Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Крещение в Анадыре: культ и спорт




Крещенские морозы в Анадыре жахнули в канун Нового года. Их ждали. Конечно не так как ждут на Чукотке тёплых денёчков, с предвкушением и надеждой. Ждали потому что знали - зима своё возьмёт. Чукотский ноябрь и декабрь хоть и заблудились в климатических лесах, какого-нибудь Подмосковья, но дорогу "домой" всё равно найдут. Радости от морозов не много, а даже наоборот, но неизбежность на Чукотке воспринимается стоически и философски: "Январь - дубак, февраль - дубак, но будет же март - дубак и солнце!". И все ждут марта, когда ещё дубак, но если подставить морду-лица к солнцу, то вроде как и весна.

Крещение наступило как-то вдруг. Вроде вчера ещё фейерверки и унылый Новый год, а ты глянь - уже восемнадцатое. Анадырь - самый православный город на Чукотке: две церкви, два креста и памятник Николаю Чудотворцу. Но архитектура, к сожалению для многих, не добавляет веры в публичное православие, поэтому православные праздники серьёзно проигрывают светским.

Анадырь город мобильный. В храм на такси -  очень по-анадырски. А в Крещение сам бог велел - дубак же. Анадырский храм - шедевр. Срубили его из сибирского кедра в Омской области, сруб в контейнерах доставили в Анадырь и поставили рукотворный на сваи. Самый большой деревянный храм на вечной мерзлоте - обязательная формулировка при описании анадырского храма. В канун Рождества, возле храма из снега делают вертеп - снежную пещеру, которую подсвечивают иллюминацией - лепота и частица прекрасного рукотворного в пустом городе. Поднатужившись открываем массивную деревянную дверь и входим в храм. Даже спустя почти 15 лет после постройки, первое возникающее в храме чувство - обоняние. Храм пахнет кедром. Запах кедра для человека родившегося на Чукотке в 1970-1980-х  годах - это запах кедровых шишек, их клали в новогодние подарки. Кедровая шишка в маленьких детских ручонках - как сказочный артефакт: большая, непонятная и липкая. Смола пачкает руки и склеивает меж собой конфеты. Очень хочется тут же достать конфеты из целлофанового пакета и съесть, но шишка мешает. Она лежит сверху и чтобы добраться до конфет её нужно куда-то деть. А куда? Озираешься по сторонам. Рядом с тобой почти три десятка зайчиков, мишек и лисичек, которые очень охочи до твоей шишки. Вон, озираются, рыщут глазами... Запах кедра, запах дерева - это праздник.

У дверей в храме людно. Анадырский храм с длинным узким притвором, горожане толпятся в "предбаннике". Вряд ли на них наложили епитимью или они некрещёны, традиция здесь такая - в "дверях стоять". Половина прихожан в притворе, половина в храме. Всего человек сто. С хоров звучат песнопения. Они действительно божественны: мелодичны и без фальши, по крайней мере так воспринимается человеком "без слуха". Большая часть прихожан в масках. Богу - богово, а короне - маску. Священники под богом - без масочной контрацепции. Кто-то стучит по плечу - знакомый, не виделись сто лет. Комплиментирует за остросоциальную тематику моих публикаций. Совершенно не к месту, но где бы ещё встретились?

Через полчаса проникаюсь культом: все обрядовые действа построены на плавных движениях, неспешной распевной речи, закольцованности происходящего, сильным запахом воска и ладана, приглушённым светом. Искусству введения в транс и медитативными практиками религия обучалась не одну тысячу лет. Сознание укрывшись одеялом песнопений под занавесом благовоний начинает дремать и почти отключившись шепчет,: "Ты же блогер, ты же пришёл снимать".  Возвращаюсь в реальность, которая фокусирует внимание на фотографе, бьющего поклоны с фотоаппаратом. Бьёт поклон, распрямляется, фотографирует и снова бьёт поклон. Креститься и фотографирует. Профессионал, не то что некоторые... Ещё чуть позже замечаю священника со смартфоном на селфи-палке, который снимает действо на "первой линии", не то что некоторые...

Пение закончилось. Наступила шуршащая тишина, которую нарушил звук воды переливаемой из пластиковых баков и двухведерных бутылей в чан. После наполнения святой чаши, суетливо, с поправкой на благолепие места, к столу возле чаши тянутся прихожане со своими баклажками: кто с пятилитровчиками, кто с полторашками, а кто и с майонезным корейским бидончиком,. У кого одна тара, кому-то нужно не меньше ведра святой воды . Суетливость вызвана малым размером стола. Вдруг для ёмкости места на столе не хватит?  Православные наверняка знают, чем ближе баклажка к чаше - тем святее вода.

Геометрия евхаристии в анадырском храме  - рождающийся полумесяц, сложенный очередью из прихожан. Юноша из священнослужителей, каждому идущему на причастие, на левое плечо кладёт багровую салфетку. Очередь движется гусиным шагом. Неожиданно из дальнего конца храма к раздавателю салфеток быстрым уверенным шагом подходит мужчина, берёт бумажный багрянец и протискивается в "голову" колоны. Раньше причастился - чище стал?

Священнодейство продолжается в алтаре, из которого торжественным чином, в сопровождении двух свеченосцев, выходит владыка, за которым шествуют остальные священники. Начинается обряд, который несколько столетий назад стал одной из причин раскола православия - противосолонь (хоровод вокруг амвона против часовой стрелки).

Большой позолоченный крест окунулся в священную чашу. Всё - вода освящена. В левой половине храма послышался смех. Смех в православном храме - как гром в тундре: редкий и вроде не к месту. Но смех искренний, так только дети смеются. Но смеялись не дети, взрослые. Началось самое веселое таинство - окропление святой водой. "Окропляли" пластмассовым ковшиком. Раз, и в толпу летит литр воды. Смех. Раз, и снова веселье. "Ещё" - говорят прихожане, и снова ковш воды. Самая искренняя и массовая церковь была бы в аквапарке, ибо вода действительно магическая субстанция, которая очищает не только от физической грязи, но и от психозных корост.

После исторического экскурса от владыки, о крещении Иисуса в Иордане, прихожане вышли из храма. За храмом уже давно всё готово. Несколько часов здесь дежурят все специальные службы города от ГИМСа (безопасность на водных объектах), до пожарных, которые привезли воду для купели. Анадырская иордань - это почти двухметровый помост, в который вмонтирована бочка. Рядом стоят большие надувные палатки - раздевалки. Одна тёплая, другая холодная. По замыслу, тёплыми должны быть обе, но что-то пошло не так. Купание в иордани это истинно русское действие - бессмысленное и беспощадное. Купаться на сорокаградусном морозе - что может быть более русским? "Не щадя живота своего", из палатки выходит человек скорым, но не быстрым шагом (чтобы тапки не слетели), взбирается на деревянный эшафот и опускается в купель. Вера и сила духа - настоящие русские добродетели, без них всё происходящее кажется мазохизмом. Религией здесь не пахнет. Да и не должно, религия про другое.

Первым хорошо - очереди нет. Но уже минут через 10, после первых начинается очередь. Мало собраться духом и раздеться, нужно ещё и очередь выстоять на ледяном ветру. Не большую, но всё равно несколько минут голым на сорокаградусном морозе это... а даже не с чем сравнить. Иордань возле анадырского храма устроена очень по-русски: купель поставили на самом ветренном месте. В десяти метрах за углом, ветра почти нет. Спаси и сохрани.

Пошли женщины. Как-то так получается, что мужчины начинают и заканчивают купания, женщины окунаются в середине процесса. Что греха таить, женский "водный спорт" на зимней Чукотке в разы эстетичней и притягательней мужского. Обнажённую до купальника женщину на Чукотке в принципе редко увидишь, а уж зимой, так только здесь. Смотришь на прекрасное и задаёшься вопросом: ну ладно мужики - опытный образец человечества, его бета-версия, но женщины? Они же эволюционное совершенство, куда они то прут? Циститы, оофориты и прочие болячки. "Спаси и сохрани" - и, зажав нос руками, лучший образец человечества троекратно погружается в купель. Конечно женщины, такие женщины. Купание не всегда самоцель. Самоцель сделать это красиво. Ну то есть максимально эффектно и обнажённо. Все девушки знают - самый сексуальный аксессуар - футболка. Ну а мокрая футболка это сразу плюс пятьсот. Девушка в футболке поднимается по ступенькам на подиум. Лёгкое дуновение ветра и футболка слегка приподнимается. Немногочисленные зрители мысленно задают себе вопрос: "Что это?". А ничего. Ничего в смысле стринги. Очень эффектно, спаси и сохрани...

В раздевалке оживлённо. Эмоции после окунания зашкаливают. Несколько минут холод не чувствуется, тело горит. Дверь открывается, вносят ребёнка лет десяти который трясётся и поскуливает от холода. Спаси и сохрани.

