение вперед продолжается. Пройдя эстуарий Великой, залив Малый Онемен, зимник уходит в сторону реки Анадырь, а нам надо поворачивать налево.

Пытаемся пробиться не получается. Много снега. Выходим на левый берег Малого Онемена пытаемся идти по тундре. Снега кажется еще больше. К 20-00 понимаем что всё, и разбиваем лагерь. От города по зимнику прошли 62 км. «УАЗ» и один лендкрузер уезжают в Анадырь. Команда другого крузака: водитель Иван, штурман Дмитрий, остаются нас провожать до завтра. Мы разбиваем палатки и проводим первую ночь «в походе».

Температура -31 градус. Координаты: N 64.41.419; E 176.26.130

1 апреля 2012 года

Ночь прошла вполне удачно. Никто не замерз. Спальники, как и палатки, покрылись хорошим слоем инея. В 7 часов подъём. Температура к 9 утра поднимается до -25 градусов. Солнечно. Сегодня начинается все самое интересное. Но вначале завтрак. Готовит его Сергей, так как он спал в одноместной, "кухонной" палатке. Пока он готовит мы сидим в машине пьем чай. Вдруг из палатки начинает валить густой пар и из нее вылетает Сергей. Лицо испуганное. Заходит в машину. Ругается. Большая пуховая рукавица вся в перьях. Как оказалось, работая с холодной горелкой разболтался переходник под цанговые баллоны. Из зазора начал вытекать газ, в прямом смысле этого слова. Горелка в это время работала. Произошло воспламенение. Под рукой оказалась только рукавица. Таким героическим поступком Сергей спас палатку. Главная проблема волновавшая нас несколько дней - как уместить все наше имущество на волокушах?

Первые сборы были 3,5 часа (вместе с завтраком). Надо отметить, что редко когда сборы у нас выходили быстрее 3 часов. Уместив наконец весь багаж, мы обрадовались и ужаснулись.

Мои волокуши тянули кг. под 50. На лыжах по пухлому снегу такое не утащишь, поэтому пошли пешком. Потешная наверное картинка была из кабины лендкрузера, когда 3 экспедиционера согнувшись под углом в 45 градусов по голень в снегу идут в сторону Великой. Идти им оставалось еще 200 км. Скорость 1 км/ч. Пот градом. Отдых каждые 200 метров.

Зато панорама вокруг просто великолепна. Главной глазопритягивающей декорацией является конечно Рарыткин. Который стеной встал вдоль реки Великой отгораживая её от северных ветров.

К вечеру видим впереди строение. Достаем бинокль – балок. Скрепя зубы тащимся к балку. Дойдя до распадка ручья падаем обессиленные. Предлагаю сделать разведку на легке и проверить что это за балок? Серега уходит, мы ставим палатку. Оказывается это цистерна с трубой наверху для залива топлива. Вот тебе и балок. Остается загадкой, что делает большая многотонная цистерна в тундре?

Итог дня 6 километров за 6 ходовых часов. Неплохое начало! И это при запланированных 15-20 км. в день.

Одометр- 6 км. Температура – 31  Координаты: N 64.39.399; E 176.20.980

2 апреля 2012 года

Утром температура в палатке – 27. К обеду она поднимается до -25. Пройдя 2 километра от места ночевки выходим на берег Малого Онемена. Снега здесь не в пример меньше, чем на берегу. Решаем вставать на лыжи. Идти становиться чуть легче, работают другие группы мышц.

Пересекаем Малый Онемен и встаем лагерем на его противоположном берегу. Здесь залив делает петлю и чтобы его не огибать решаем завтра срезать участок по берегу. В первый же лыжный день Саша натер мозоль. Локи тащит волокушу со спальниками и палатками. Тащить бы рад, но идти прямо не может, мотается из стороны сторону. У Сергея после очередного переворачивания волокуш слетел чехол с ножей бура. Локи то обгоняя, то путаясь в веревках несколько раз врезался своими волокушами со спальниками в бур. В итоге у Сергея спальник оказался искромсанным. Вечером зашивал прорехи.

Заметно холодает. Смотрим на термометр и не можем поверить глазам – 36 и это в апреле!

Но, как оказалось, это был последний морозный аккорд зимы. Больше таких низких температур не будет.
Одометр- 13,2 км. Температура – 36  Координаты: N 64.36.283; E 176.16.353

3 апреля 2012 года.

Просыпаемся под аплодисменты палатки. Сначала ее трепыхает не сильно, но видимость почти нулевая. Пургуем. К обеду стихия разыгралась во всю. Зато стало теплее. Температура поднялась до – 11 градусов. Играем в кости, пьем спирт.

4 апреля 2012 года.

Тишина.! Встали поздно в 7-50. Сборы до 11-30. Наст несмотря на пургу стал тверже, идется значительно легче. Скорость 2-2,5 км/ч. Выходим на Великую. Видимость 100%. Солнце начинает припекать, снимаем с себя часть одежды. На реке начинают попадаться следы животных, заяц, олень, росомаха. Локи меньше путается в волокушах и местами идет четко по лыжне.

Не дойдя до Заячьего острова 4 км. встаем на ночевку. За день прошли 9,5 км. Радует тенденция роста пройденного расстояния. После установок палаток бурим лунку. Первая попытка забуриваемся в ил. Отойдя метров на 50 дальше находим воду. Сегодня пьем чай не из снега! Вечером как-то особенно холодно. Тянет хиус. Замерзаешь на ходу. С вечера заправляем термосы теплой водой, для ускорения завтрешней заправки термосов. При заборе воды из реки в термосы у моего замерзла пробка. Еле удалось открыть, но повредилась резиновая прокладка. Термос перестал быть герметичным.

Небо настолько звездное, что можно было бы часами в него смотреть, если бы не мороз, который как диспетчер ограничивает демонстрацию прекрасного больше положенного.
Одометр- 22,7 км.Температура – 27 Координаты: N 64.32.837; E 176.08.481

Фотографии: Александра Толкачёва, Сергея Гавриленко, автора

Tags: Великая река, Чукотка
promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…