Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Как японцы на Эльгыгытгын ходили

Глава пятая, в которой мы попадаем в горы

Выход назначен на  9 часов.  Ямада очередной раз акцентировал, что главный в нашей группе Хаттори и мы все должны следовать его указаниям. Хаттори даёт вводную - никаких GPS, идём по карте, которую читать будет он сам. Знаем мы его чтения. Вчера, когда вышли на Угатку он долго крутил в руках карту, потом подошёл к Олегу и спросил, где мы находимся? Олег посмотрел на карту, посмотрел вокруг и изрёк сакраментальное:
- А ..й его знает. У меня же GPS нет. У Женьки спроси он знает.

У Женьки так и не спросили. Гордые.

Тепло прощаемся с Сашей и водителем Олегом. Саня тоскливо смотрит на нас, словно надеясь, что этот взгляд позволит ему идти с нами. Разделять группу нельзя, но при таком раскладе с японцами на озере может отправиться только он. Его должность -координатор проекта, на пешем маршруте абсолютно не нужна.  Есть еще один повод отправить Сашу на озеро - его вегетарианство. Я впервые сталкиваюсь в походах с таким типом людей. Они словно инвалиды: отдельный уход, много внимания и заботы. То что не замечаешь в городе, в тундре с единственным котелком, ограничением по газу и лимитом по времени становится настоящей проблемой. Олег обещает вернуться за нами на озеро, когда мы позвоним и привезти с собой сюрприз.

5. Первые километры

В качестве дополнительного груза японцы нам отдают  рис, батарейки, штатив для камеры и еще какую-то мелочь. В общем не много. Герой задаёт темп ходьбы. Он идёт впереди за ним Миша и Сасаки, мы метрах в десяти, дабы не мешать героям. Как я и предполагал, по тундре Герой не пошёл, пошёл по вездеходной. Идём шустро, средняя скорость 4,5 км/ч. С такой скоростью с рюкзаками не ходят, но говорить японцам об этом бесполезно, они же "специалисты". Через несколько километров Миша неожиданно разразился гневной фразой в нашу сторону:

- Вы можете не разговаривать? Я люблю идти в тишине.
Потом добавил японцам словно они его понимали: "Не люблю, когда русские разговаривают." Не знаю что сдержало меня от реплики в  адрес Михаила, но мы отпустили японцев метров на 100 вперед. Тем более у нас начал отставать Паша, которого мы вынуждены были ждать.
        Удивительная это местность  - Чаунская низменность. Огромное, почти ровное пространство тундры через 100 километров от Чаунской губы упираются в сопки Анадырского нагорья. Сопки, как будто бы поставлены здесь искусственно. Вырастают из тундры неожиданно и безоговорочно. Без предгорий и увалов. Через 12 километров мы входим в горную долину. Именно здесь и начинается настоящая красота. Появляется объём восприятия и степень сравнения. Перед входом в горную долину стоит балок и бульдозер. Чтобы пройти речной прижим уходим вверх по сопке. Угаткын делится на множество проток и заполняет собой большую часть долины. В начале второго, пройдя 14,5 километров разбиваем лагерь. Странно, но вертолёта мы так и не увидели. Группа, которую мы оставили на месте нашей ночёвки,  должна была вызвать вертолёт, который их  забросит на озеро, а заодно Хадзуи будет снимать на видео наше "героическое" движение. Погода для этого времени года и этой местности стояла отличная. Небольшая облачность, на высоте примерно 1000-1500 метров. Но Ямада ворчал, что нужно лучше, не понимая, что может ведь быть и хуже. Но прилетит или нет вертолёт это уже была не наша проблема, мы должны двигаться по назначенному маршруту.

7. Лёша измеряет силу потока ветра

12. Устал боец

Только мы начали ставить палатку, как послышался гул вертолёта. В спешном порядке бросаем всё, одеваем рюкзаки и имитируем движение. Вертолёт делает несколько эффектных виражей над нами и уходит по долине на озеро. Японцы и Миша разбивают палатку метрах в 100 от нашей за плотным кустарником. Русская речь теперь до них не доносится. Я до сих пор не могу привыкнуть к такому положению дел, когда одна группа разделена на две подгруппы со своим питанием и почти полным отсутствием общения. Герой  "трушничает", еду готовит на костре, ест рис. Но на поверку оказалось, что кроме риса у него сухое молоко, имбирь,  чай, куча каких-то японских добавок и приправ. Складывается режим нашего движения и проживания. Выход в 7-30 утра, двигаемся без обеда до часу дня. Лагерь разбиваем в стороне друг от друга и стараемся ограничить контактирование.

13. "Озёрная группа" грузится в вертолёт

16.Оператор Кадзуи весь полёт сидел в "дверях". Как потом признался он боится летать и ему было очень страшно

Вечером выявляем первый казус такого взаимоотношения. Предлагаю завтра не идти так быстро, во-первых, нагрузка большая и соответственно больший расход энергии, во-вторых, у нас отстаёт Паша, которого мы вынуждены ждать. Миша одобрительно кивает.
- Так чего тогда сам сегодня бежал?
- Я за японцами
- А мы спешили не отстать от Миши, - перевел Паша реплику японцев.
Русская группа быстрым маршем вынуждена была догонять обе азиатские стороны "соревнований". Вот такой чукотско-японский тяни-толкай.

17. Первый базовый лагерь. Красная палатка-русские, оранжевая - японцы, зелёная -  Миша Эттувги

18. Герой собирает хворост для костра

19. Два Героя.

Завтра горы стали еще красивее, останцы на них еще больше и причудливей. Сколько вчера ни говорили о скорости, всё равно выходит гонка. Мы с Лёшей можем идти еще быстрее, но тогда группа вообще распадётся. Снова прижимы и снова уходим в сопки. На повороте Угаткына в очередные горные "ворота" находим геологическую стоянку. Множество технических агрегатов, буровые коронки, трактор, два балка: один технический, складской, другой большая армейская палатка "обшитая" фанерой.  Палатка-балок, стоит в шикарнейшем месте, в 10 сантиметрах  у обрыва реки. Окно выходит на реку и противоположную сопку. Вид у жилища, типично джеклондоновский, времён золотой лихорадки на Клондайке. Только снега не хватает.  Японцы наотрез отказались от "благ цивилизации" и ушли за километр от нас на лоно природы. Палатка-балок весь в дырах, местами выломана фанера, но зато есть печь, дрова и уголь. Лёша скептически смотрит на восстановление балка. Для него, как и для Паши балок, тем более такой разбитый, это что-то непонятное и чуждое. Пытаюсь объяснить, что плохой балок, лучше хорошей палатки, но Лёша этому не верит и уходит на улицу ставить палатку. Истинный турист. Тем временем мы с Пашей, вооружившись гвоздями и скотчем за час приводим балок в жилой вид. А после того как растопили печь, становится не только тепло, но и уютно.  Лёша, как бы с неохотой, вроде как вынуждено, соглашается на ночёвку в балке.

20. Утренняя планёрка Хаттори: идём за мной, не спешим.

21. Ориентация на местности

22. Угатка постоянно прижимается к сопкам, поэтому приходится срезать через горы

24. Неудачный прыжок Хаттори

25. База геологов

26. Найди лишний предмет.

Угатка в этом месте течёт единым руслом. Солнце еще не село, беру спиннинг иду на рыбалку. На повороте, возле большого омута встречаю Мишу. У него уже пять харитонов, на ужин наловил. Моя рыбалка намного хуже. Выуживаю с горем пополам одного харитона. Грешу на отсутствие блёсен "вертушек". Миша ловил именно на такую блесну. После захода солнца начинается миграция дикаря. Зрелище великолепное. Смотрим на оленей в окно словно в телевизор. С противоположного берега в трехстах метрах  от нас они переплывают реку и уходят по долине выше. В 20-00 каждый день у нас связь с озером. У ребят на озере всё отлично, обустраиваются и обживаются.

28. Вечерний кисель

29. Дикарь идёт

Учим японский:  "ЯМА" - гора

Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4

Tags: Чаунский район, Чукотка
promo basov_chukotka february 15, 2017 11:35 13
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…