Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
basov_chukotka

Как японцы на Эльгыгытгын ходили

Панорама-Озеро Эльгыгытгын

Глава седьмая, в которой мы увидели озеро

Ночью проснулся от жары. Еще бы!  У  меня ведь спальник с нижней температурой комфорта -22. Раскрылся, чтобы охладиться да так и уснул. Через какое-то время снова проснулся. Уже от холода. За палаткой завывает ветер, по крыше стучат снежинки. Представляю насколько сейчас мерзко на улице. А в спальнике хорошо!

3. 22 сентября - первый день зимы

Утром из палатки мы вышли в зиму. Для меня в этом году она наступила в ночь на 22 сентября. Палатка сантиметров на 10 в снегу. Вокруг всё двухцветное: черное и белое. По нашему «острову» не особенно погуляешь, поэтому весь день спим и едим. Ближе к обеду Паша достаёт из рюкзака книжку с рассказами Довлатова. Читаем вслух. Очень интересное и увлекательное времяпрепровождение. Правда, если литература хорошая. Довлатов хорош! Жизнь в обоих лагерях разделённых плотным кустарником автономная. Встречаемся с японцами пару раз. Хаттори ходит на рыбалку. Больше движения не наблюдается. Здорово подгадали с днёвкой в непогоду. Идти конечно можно, но мерзко. Лёша философски изрекает простую, но гениальную мысль: " когда на улице непогода, в палатке сидеть во время днёвки особенно приятно (нежели чем в хорошую погоду)".

5. Неутомимый Лёша своим залихватским видом смущал японцев

6. Угаткынские чтения

9. Утренний моцион

На следующий день ветер немного утих , но в целом погода такая же непогожая. Для того, чтобы нам уйти с нашего "острова" надо пройти по опасному прижиму. Это самый опасный участок пути за всё время передвижения. До снега мы с Лешей его спокойно пересекали. Сейчас же камни занесло снегом и соскользнуть в воду с рюкзаком очень не хочется. Позже выяснится, Миша, как и я, спрятал фотоаппарат в герму. Так, на всякий случай. Благополучно миновав прижим, прощаемся с Угаткой и уходим в его приток Мэчэрыннет. Тундра вся в снегу, от этого передвижение делается чуть медленнее. Кочки теперь не видно, осторожничаем.  Японцы очередной раз проваливаются по голень в воду. В русском лагере, тоже не всё благополучно. Паша слегка потянул ногу и руку, так что скорость его теперь вообще невелика. Хотя надо отдать ему должное, ни разу не пожаловался на усталость, и уж тем более не заныл или запаниковал. Возле реки находим огромные рога дикаря. При ближайшем рассмотрении оказалось, что здесь недавно был волк, который зарезал оленя и оставил вместе с рогами еще и шкуру. Лагерь разбиваем в устье ручья ведущего на перевал. До гребня перевала, за которым мы увидим долгожданную цель нашей экспедиции каких-то 6 км.

11. Рога волчьего изобилия

В месте, где мы разбили лагерь  нет ни кустараника, ни соответственно дров . Японцы готовят на бензиновой горелке. По этому поводу Миша, включив режим "капитан очевидность" выдаёт:
- Я не против горелки и навигатора, когда они нужны.
Знать бы, когда они нужны, может и не было бы в них необходимости. Неподалеку от нашего лагеря на сопке обнаружил следы от яранг. Видимо очень древние, потому как камни уже основательно обросли лишайниками.
На следующее утро Паша пришёл от японцев с "радостной" новостью - снова днёвка. Сегодня плохая видимость, перевал в тумане, а им для съёмок нужны панорамные виды озера. "Панораму" можно и месяц ждать, на дворе конец сентября! Ветер на улице от 2 до 10 м/с. Боясь усиления,  тем более, что  стояли в ущелье, строим каменную стеночку. Это единственное уличное развлечение. Дочитываем Довлатова, сетуем, что так быстро закончился. Герой вызывает уважение у Миши, насобирал в округе веточек и они снова продолжают играть в выживание. Нам костёр без надобности. Мы кино не снимаем, тем более газа у нас предостаточно и его надо тратить, ибо вхолостую носить не рационально.

17. На кухне

18. Любимое вечернее занятие. После ужина, конечно.

19. Укрепление стенки льдом

Вообще вся эта игра в выживание или как мы называем "трушничество" весьма забавна. И вызывает у нас не только улыбку, но и некоторое раздражение. Если по-настоящему, тогда уж без гортекса, сверхлёгких палаток и спальников, зажигалок, фонарей, бензиновых горелок, карт, без риса и прочей вкусной традиционной японской пищи, как есть. Нож, кремень, кухлянка и атау.
        Стоит сказать и о процессе съёмок. Большую часть маршрута оператор Сасаки снимал спину Хаттори или Миши. Периодически он убегал метров на 300 вперёд и снимал общий план. Работал Сасаки самоотвержено, даже на прижимах, где не ровен час можно было упасть в воду не выпускал камеры из рук. Иногда просили Мишу рассказать перед камерой какие-нибудь "сакральности" или особенности кочевой жизни. Миша ничтоже не сумняшеся рассказывал вещи обычные и даже совсем не традиционные. О причине тех или иных верований и традиций Миша, как и большинство местных жителей рассказать ничего не может. Уже  давно на Чукотке нет носителей знаний - шаманов. Характерна одна из таких бесед Героя с Мишей после добычи оленя:
- Миша как много за год ты добываешь карибу (дикаря)?
- Немного
- Сколько?
- Первый раз, если честно.

20. На В горах Академика Обручева

22. Там перевал

Нам сказочно везёт! На следующий день штиль и прояснение. Утро ясное и морозное (-6). Подъем на перевал не трудный, но затяжной, вдоль ручья. И как-то вдруг, неожиданно мы увидели его!  Тёмно-синим блюдцем, окаймлённым со всех сторон бело-черными сопками, перед нами лежало озеро Эльгыгытгын. Озеро нетающего льда или просто белое озеро в переводе с чукотского. Над центром озера черным мрачным пятном висела туча. Японцы объявляют получасовую видеосессию.  Леха снова смущает японцев видом топлесс. Ох уж эти безумные русские!

23. Последние метры перевала

24. Ликование!

25. Спонсор Лешиного здоровья - трусы с начёсом.

26. Тихая радость Михаила

27. В Эльгыгытгинских горах

Спуск с перевала совершенно простой. Спускаемся в долину небольшого замерзшего ручья и выходим из него в тундру. Тундра мелкокочкарная. В долине ручья заметили небольшое стадо дикаря. Выйдя к озеру Леха очередной раз поражает японцев, впрочем и нас тоже. Раздевается и лезет купаться.  Отличная физподготовка. Прямая противоположность японцам, которые уже третий день выглядят уставшими, болезненными и какими-то помятыми.  После выхода к озеру настроение у японцев заметно улучшается.  К балку сегодня идти не хотят, хотя до него по ровному галечниковому берегу всего 12 километров, максимум 4 часа хода.  На озере  стайками палвают утки, на берегу увидел куличка-плавунчика. Двухчасовое спиннингование результатов не принесло. В самом глубоком озере Чукотке, возле берега мелко.

29. Дикарь

30. Имитация усталости

32. Эттувги

33. Серов

34. Сасаки

35. Встреча с озером

36. Без комментариев.

37. Кулик-плавунчик

Ощущения. Какие они? Передо мной лежит легендарное озеро Эльгыгытгын. Одно из самых труднодоступных мест Чукотки (хотя как оказалось вовсе и не труднодоступное). Сюда мечтают попасть все, кто увлечён Чукоткой и туризмом. Радость безусловно была. Радость  достижения  цели. А что касается озера, метафизики, сакральности и прочей  эзотерики- озеро, как озеро. Большое.  Действительно живописное, но не живописнее других горных озер.  Характеристика данная Обручевым, который сравнил безжизненность Эльгыгытгына с лунным пейзажем несколько преувеличена. Вокруг озера раскинулась  типичная кочкарная тундра, на которой вдоль ручьев растут карликовые  ивы и березки. Если говорить про лунные пейзажи то это в Провидения. Озеро Мрачное - вот, где действительно только вода и камень.  Там даже не Луна - Плутон. И разумеется Эльгыгытгын  не идеально круглой формы, как пишут в справочниках и  интернет-ресурсах. Оно рельефно.
  25 сентября мы засыпали в палатке возле озера, слушая размеренные звуки прибоя. У каждого в голове, как выяснилось на следующее утро, была одна мысль: " А не близко ли мы поставили палатку к озеру. А если ночью поднимется ветер?".
 С тем и заснули. Ближе всего к озеру в палатке спал я.

38. Палаточный лагерь на западном берегу озера Эльгыгытгын

Учим японский:  "МИДЗУУМИ" - озеро

Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6.

Tags: Чаунский район, Чукотка, озера Чукотки

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…