Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Как японцы на Эльгыгытгын ходили

Глава третья, в которой появляется Миша Эттувги.

Свершилось! Выезжаем. В половине девятого загрузив вещи в "Урал" выезжаем на р.Паляваам.  Погода не важная, туман и противная морось. Дорога шикарнейшим автобаном тянется до горизонта. Периодически делаем остановки для съёмок. Главный герой Хаттори, сделав несколько дублей пулей, несётся на обочину. Траванулся накануне певекскими пельменями.

2. Концепция "мы не друзья" распространялась на любую совместную коллективную деятельность. Это наша единственная совместная фотография

3. Начало трассы Певек-Билибино

Ехать скучно. Однотипный пейзаж, отличная ровная дорога. Сразу клонит в сон. Через 130 километров въезжаем в заброшенный  посёлок Комсомольский. Галечниковым бруствером тянутся отвалы вдоль реки Ичувеем, на котором расположен посёлок. Это самый крупный закрытый посёлок в Чаунском районе. В славные годы его золотой деятельности здесь проживало и работало до 3000 человек. Комсомольский приятно поразил. Ожидал увидеть постсоветскую разруху, увидел вполне приличный посёлок на консервации. В начале 1990-х власть в свои руки взял Милинский, или как его уважительно называли "дед", легендарная личность союзного масштаба, руководитель артели старателей "Чукотка". Вся промзона принадлежит артели. Жизнь в артели бьёт ключом. Поражает большой парк промтехники: "Белазы", "Катерпиллеры", "ЧТЗ".  Золото добывают  перемывая старые отвалы. Благодаря  богатейшей матчасти, артель участвует в подрядных работах на строительстве трассы Певек-Билибино.
Старательская столовая, словно оранжерея, вся утопает в зелени. Кормят сытно и до отвала. Несколько видов салатов из свежих овощей, молоко, сметана, мясные блюда из птицы и свинины. Чаун-Чукотка - страна контрастов: в райцентре просрочка двухлетняя, в тундре свежее молоко и овощи.
- Коров у нас осталось только 4, остальных пустили под нож. Но нам хватает. Свинарник есть, теплицы. Ребята пейте молочко, - говорит улыбающаяся повариха.
- Слышал я, овцебыков разводите? Где их можно посмотреть?
- Четыре овцебыка было, все ушли в тундру, одна Манька осталась. Прибилась к коровам и ходит теперь с ними. На коровнике живёт.
Очень хотелось посмотреть на овцебыка, но времени в обрез. Пока японцы снимают виды, а наш водитель Саша отдыхает, мы с Лешей делаем небольшую экскурсию по посёлку.

4. Заброшенный посёлок дорожников Долинное

5. Заброшенный посёлок Быстрый

7. Посёлок Комсомольский. Артель старателей "Чукотка"

9. В старательской столовой

11. Посёлок Комсомольский

12. Отсыпка провалов

В артели мы договорились об аренде вездехода, который должен был забрать нас завтра с Паляваама и отвезти на р.Угаткын. А пока в заходящих лучах полярного солнца мы снова движемся по трассе. Движение весьма оживлённое. С периодичностью раз в полчаса встречаются фуры гружённые золотым концентратом с Майского, контейнерами на Двойное и порожняковые возвращающиеся в Певек. Чаун-Чукотка - настоящая промышленная столица Чукотки. Хотя по сравнению с прошлым двадцатипятилетней дваности это всего лишь слабая тень промдеятельности. Полиметалловский рудник "Майское", мимо которого мы проезжали, установил у себя мобильную связь, и за несколько километров до рудника, на сопке, дальнобои организовали "пункт связи".
  К семи вечера подъезжаем к мосту через Паляваам. Обычный и ничем не примечательный для материка мост, здесь мне показался настоящим произведением инженерного искусства. Подобных сооружений на Чукотке я еще не видел. Мост органично вписался в ландшафт и хозяйственную жизнь территории. Возле моста стоит балок. Сюда из города и приисков ездят на рыбалку. Мне, к сожалению, ни в этот вечер, ни на следующее утро рыболовная удача не улыбнулась.
  Японцы, так долго и много говорившие в Певеке о том, что они снимают "true story", чтобы никаких балков, вездеходных дорог и прочих шрамов цивилизации, о том, что жить они будут в палатках, идти по карте  по девственно чистой тундре, тут же занимают балок и уже не выходят из него до утра. Питерские ребята первую полевую ночь  в тундре решили провести в палатке. Ушли за километр на живописно вдающийся в долину Паляваама мыс и там разбили палатку. Эстеты! Я остаюсь на ночь  в вахтовке. Вечером общаюсь с дальнобойщиками, которые караваном идут на месторождение Двойное.
  На следующее утро меняем транспорт и, соответственно, водителя. Вместо вахтовки "Урал" у нас теперь вахтовка "МТЛБ". То, что это "метла" я узнал только после того, как мне об это рассказал водитель Олег. "Метла" идёт мягко, но шумно. Наша цель оленеводческая бригада на р.Элькаквун, знаменитая "тройка" - третья бригада. Особенно знаменита она стала накануне нашего выезда. Бригадир-наставник орденоносец Антылин расстрелял машины каких-то певекских дельцов, которые решили поохотиться в стаде.

13. Рудник "Майское"

14. Долина реки Паляваам

15. Наши пожитки

16. В салоне вездехода. Непривычные к дыму моторного масла японцы и питерцы закрывали нос и рот повязками

17. В кабине "метлы".

18. Кадзуи втыкает в происходящее

19. Главный герой Хаттори, единственный из японцев, кто хоть иногда улыбался

20. На перевале. Высота 673 метра

21. "Метла"

22. Строящаяся федеральная трасса

В долине  Элькаквуна и произошла судьбоносная встреча с Мишей Эттувги.   Миша Эттувги - потомственный оленевод с острова Айон. Много лет назад Миша устроился пастухом в девятую бригаду Вуквукая. Но, что-то у него не срослось и, в конце концов, из бригады он ушёл. Зимой работал грузчиком в Певеке, летом устраивался в орнитологические экспедиции, которые изучали в Чаунской низменности гагар, гусей и прочих водоплавающих. В этом году Миша поехал в билингскую оленеводческую бригаду на праздник молодого телёнка, а было это еще в апреле. Наступило лето, из Билингской тундры Миша пошёл в тундру Чаунскую. Погостил в своей бывшей девятой бригаде и с наступлением осени перешёл в "тройку", из которой и планировал вернуться домой на остров. Накануне судьбоносной встречи мимо бригады проехал уазик главы администрации района. И вот уже несколько часов Миша и молодой парень Геннадий, ветврач с Алтая, стояли в тундре недалеко от дороги и ждали уазик. Но вместо начальствующей машины к ним подъехал оранжевый приисковый вездеход.  Из вездехода выпрыгнули люди в цветастых куртках видеоаппаратурой в руках и прямиком направились к Мише. В этот день Мише повезло трижды: во-первых, японцы предложили ему сопровождать их на озеро Эльгыгытгын, на котором он еще не был, но на которое очень хотел попасть. Во-вторых, ему удалось встретиться с главой администрации и решить свои проблемы. Ну а в-третьих, он вместе с нашей группой рассчитывал попасть к 8 октября в Певек к рейсовому вертолёту на Айон.
          То, что японцы решили взять Мишу с собой на озеро стало для нас полной неожиданностью. Кто такой Миша и можно ли с ним куда-нибудь идти мы естественно не знали. Через полчаса после знакомства с Мишей Ямада, доказывал нам с полной невозмутимостью, что он, Миша, подразумевался в съёмках фильма еще чуть ли не год назад. И что не взять его мы никак не можем, он уже органично вплетён в сценарий фильма и является согероем Хаттори. В новой версии сценария два азиата чукча Миша, и японец Хаттори идут к загадочному озеру на котором никто из них до этого не был. По дороге Миша рассказывает легенды, объясняет традиции и учит премудростям кочевой жизни своего нового друга. В общем отказаться брать Мишу с собой мы уже никак не могли.
  Пока происходило знакомство японцев с Мишей, уазик главы администрации проехал мимо нас в бригаду. Бригада располагалась неподалёку в нескольких километрах выше по реке. После импровизированного приветствия японской делегации главой района Данилюком  всех пригласили в большую летнюю палатку отведать оленины и попить чая. Бригада выпасает около 5 тысяч оленей, сейчас у оленей период гона и, как сказал бригадир Иван: "Они так активно чпокаются, что бывает важенки ноги ломают". В подтверждение его слов из стада привезли тушу важенки со сломанной ногой. Для Хаттори устроили мастер-класс по свежеванию  оленя. Мясо японцы брать не стали удовлетворившись сердцем, которое вечером главный горой нарезав на тонкие ломтики ел сырым.

23. Неожиданная встреча. Миша Эттувги и Геннадий.

24. Глава района и бригадир Иван приглашают японцев в летнюю оленеводческую палатку

26. Верховье Элькаквуна

Гости разошлись также неожиданно, как и приехали. Глава уехал в Певек, японцы уединились в палатках, которые поставили неподалёку, питерские ребята сидели в вездеходе. Мне же было интересно общение с оленеводами. Впрочем им было гораздо интереснее не рассказывать, а слушать. Так мы и просидели до полуночи в палатке, сначала разговаривая, а потом ребята включили ноутбук и наверное в сотый раз начали смотреть документальный фильм "Вуквукай, маленький камушек". Это первый и по настоящему хороший фильм о жизни оленеводов. Съёмки происходили в соседней девятой бригаде. "Вуквукая" поставили специально для меня, хотя я и был на его премьере в Анадыре. Но вот так, сидя в летней палатке, с людьми лично знающими героев фильма, живущих такой же жизнью, делая колкие и ёмкие комментарии, смотреть его было еще интереснее. "Вуквукай", как мне показалось для них не просто фильм об оленеводах, это "икона", образчик правильного образа жизни. Пусть в этом фильме никто из них, кроме Аркадия не снимался, но это фильм о каждом из них и каждый из них, через Вуквукая и его людей был героем. Это читалось по их глазам, и то как они смотрели. Я уверен что оленеводы   в Шмидтовской, Амгуэмской, Лоринской тундре смотрят этот фильм точно также, разве что комментируют его по-разному.

28. Смотрим "Вуквукая"
Учим японский: "ДОРО" - дорога

Глава 1, Глава 2

Tags: Чаунский район, города-призраки, поселения Чукотки

• Восточная Чукотка

Восточная Чукотка это другая планета, на планете Чукотка. Даже не планета, а отдельная галактика. Летние зарисовки с Восточной Чукотки: Лорино,…

• Чукотка: навигация, огороды, голосование

Огородничество//Навигация-2021//Новый паром//Голосование//Свобода слова//На Аляске строят порт//Климатические аномалии

• Самый красивый треккинг Чукотки

"О Чукотке я начала мечтать, когда впервые попала на Камчатку", - сказала Аня и мы тут же полетели в Провидения... П.С. Лето 2022…

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…