Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Однажды в Провидения. Часть четвертая.

«Праздник кита».
Киты в Провидения не редкость. Иногда они заходят в бухту и прямо из окна можно наблюдать, как они пускают фонтаны. Несколько раз я их наблюдал с борта баржи или буксира, в открытом море. Однако ж, я никогда не видел, как разделывают кита, хотя это тоже обычное явление в селах Провиденского района.
Во всех селах района существуют морзверобойные бригады, которые добывают морских ластоногих и китов. На следующий день после рыбалки в Хеде, мы с родителями и детьми едем в село Новое Чаплино.
Село расположено в 25 км. от Провидения. Чуть меньше часа езды по хорошей (по чукотским меркам) грунтовой дороге. Преодолев по серпантину перевал открывается захватывающая панорама бухты Ткачен, на берегу которого разместилось Новое Чаплино. Приставку Новое село получило в результате политики укрупнения населенных пунктов Чукотского национального округа в 50-х годах. Старое Чаплино располагалось в 50 км. на мысе Чаплина. В послевоенное время отношения с восточным соседом – США, резко обострились. На Чукотке расквартировали 14-ую десантную армию генерала Олешева. На побережье началось строительство пограничных застав, и все эскимосские поселения в окрестности в добровольно-приказном порядке переселили в Новое Чаплино.
Новое Чаплино у меня прочно ассоциировалось с хлебом. Дело в том, что вплоть до конца 90-х годов в большинстве нац.сел хлеб выпекали вручную. А что может быть вкуснее домашнего хлеба? И поэтому все кто ездил в село почти в обязательном порядке привозил с собой несколько булок хлеба. Другая ассоциация с Новым Чаплино – тотальная разруха. Очень печально выглядело село в 90-е годы, как впрочем и другие села округа.
И вот мы едим на праздник в Новое Чаплино. Если бы мне сказали о том, что я поеду в Н.Чаплино на праздник лет 10 назад я бы как минимум рассмеялся. Каково же было мое удивление, когда мы приехали. Село было не узнать. Это действительно было НОВОЕ Чаплино. Старые дома засыпушки снесли и построили новый, котеджный поселок. Как оказалось, на праздник из Провидения приехали не мы одни. Чуть ли не половина поселкового автотранспорта стояла припаркованной около главной улицы села.
Приехали мы как раз в тот момент, когда кита уже прибуксировали к берегу.
Два морзверобоя отрезали плавники, как главный трофей утренней охоты и с гордым видом, но неуверенной уже походкой дали команду на вытягивание кита из воды – «Давай …ля».
Под радостные вопли жителей, трактор натужно взвыл и медленно потащил кита на берег. Кит, как оказался, был маленьким – метров 6-7. Со слов бравых морзверобоев, он мирно спал на воде, как невесть откуда взявшаяся моторка проехала по его спине. Грянул выстрел из карабина, который ознаменовал собой начало праздника Кита.
На Чукотке очень любят говорить о сохранении национальных традиций, национальной пищи и прочего национального колорита, но откровенно говоря, в современной охоте на морзверя и китов ничего национального уже не осталось. На мощных моторах (100-150 л.с.) догоняют кита и расстреливают его из карабинов. Рассказывали случаи, когда на одного кита уходило до ящика патронов. Безусловно, нельзя отрицать мужество и отвагу морзверобоев, но что в ней национального?
Добыть кита пол беды, надо вовремя его доставить на берег и разделать, в противном случае он «сгорает». В нем начинаются процессы разложения. Когда кит оказался полностью на берегу на него тут же накинулась большая часть присутствующих на берегу. Человек под 100. У каждого свой нож: от крохотных перочинных до увесистых мачете.
Начался возбужденный галдеж, напомнивший мне деревенские рынки юга России. Подросток отпилил кусок мантака (китовая кожа с салом) весом килограммов пять оттаскивает его от кита, кладет в пакет и снова бежит к киту; старик еле стоящий на ногах от утреннего аперитива уверенно отрезает свою долю и с чувством удовлетворения идет домой.
Тут же в самом центре пограничник-офицер кроет матом эскимоску, за то что она мешает ему отрезать метровый кусок мантака.
Но самые колоритные в разделке кита это сами морзверобои. Они молча, с огромными тесаками методично разделывают кита, на почти одинаковые куски.
К ним подходят женщины уносят отрезанное.

Минут через сорок все стихает и возле остова кита остаются несколько человек, которые пытаются, что-то дорезать, соскрести. Невдалеке на гальке уже мирно спят два старика, «уставшие» от работы и утреннего или обеденного аперитива. И конечно же собаки, мусолящие кости и куски мантака, брошенные кем то.
В давние времена от кита не оставалось ничего. Кишки шли на одежду, кости на гарпуны и стройматериал. Сейчас же «обработка» китов составляет максимум 50 % - берут лишь мантак и мясо. По разному, конечно же, можно относится к процессу китовой охоты, но нельзя не признать, что зрелище захватывающее. Что-то животное просыпается в людях. Разум отключается, функционирует один инстинкт - добыча!
китовый ус
Само торжество назначено на следующий день, в воскресенье. Провиденских машин еще больше, чем накануне. Провиденский Дом Культуры привез в Новое Чаплино уличную сцену – ракушку, а также детскую самодеятельность. Однако гвоздем второго дня стала регата «Унак» на чукотско-эскимосских байдарах. В Новое Чаплино приехали команды почти из всех сел Провиденского района.
Своя команда была даже у п.Провидения – команда из профучилища. Погода выдалась на редкость отличной. Солнце, небольшой ветерок и неистовые вопли болельщиков подстегивали гребцов, первыми придти к финишу.
Честно говоря, я не запомнил, кто в итоге стал победителем регаты, но то что проигравших не было в это я был уверен.
Все жители одинаково дружно аплодировали, как первой байдаре, так и последней.
После регаты сельчане и гости Нового Чаплино собрались возле маленькой сцены и продолжали аплодировать, только теперь уже местным самодеятельным коллективам.
Я работал на многих массовых праздниках и представлениях, но такого радушия, такого домашнего праздника я еще не видел. Отсутствовала дистанция между артистами и зрителем, а если точнее она была очень условной.
На сцену то и дело приглашались старейшины, чтобы исполнить песню или танец, также как и артисты, шагнув со сцены, сразу же становились зрителями.
А чаплинского хлеба я так и не купил. В селе поставили автоматизированную мини-пекарню. Село шагнуло в XXI век.
Tags: Провидения, поселения Чукотки, праздники и фестивали
Subscribe
promo basov_chukotka juli 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments