Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Чувства верующих

01

Сегодня я впервые  пошёл в храм на крещенскую службу. Я православный, но, в то же время я русский. И как у  большинства русских у  меня особое отношение к церкви и церковным обрядам.  Но пост не о внутренних духовных исканиях, а об обрядовой стороне праздника Богоявления или Крещения Господня, который прошёл 19 января 2014 года в столице самой восточной российской епархии г. Анадыре.

 Крещенские морозы испугали не всех верующих.  В центральном храме Чукотки было людно. В «дверях» стояли преимущественно мужчины, в зале большей частью женщины. Постояв минут пять в «дверях», отправился с Арсением Гусевым, оператором ВГТРК «Чукотка» на хоры. Певчие, как и полагается пели, мы тихонько примостившись возле них снимали таинство.  Через, какое-то время врата алтаря закрылись, священники вынесли на средину храма большую чашу для освещения воды. Рядышком поставили стол, который тут же был установлен бутылками, банками и прочей пластмассово -стекольной тарой. На ум приходят слова Алана Чумака «Положите перед телевизором воду, кремы, я их буду заряжать».


2. Пещера
03

3. Мужчины " в дверях"
04

4. Женщины в "зале"
07

5.
10

6. На хорах
05

7. Арсений Гусев, видеооператор телекомпании ВГТРК "Чукотка"
06

8. Коллега, Михаил Гермашов, фотограф газеты "Крайний Север"
11

9. Святая вода
12


 Пока за вратами свершались таинства сокрытые от глаз мирян священник руководил хоругвиеносцами.
- Хоругви и лампаду, выносим только по моей команде. Никуда не уходим
Вначале я подумал, что мне показалось, но нет, эту фразу он повторил раза три на языке одесских джентльменов.  Как то необычно было услышать «свежий» украинский говор.  Вскоре врата разверзлись вышел епископ Анадырский и Чукотский  Серафим провёл обряд причащения и приступил к обряду освещения воды после чего начал активно поливать окраплять всех присутствующих святой водой. На лицах паствы появились улыбки и, что еще больше меня порадовало, улыбнулся и сам епископ. Большее рвение в окроплении, выказал его  помощник малоросс, который вообще заметно выделялся из всей священослуживой братии. Он громче всех пел «Алиллуйя» и славил еписокпа Серафима.

10. Алтарь
18


11. Епископ Анадырский и Чукотский Серафим
13

12. Причащение
14

13. Чтение священных текстов
15

14. Окропление святой водой
16

15.
32

16. Святые брызги
17


  Очень неожиданной для меня стала проповедь чукотского первосвященника. Вначале Серафим жонглировал общими словами, потом же вышел на тему своей проповеди, цель которой заключалась в социальном служении обществу. Проникся, не ожидал. И что самое приятное говорил епископ Серафим на светском, гражданском русском, лишь изредка вставляя славянизмы, которые делали его речь красивее. Весь обряд проходит на древнеславянском языке, который в добавок еще и читается нараспев. Мало понятно, и как следствие, не интересно. Если задача состоит в том, чтобы во время действия отключить функцию мышления, тогда церковники всё делают верно.

 Закончилась проповедь, епископ Серафим представил двух новых священников епархии: отца Сергия и отца Романа. Первый из них тот самый активный малоросс. И впрямь, оба священника приехали по просьбе Серафима из Крыма.


17. Проповедь
19

18. Отец Сергий
20


 Самая интересная часть обряда – это конечно крестный ход и купание в Иордани. Крещенские морозы развеяли миф о тёплой зиме в этом году и выдали "на гора" -37, которые с учётом ветра, вчера опустили столбик термометра на отметку -53,9 (ощущаемая температура). Сегодня к ночи потеплело, всего -25, но и ветер поднялся до 9 м/с, что в целом ощущалось, как показывает моя электронная метеостанция в -42.  Зябко, что уж тут говорить. Крестный ход не длинен, метров 30. Верующие, аккурат растянулись вереницей от двери храма до купели.

19. Наполнение купели
IMG_2853

20. Палатка для переодевания
02


 Теперь несколько слов об Иордани в Анадыре. Купель представляет собой бочку вытянутой формы, которая обычно идёт в комплектах к финским саунам. Рядом с купелью, МЧС развернула армейскую палатку для переодевания, постелили ковёр и для какой-то надобности поставили мягкую скамейку, на которой разумеется никто в течении купания не сидел. Вокруг храма всё время проведения службы дежурил усиленный наряд милиции, дружинников, инспекторов ГИМС (в купели ведь вода!) и пожарных, которые обеспечивали поступление святой воды в купель. Скорее всего здесь находились сотрудники и другие специальных органов. Что характерно, ни первых, ни вторых лиц правительства и администрации на службе не было. Оно и правильно, государство ведь светское. Церковь отделена от государства.
 Процессия подходит к Иордани, епископ освещает воду и даёт благославление на водные процедуры. И вот тут-то начинается самая захватывающая  интересная часть всей крещенской службы! Большинство людей, как мне кажется, собрались именно ради «купания».  Причём паства примерно поровну разделилась на две части: зрителей и «моржей». Оба процесса безумно захватывающие и интересные. Первые переживают за «бедняжка ему же так холодно», вторые окунувишись не понимают, чего здесь боятся? Огромный прилив сил и бодрости на их лицах говорит о том, что процедура вовсе не страшна.


21. Крестный ход
21

22. Освящение Иордани
22

23.
23


  Из палатки выходит первая пятёрка смельчаков мужчин и поочередно осенив себя крестным знамением окунается в купель. Женщина из числа «зрителей» каждому после окунания, говорит тройное «с праздником», кто-то из числа тех же зрителей по ходу купания, начинает считать количество нырков, как на свадьбе «раз, два, три..».
 
  Минут через 8 после мужчин поодиночке потянулись женщины. Тут уже особое внимание. Редко увидешь девушку на Чукотке в купальнике, особенно зимой.

Большая часть купающихся – трезвые. Лишь пару парней подшафе.

- Что-то не видно служителей культа в Иордани? - задаю вопрос коллеге фотографу газеты «Крайний Север» Михаилу Гермашову.
- В прошлом году был один, - отвечает он.

Периодически, сотрудник пожарной части из шланга доливает воду в купель, которую активно разбрызгивают купающиеся. Вокруг купели уже настоящее озеро. Кто-то поскальзывается, но их ловят заботливые руки зрителей. Не продуманным оказался вопрос залезания в купель. Маленькая приступочка явно рассчитана для водных процедур в сауне, а не на свежем воздухе.


Но не смотря ни на что настроение у всех приподнято торжественное. У тех кто окунался – от шокирующего водного заряда, у тех кто наблюдал, от соучастия в процессе. Все улыбаются и как-то осторожно поздравляют друг друга с праздником. Ведь не Пасха, кто его знает, может и вовсе это не праздник. Но  увидев знакомого ведь нужно ему что-то сказать, а на языке вертится «Христос воскрес» или нейтральное советское « с праздником».  Поэтому с праздником вас православные!

 
24.
31

25.
24

26
25

27.
26

28.
27

29.
28

30.
30


П.С. Уже уходя домой услышал как один из купающихся говорил знакомому:
- Бардак какой-то. Всё перевернули , носки найти не мог.
- Так чего ты сейчас без носок?
- Да, нет, нашел Слава Богу.



Tags: общественная жизнь Чукотки
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →