Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
basov_chukotka

Отчёт о "Рождественском лыжном походе" на озеро Александра

Утром 2 января микроавтобус
Toyota "Haice", за рулём которого необычно смотрелся Лёха Громов, привыкший больше управлять громоздкими внедорожниками, забрав трёх участников лыжной экспедиции выехал в сторону горы Дионисия. Дорога вполне сносная, перемётов практически нет,  машина едет шустро. Пейзаж знакомый, ничем особенно не примечательный, разговариваем "ни о чём",  для поддержания настроения. Отъехав от города километров на 15 неожиданно видим на дороге лопату.

- Лёха, давай возьмём лопату? - предложил я.
- Зачем? У меня в кузове есть, а в гараже таких деревянных, целая армия, - нейтрально отреагировал Алексей.
         Знаки! Их в огромном количестве оставляет  нам судьба, случай, провидение, Бог... Весь цимус в том, как разгадать шараду, где знак, а где нужно нажать на акселератор и промчаться мимо? Лопата это знак! Через полчаса после выезда, мы уже откапываем машину возле сопки Дионисия. Проблема вначале оказавшаяся пустяшной: "Ща, я быстро копну" еще через полчаса становится основательной. Именно про Лёху придумали анекдот, что в закрытой пустой комнате из двух биллиардных шаров один он потеряет, другой сломает. Прочная, не убиваемая металлическая лопата, которой он так гордился, сломалась. Отдаём свою. Времени ждать и откапывать (тем более, когда осталась одна лопата), у нас нет, мы упаковываемся и попрощавшись с Лёхой, начинаем Рождественский лыжный поход 2014.

2. "Хорошо сидим"

3. "Упаковка"
.5.

Впереди, разумеется,  бежит довольный пёс Локи, который периодически падает на снег трётся об него и словно получив дополнительный заряд энергии мчится в белоснежную даль с удвоенной энергией. Заметно поотстав от собаки иду я, за мной Саня Толкачёв, а замыкает наш лыжный караван на довольно значительном расстоянии, новичок лыжных походов Петя Малов. Петя родом из Канчалана, с детства, с отцом ветврачом, мотался по тундре, затем переехал в Шахтёрский, а после университета, уже дипломированным специалистом вернулся в Угольные Копи. Впрочем и там он долго не задержался, и  в скором времени переехав в Анадырь стал горожанином. Ангажировал Петю  на лыжный outdoor Саня Толкачёв:
- Он парень мощный, мы с ним летом на велосипедах ездили. В каких-то моментах он даже круче Панькива.
         Я со скепсисом отнесся вначале к участию Петра в походе - нет лыж, волокуш, ни разу в лыжные походы не ходил, но услышав от Саши характеристику-  "круче Панькива", согласился. Походы это ведь преодоление себя, идти через "не могу", а Артём Панькив в этом отношении для меня, своеобразное мерило настоящего бойца. Когда решение об участии уже было принято, на первых походных сборах  Петя огорошил нас известием, что он не ест мяса!
- Веган что ли?
- Нет я на посту. С ноября. Первый раз решил поститься.
         Друзья! Никогда не берите в походы веганов, постящихся и прочих пищевых протестантов!   Второй раз я вляпываюсь в эти истории. Но если в осеннем походе на Эльгыгытгыне мы жили в избе, что значительно упрощало приготовление пищи (да и к тому же не я набирал группу), то в условиях зимнего палаточного бытия раздельное питание это зло. Ничего не имею лично против людей принявших решение не есть те или иные продукты, но раз уж веганы, постящиеся и иже с ними приняли в чём-то себя ограничивать, то как говориться, пусть собираются и ходят в отдельные вегапоходы. В нашем случае отступать было поздно, ведь уже пообещали  Пете взять его в экспедицию.

4. Газовая подстанция

5.14

Погода для января вполне себе отличная, лёгкий ветерок, температура -17 градусов, облачность с прояснениями. Идём по зимнику, который ведёт на газовое месторождение. Идти по утрамбованному насту легко, скорость 5-6 км/ч. Периодически делаем остановки, только для того, чтобы дождаться Петю, который с самого начала начал безбожно отставать. Зайдя за Дионисия попадаем в низовую пургу. Здесь на протяжении нескольких километров настоящая природная аномалия - постоянно дует ветер, поднимая снежные вихри. Аномалия длиться несколько километров, пока не уходим под защиту невысоких Лысых увалов. Уже который раз замечаю в этом районе такие сюрпризы. Ясное небо, небольшой ветерок, а впереди непроглядная снежная стена, из которой через некоторое время вновь попадаешь в солнечную хорошую погоду. В Провидения тоже есть похожее место, называется оно там Бермуды. Бермуды они и есть.
         Снегоходная колея, по которой мы идём,  усеяна иголками хвои -  артефакты новогодней ёлочной истерии. Это разумеется хвоя не ёлок, а кедрового стланника, который растёт в 80-100 км. от города. Русский человек из любой хвои сделает ёлку.
         В два часа дня встаём на обед. Кушать не очень хочется и чтобы не тратить короткое световое время пьём только чай с "твиксами". Петя в порыве религиозного культа, возбуждённый горячим чаем, вскинув руки к небу как заговорённый раз 8 повторяет "Спасибо". Но скорость от этого у него после обеда не увеличивается, приходиться забрать у него волокушу и пристегнуть к ней Локи.  В половине пятого уже совсем темно, встаём на ночёвку.
         Снег - фирновая крупа. Сколько не разгребали и не трамбовали место под палатку (лопату ведь оставили Лёше), всё равно получились американские горки. Центростремительные силы в палатке были направлены к Саше, который спал посредине.
         В этот день мы испытали обычную в профессиональной тур.среде, но новую для нас систему организации питания, а если точнее её упаковки. Все продукты мы взвесили, просчитали и расфасовали в небольшие пакеты согласно приёму пищи: "Завтрак", "Обед", "Ужин".  В данном случае долгий, нудный процесс домашней  фасовки можно охарактеризовать поговоркой из известного мультфильма - "лучше день потратить, зато потом за пять минут долететь".  Система индивидуального пакетирования каждого приёма пищи в зимних условиях отлично сработала, сэкономила кучу времени и обмороженных пальцев, пытающихся найти в мешке тот или иной продукт.  Что касается энергетического газового оборудования, то нам представился наглядный шанс сравнить 2 горелки: мультигорелку "Primus" и  "Kovea". Всем хороша "Ковея", но мощность у неё слабовата, "Примус" жарил процентов на 40 быстрее. Зато у "Примуса" масса технических недостатков: короткий топливный шланг, долго (по сравнению с корейцем) разогревается,  объём и вес тоже не в пользу шведов.
         Вечером, когда разбивали лагерь заметили необычное явление. В небе на низкой высоте с периодичность в 5 секунд мигали огни. Подумали может самолёт или вертолёт, но через минуту мигание исчезло.  Феномен!
Пройденный путь: на машине - 20,5 км.;  на лыжах - 22 км.
t -14, ветер 5 м/с, t комфорта - 24.
Координаты: N 64.25.4; E 177.09.3

9. "Первый вечер в палатке"

3 января 2014 года.
         Всю ночь мучался....от жары! Уснуть смог только после того как расстегнул спальник. Вечером, перед сном накрылись большим куском целлофана, который взяли для заделки разбитых окон в балках. Ночью проснулся от того, что мне на лицо кладут этот целлофан. Это был заботливый  Петя, решивший укрыть нас с Сашей, после своей вылазки из платке по нужде. Целлофаном накрылись чтобы на спальники не падала изморозь. Изморозь не падала, а спальники  под целофаном оказались в испарине. В палатке на удивление тепло +5 градусов! Несколько потеплело и на улице. Не смотря на первое утро, которое самое бестолковое в походах, завтрак и сборы на удивление прошли быстро, в 9-20 уже на маршруте.
         На улице полный штиль, и как следствие, не видно ни зги. Впрягаюсь в волокуши и не могу понять, везу их с огромным трудом. За ночь немного насыпало снега, но он  чистый пух, не может так тормозить. Саша, также шустро, как и накануне поволок свои волокуши и сколько бы я не старался не могу его догнать. У нас разный тип волокуш: у Саши и Пети - днище плоское с узкими маленькими направляющими, у меня две глубокие большие направляющие лыжи. След оставляемый моими волокушами четырёх сантметровой глубины! Я словно бульдозер.  Причем одна сторона загружена сильнее. Перевязываюсь. Стало чуть полегче, но не намного. Через час меня обогнал уже и Петя, который еле идёт. После многочисленных экспериментов с перекладкой вещей и совместной работы с собакой нахожу очевидный, но не додуманый ранее способ транспортировки. Привязываю собаку к своей лямке сбоку и тащим волокуши вместе. Только после этого нагрузка стала такой же как вчера, и как у парней.

Идём в никуда. Белым-бело. Молоко. Белая мгла. Не видно ни зги, ни горизонтов. Любой из этих эпитетов подошел бы к девизу этого дня.  Ощущение такое, что на глаза положили вату и ты смотришь в неё несколько часов подряд. Беспросветность во взгляде в первую очередь касалась  лидера движения. У остальных, был хотя бы визуальный цветовой ориентир в лице впередиидущего.  Но хуже всего не это. Нет ориентиров, пеленгов на что-либо. Накануне ориентировались, во время позёмки по ветру, сегодня же - полный штиль. Навигатор есть, но на его не насмотришься, не будешь же каждые пять минут его доставать и сверяться хотя в конечно счёте сверялся именно с такой частотой). В итоге в районе озера Ягодного мы нарезали полупетлю в пару-тройку километров. После понимания "как мне двигаться" с моими волокушами и корректировкой курса движения группы, я заметно ушёл вперёд.  Периодически поглядываю на навигатор и корректирую своё движение. Но через какое-то время снова сбиваюсь, и снова корректирую.... Делаю привал. Ко мне подходит Саша и озабоченным тоном спрашивает:
- У тебя всё хорошо?
Я и сам понимаю, что моё движение со стороны можно принять за движение человека выхватившего глюк, вправо-влево.  Улыбаюсь, отвечаю, что всё нормально и предлагаю обедать.
         Обеды у нас состояли из перекусов с горячим чаем в термосах: пластинка плавленого сыра, сухарь, несколько кусочков сервелата, 4 галеты, шоколад и несколько кусочков мантака (китовое сало), которое я взял больше для эксперимента. Мантак оказался открытием сезона. Вкус и особенно послевкусие бесподобно, к тому же он суперэнергетичен по калорийности.  Петя отказывал себе в мясном, ограничиваясь сухарями, галетами, шоколадом и сыром.
         С вегетарианцами, как с непьющими - все начинают уговаривать употребить.  Мы тоже не остались в стороне и постоянно предлагали Петру облегчить свой пост, тем более, что в православном христианстве он не распространяется на странствующих, беременных, больных и детей.  Но Петя оказался непреклонен. Поразительная стойкость, хотя с логической точки зрения лишённая всякого смысла, особенно в исполнении Петра. Пётр ел молочное, но вместе с тем отказался от Сашиного "сюрприза" в виде батончика киндер-сюрприза, мотивируя это тем, что это не необходимость. Но обычный  шоколад, вместе с тем,  ел с удовольствием. Петя соблюдал строгий пост, но вместе с тем, позже в балке, с охотой играл с нами в кости. Христианские догматы у него ярко сочетались с индуистской, буддистской практикой и мистикой.  Глядя на подобные метания духа и самоистязания, неподкреплённые чёткой идеологической духовной основой, особенно ясно осознаёшь что худший враг себе - это ты сам.

12. Петя

После обеда немного прояснилось. Вернее стало темнеть и обозначился еле заметный горизонт. С ориентирами по прежнему беда. Выбираю на небе небольшой просвет в пелене облаков и ориентируемся по нему. Темнеет быстро, ориентир пропадает. Теперь идём к области на небе где соединяются   тёмно-синее, фиолетовое и ещё какого-то цвета краски. Но какие бы не искали ориентиры для движения, мы с Сашей всё больше и дольше ждём Петю. Долго сидеть зябко, поэтому подождав минут 10 двигаемся еще с километр и снова ждём. Вскоре понимаем, что таким образом мы его потеряем вовсе, тем более, что его же давно не видно. Оставив волокуши идём на легке ему навстречу. Более двух километров, таков был итог его отставания. Забрав волокуши у еле ползущего Петра скорым шагом уже все вместе возвращаемся на нашу стоянку. Петя высказал нам новость от которой мы мягко говоря удивились.
- Я заметил огонёк в стороне и подумал, что это вы фонариком светите и пошёл к нему.
         "Огонёк" - это огни газомоторной подстанции в 15 километрах от нас! Благо Петя во время одумался и вернулся на колею. До озера Александра, на которое мы сегодня по плану должны выйти чуть больше 5 километров. Но двигаться по темноте, да к тому же с отстающим Петей, крайне не разумно, поэтому принимаю решение разбить лагерь.
         В этот раз палатку ставим по уму. Выравниваем при помощи фанеры ровную  площадку. После грамотной установки места в ней оказывается больше, чем накануне. Пока ставили палатку Петя мучился с лыжным ботинком. Он не снимался. Это настоящий бич креплений марки SNS. В них под резиновый кожух забивается снег и снять ботинок становиться невыполнимой задачей, без термической обработки крепления (тёплое помещение или горячая вода). Так этот ботинок и простоял всю ночь и весь следующий день.  Небо к вечеру чуть прояснилось, показались звёзды. Отсутствие ветра создаёт иллюзию, чуть ли не плюсовой температуры. Но ощущения эти обманчивы, через некоторое время мороз начинает давать о себе знать. Температура - 12 градусов. Нам чертовски везёт с погодой. Для января это настоящая Африка!
За день (с Сашей) прошли 22 км.
Координаты: N 64.18.3; E 177.06.0

13. "Собака на шкуре"

15. "Вредный ботинок"

16. "Собака на шкуре в палатке"

17. "Кухня"

18. Всесезонная палатка Баск "Friend 3"

Фото: Александр Толкачёв, автор

Продолжение следует

Начало

Tags: "Рождественский лыжный поход", Анадырский район, Анадыря окрестности, Чукотка
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…