- Молодой человек, - обращается женщина к одному из мужчин в палатке, - выйдете, здесь женская раздевалка.
- С чего вы взяли? - вступает в дискуссию мужчина, - здесь не написано, соседняя палатка холодная, мы что же не люди?
 - Мы церковные, у нас по уставу не положенно", - продолжает женщина.
Дискуссия ещё какое-то время продолжается, но консенсус не найден.

"А скиньте мне видео, вы же снимали", - обращается ко мне девушка. Съёмка - непременный атрибут крещенского купания. Как доказательство, как память, ну и разумеется для соцсетей. Кто без пары, просят незнакомых.
- Мужчина, снимите как я окунаюсь, - говорит женщина и протягивает телефон.
- Давайте я на свой сниму, - предлагает мужчина.
- А мужу я что буду показывать?

Эпичности видео мешает необходимость быстро спуститься с подиума, чтобы уступить очередь следующему. Получается скомкано и не манерно. Смешно тоже получается, когда тапки прилипают к ступенькам. Видео девушке я так и не смог скинуть - "шариков" у меня нет.

Хуже всего фотографам и операторам. Они работают руками. Тепло одеться можно, но рукам всё равно кирдык. Захожу греться в храм. Отогреваю напрочь замерзшие руки на батарее. Неожиданно, из храма в притвор пробегает крыса.

- Эх, не успел мышь заснять, - говорю я вслух.
- Это крыса, - говорит полицейский, стоящий в притворе храма, - девочка.
- А как вы узнали?
- По размеру, - спокойным назидательным тоном говорит полицейский.
-  А может это мальчик, подросток.
- Нет, это девочка - безаппеляционным тоном говорит полицейский. Он смотрит на мои руки, которые я растираю.
- А руки лучше всего греть в области шеи или под мышками, там ровная и высокая температура. Хотя самый идеальный вариант - это женщина. Нет, две женщины - поражает тон и голос полицейского, безэмоциональный, ровный. Как будто Баженов со своим "рейтингом".
- Да, я знаю. А ещё можно в области паха руки греть, но я уже отогрелся на батарее.
- А вот это зря, там высокая температура, в старости будут проблемы.
- В старости, в любом случае будут проблемы, но за совет спасибо.

По дороге домой я понял, что Крещение мне нравится. Точнее даже не столько нравится, сколько вызывает положительные эмоции (второй раз на Крещении). Церковный праздник - это симулякр общества, в котором в разрезе представлены все социальные страты, человеческие психотипы, пороки и добродетели. Как бы странно не звучало, но сегодня, в ковидном мире, церковь это единственное место, где существует логика происходящего. Верить в неё или нет, вопрос другой, но во внешнем мире, логика происходящего совсем нарушена.

Более о Крещении в Анадыре мне сказать нечего. Аминь.








Tags: Анадырь
Subscribe

Posts from This Journal “Анадырь” Tag

  • Чукотское Крещение

  • Анадырь и глобальное потепление

    На Чукотке становится теплее. Это заметно, как по субъективным ощущениям, так и по метеостатистике. Общая тенденция к потеплению климата…

  • Тавайваам

    Является ли Тавайваам самостоятельным населённым пунктом или это часть Анадыря?

  • Дорогая моя столица

    Удивительно, но в соотношении стоимость продуктов/зарплата, в Анадыре 2020 жить дешевле, чем в нулевых и десятых. Об этом и о том, кто кормит…

  • Открытие сезона

    Веяло, дуло, пуржило, местами накидывало и вдруг затихло. И вдруг выходные. Горожане- тундровики заспешили с утра в гаражи и рванули на…

  • Ноябрь. Анадырь. Ночь.

    Как правило, сёла на Чукотке сначала слышишь, потом видишь. Анадырь наоборот. Зарево анадырских огней в хорошую погоду видно километров за…

  • Уйня без границ

    Наш сказочный чукотский губернатор решил отобрать лавры у хабаровского Дегтярёва. Лавровый лист ему позарез как нужен, он теперь главный…

  • Я шатал вашу Чукотку

    ...сказал Тихий океан и, надув щёки влажным, тёплым циклоном, плюнул штормовым ветром в сторону Арктики. Без минуты третья декада ноября начнётся, а…

  • Первый пароход

    Представьте, что вы весь год работали в офисе или на заводе. Жили жизнью белки: дом-работа-пятница. И однажды, летом, наступил день Х - отпуск.…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments