Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Как японцы на Эльгыгытгын ходили.

001

Глава первая, в которой я лечу в Певек, а попадаю в Билибино.
         Начался сентябрь, а с ним и окончание летнего полевого сезона. Яркого, насыщенного, интересного. Больше десяти дней дома бывать не доводилось. В иной раз из одной экспедиции на следующий день в другую.  Так думал я, возвращаясь  из экспедиции на аэроглиссерах в Анадырь. Но как ни странно мой летний сезон 2013 года, закончился уже зимой. А было это так...

       В августе ребята из питерской туркомпании предложили мне сопровождать съёмочную группу ведущей японской телекомпании на озеро Эльгыгытгын.  Это предложение из разряда от которых нельзя отказаться. Изюминка, или подвох, с какой стороны посмотреть, данного мероприятия заключалась в средстве передвижения - пешком. Сроки от трех недель до месяца. "Счастливчик" - говорили мне одни, "больной" - читалось в глазах других.
         Через неделю после возвращения с Великой я с рюкзаком сижу в аэропорту Анадыря и мучаюсь вопросом лететь, или не лететь? На завтра у меня билет на рейсовый самолёт Анадырь-Певек, в тот самый, самый северный город России, в который уже сегодня прилетают питерцы и японцы. А сегодня рейс заказной, который заказала  главная снабженческая организация территории. Меня на этот рейс берут, без проблем. Но главная закавыка в том, что летит он через Кепервеем. Это примерно так же, как в Питер, через Калиниград лететь.  По идее, сегодня же самолёт должен прилететь в Певек. Но я-то знаю, что такое авиация и Чукотка: можно улететь в Кепервеем и не только  заночевать там, а ещё как  бонус организовать самостоятельно увлекательный ознакомительный тур на несколько дней. А можно и не дёргаться сегодня, уехать домой, а завтра на рейсовом  самолёте спокойно вылететь в Певек. А если завтра погоды по трассе или в Анадыре не будет?
         Сижу на лавке, рядом с Анатолием Кочневым panzer_bjorn* и думу трудную думаю. Ему хорошо. Гора чемоданов, улыбка до ушей, весь в предвкушении "поля". Едет он в сторону Ванкарема моржей считать. На два месяца едет. А тут ему еще подфартило - юбилей на своём любимом острове справлять будет. Полтинник! И как обычно у него это бывает, созовёт моржей со всего побережья на именины и учёт им произведёт, и фотографии отличные сделает. У него другая головная боль - финансирование. Денег на "науку" ему мало дали, вот и думает, как и где сэкономить. У него отбой, а у меня уже регистрация началась.
- Да лети ты уже, чего дома сидеть? - словно услышав мои размышления говорит он. Желаем друг другу хорошего маршрута и разлетаемся.

2. Первая декада сентября. Анадырское нагорье
1

3.
2

4. Трасса Билибино-Певек
3

5. Заходим на посадку в аэропорт Кепервеем
4

         На часах еще нет и полдня, а мы уже приземляемся в аэропорту Кепервеем. Чем меня можно удивить в Кепервееме? Левитановскими пейзажами? Золотисто-рубиново-изумрудную парчу лесной поймы пронзает голубая нить Малого Анюя.    Очень красиво, но не удивишь. Это же Билибино! Деревья? Ими меня тоже не удивишь. Я здесь уже был два года назад.  Это же Билибино! Сопки в белоснежно- белых шапках? Естественно, мы же в глубоком заполярье. Зима тут рано приходит. Это же Билибино!   А вот мошкой, 10-го сентября, меня удивить можно.  Не успели мы выйти из самолёта, как на нас, набросилась заметно поредевшая, но не менее кусучая армия Великого чукотского ГНУСА! Да, друзья, это всё-таки, Билибино.
         Группа снабженцев улетает на вертолёте в село Анюйск, а я остаюсь в Кепервееме. Прошёлся по селу, зашёл в оба сельских магазина, взял джентльменский обеденный набор: лечо (просроченное), колбасу, сыр, хлеб, шоколад и "Тархун" местного разлива и направился созерцать и гурманствовать на реку. Трапеза была недолгой и невкусной. Радовал только пейзаж и пёс, который почуяв запах колбасы появился из ниоткуда. Скормив псине остатки обеда возвращаюсь в аэропорт.

6. Село Кепервеем
5

7.6

8.
7

9.
8

10. Центральная площадь села
9

11.
10

12. На берегу р.Малый Анюй
11

13.
12

14.
13

         Аэропорт в Билибино живёт. И живёт очень интенсивной жизнью. Через несколько минут после нашего, садится борт из Магадана. Через час еще откуда-то, ближе к вечеру еще кто-то прилетел, и это не считая рейсов вертолётов, частной (единственной на Чукотке), авиакомпании "Билибиноавиа". Интенсивная движуха. Всё как и в любом аэропорту мира: встречи, прощания, слёзы, поцелуи, и потные от напряга лица мужчин таскающих немыслимые чемоданы, тюки, коробки, колёса, баулы и еще бог весть, что, то что можно вместить в самолёт. Билибино и билибинцы это отдельная страна, отдельное царство Чукотки, со своими обычаями, нравами, традициями, князьями и баронами. Район появился благодаря золоту, которое в свою очередь нанесло сильный отпечаток на человеческие взаимоотношения. Здесь и криминал, перерастающий в былые годы в кровавый беспредел, и суровая народная демократия, не признающая ни чинов, ни имён и атомное наследство, в виде двух из четырёх работающих энергоблоков, того же типа, что и чернобыльские.  Это же Билибино!
         Но обо всём этом я в то время не думал, потому что мой мозг зондировала социальная реклама федеральной транспортной полиции и чукотской налоговой инспекции, которая циклично крутилась на единственной плазменной панели в аэропорту. Чтобы я ни делал: сидел, лежал, пытался уснуть, ходить в пустынном аэропорту меня везде преследовал тревожный закадровый голос говорящий о террористической  угрозе на транспорте или равнодушно-воодушевлённый голос Игоря Баданова igel_weissmann* рассказывающего, как пользоваться личным электронным кабинетом налогоплательщика. Поэтому, когда прилетел вертолёт с "нашими" я  им радовался, как родным, хотя почти никого из делегации  не знал.

15.
14

16. Кепервеем - воздушные ворота Билибинского района
15

         В пять часов вечера началась последняя на сегодня аэропортная суета.  И снова, второй раз за день я удивился. Теперь уже человеку. Андрей, ответственное лицо командировочных снабженцев, в течение часа проявлял чудеса словесной находчивости и телефонного жонгляжа. Из-за какой-то  бюрократической формальности, и бумажной волокиты нужная бумага не попала на подпись в одну из многочисленных авиационных служб. Это повлекло за собой эффект домино и наш самолёт отказывались обслуживать все службы от Анадыря до Певека. Употребив все превосходные степени прилагательных  и уменьшительно-ласкательных слов Андрей сумел договориться и вытребовать долгожданное "добро на вылет".  Объявили регистрацию и мы дружной вереницей входим в чрево  рамки металлоискателя. На десятом человеке лента досмотра багажа остановилась.
- Не летим.
         Снова звонки, слова, энергетические пассы руками, и о чудо! Лента заработала вновь. Теперь мы уже все дружно по неширокой гравийной дорожке отсыпанной для движения пассажиров по ВПП быстрым шагом идём к самолёту, загружаемся, и... Всё! Не летим. Регламент полётного времени закончился. Еще несколько звонков, но волшебная сила эликсира по-видимому закончилась. Андрей, разводит руками мол, "всё, что мог", выходит с остальными из самолёта.
         Загружаемся по машинам и едем в самый атомный город Чукотки. До Билибино, "рукой подать" - 38 километров, это самый дальний аэропорт от райцентра на Чукотке. Миновав мост через Малый Анюй въезжаем в горную долину утыканную редким  лиственничником.  В гостиницу, со всеми я не пошёл. Воспользовавшись помощью друга устроился на квартире. После обустройства - первая мысль о еде. Билибино, "борется за право" называться самым кулинарным городом Чукотки. Здесь всё к этому располагает и большое количество просроченных продуктов, и жгучие "рублёвские" цены на эти самые просроченные продукты, но больше всего к этому подталкивает отсутствие учреждения общепита. Оно конечно есть, но работает только с 12 до 15 дня. А дальше каждый ленивый командировочный, а в командировке все становятся ленивыми, знает, проголодался  - иди в "Кулинарию". Салаты, гарниры, мясо и прочие готовые магазинные "вкусняшки", отлично идут с (или под)  местным билибинским пивом. У производителей в Билибино, есть отличное брендовое преимущество перед  остальной Чукоткой, да и большинством населённых пунктов России - приставка "атомный".  Атомное пиво", "Атомный хлеб",  колбаса "атомка".  И обязательно шильдик "Одобрено МАГАТЭ". Впрочем о  брендировании товаров билибинцы задумываются в последнюю очередь. К 2018 году градообразующее предприятие Билибинскую АЭС, закроют. Вот тогда и начнётся настоящий атомный трэш. Зачем бассейн построили, когда город моментально захиреет, а может даже и закроется  без АЭС?
         Через полчаса после нашего приезда в Билибино, город накрыло снегопадом. Мохнатые, с пятирублёвую монету снежинки, густым пухом из дырявой небесной наволочки сыпались на город.  Ночью снег идти перестал. Пошёл дождь. Это же Билибино!

17.
18

18.
16

19.
17


Tags: Билибинский район, Чукотка, поселения Чукотки
Subscribe

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments