
Заканчивалось тёплое дождливое лето 1987 года. На полевом стане озера Александра сенокосная страда. По заготплану нужно заготовить n-ое количество тонн сена. Но вот незадача - большая часть сенокоса располагающегося в осушённой озёрной котловине подтоплена. С сухих неподтопленных лугов уже скосили и собрали в стога дикоростущие чукотские травы "по пояс". Эти зелёные корма позарез как необходимы не только анадырским бурёнкам совхоза "Северный", но и отдалённым от окружного центра совхозам Восточной Чукотки, где лето холоднее, а травы меньше. Самоходные комбайны на гусеничном ходу простаивают, в болоте не особенно покосишь, теперь, уже только ждать заморозков. Тогда, в октябре, по первому льду можно будет закончить сенокосные работы на проблемных участках и закрыть план.
На полевом стане оживление: прибыл транспорт из Анадыря, привёз новую смену людей. Расспросы, дружеские рукопожатия и весёлый гомон не стихнут теперь до вечера. Среди всей этой шумной толпы мы видим малыша 2-3 лет, который по детскому обыкновению успел уже залезть в крутую болотно-грязевую жижу и не может из неё выбраться. Через 25 лет этот малыш вырастит, возьмёт лыжи и отправиться вместе с автором на то самое озеро, которое носит такое же имя как и у него - Александра.
Это уже третий Рождественский лыжный поход. Есть у меня традиция, после Нового года в тундру уходить. Собственно канун Нового года, и сам праздник, теперь проходят в предвкушении лыжного путешествия. Шутка ли, 8 выходных дней? Первый лыжный Рождественский поход состоялся в 2011 году. Тогда мы с Олегом Калюжным отправились в Золотогорье. Следующий поход - в 2012 году, был на Волчиху и оказался очень коротким. Пошли только я и собака. Морозы стояли жуткие, поэтому на следующий день мы вернулись обратно. В 2013-м похода не было из-за командировки. И вот, наступило 2 января 2014 года, стрелка компаса указывает на юг, на озеро Александра.
Дальнейший рассказ об озере Александра невозможен без небольшого историко-географического экскурса этого знаменитого водного объекта.
Озеро Александра расположено в 70 километрах к югу от Анадыря. Площадь озера более 20 кв. км. и оно являлось крупнейшим термокарстовым озером Анадырской низменности. По протокам связывавшие озеро с Третьей речкой в озеро на нерест поднимались ценные породы сиговых рыб: чир и нельма. Кроме них озеро Александра было нерестилищем лососёвых: горбуши, кеты, нерки. Окрестности озера - это богатейшие, даже по чукотским меркам, места гнездования перелётных птиц.
В связи с бурным экономическим и народно-хозяйственным освоением территорий Чукотского национального округа, была разработана Продовольственная программа развития региона, в которой важнейшее значение придавалось разведению крупного рогатого скота, как основы мясомолочной продукции. Если организовать завоз КРС в целом не составляло особого труда и больших капиталовложений, то организовывать ежегодные поставки сена из Приморья и Хабаровского края, оказалось трудной задачей. Сено и силос вставали экономике Чукотке в копеечку. Разумеется покосы сена проводились и на территории Чукотки, но в небольших количествах. Лугов, как таковых здесь нет - кочкарные и каменистые тундры к этому не располагают. И тогда взоры учёных мерзловедов обратились к многочисленным термокарстовым озёрам, которые блестя на солнце голубыми зеркалами восхищали авиапапассажиров пролетавших над этими местами и вызывали горькие страдальческие гримасы на лицах геологов, геодезистов, и прочих людей изучавших Анадырскую низменность при помощи своих ног. Озёр много, пользы от них экономике никакой: они мелки, в них нет рыбы и вода болотистого цвета и запаха. В 1969 году специалистами Анадырской мерзлотной станции в междуречье рек Волчиха и Тавайваам были осушены первые три озера для организации сенокосных лугов. Эксперимент прошёл вполне удачно. Через два года после спуска воды и естественного залужения бывших водоёмов урожайность кормовых трав была настолько высокой, а затраты на заготовку такими низкими, что себестоимость чукотского сена оказалась в несколько раз ниже привозного, а объёма заготавливаемого зелёного корма хватало, чтобы отказаться от поставок кормов с материка.
И тут началось! Озёра начали осушать повсеместно. С 1969 по 1986 год на Чукотке было осушено 7000 га термокарстовых озёр! Гонясь за выполнением и перевыполнением плана, что сулило руководству государственные премии и награды мелиорация чукотских озёр достигла промышленных размеров. Апогеем стало осушение в 1973 году крупнейшего термокарстового озера Чукотки - озера Александра. Действительно, зачем размениваться на мелкие озёра, когда можно создать огромный сенокос? Заказчиком мелиоративных работ выступил крупнейший на Чукотке мясомолочный совхоз "Северный". К организации сенокоса на полевом стане озера Александра совхоз подошёл с советским размахом. Здесь были построены два временных поселения, закуплена сенокосная техника - самоходные комбайны, трактора, сеноуборочные агрегаты и прочее оборудование. Сенокосные работы продолжались на озере до 1991 года. И вот уже больше 20 лет стоят на берегу осушённого озера поржавевшие комбайны и полуразвалившиеся балки демонстрируя всему миру (их прекрасно видно на гугловских космоснимках) мощь и глупость советско-российской экономики.
2. Сборы

3. Юкола для Локи

4. Продуктовые наборы


Продолжение следует.
Journal information