Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Торец России: с древнейших времён до середины ХХ века




Чукотка, как любой регион, не равномерна в своём экономическом развитии и потенциале. Самым депрессивным в экономическом отношении районом Чукотки является её восточная часть: Провиденский и Чукотский районы. Злые прагматики  говорят, что это "жопа России", мне больше нравится выражение -  "торец России".

История развития цивилизаций это неизбежный и постоянный процесс контактов, ассимиляции, "культурной интервенции" и сложного взаимоотношения социальных групп. У истории нет "хороших" и "плохих", "наших" и "ваших". Как историк я не являюсь сторонником идеи "пришли и всё сломали" и "вас здесь не стояло", а также не фантазирую на тему "как было бы хорошо при ...". Но в то же время я не являюсь беспристрастным наблюдателем, так как живу на данной территории и мне не безразлично её дальнейшее экономическое, культурное и социальное развитие.  Данная статья является кратким политико-экономическим экскурсом развития "торца России", с древнейших времён до наших дней. Попытка понять прошлое и осмыслить будущее.





"Экономика выживания": с древнейших времён до середины XIX века

На самом краю Евразии люди жили давно. Как минимум три тысячи лет. Сначала это были эскимосы, позже к ним присоединились чукчи. Ещё позже, в середине XVII века, в этих краях появились русские. Их появление было кратковременным, что называется "мимо проплывали". В этом и следующем столетии контакты участились, но они именно что были контактами, какого-нибудь существенного влияния на жизнь местного населения эти встречи не оказали. Традиционным занятием местного населения и основой существования была охота на морских млекопитающих: киты, моржи, тюлени. Жизнь населения полностью зависела от природно-климатических факторов, с присущими в подобной ситуации "биологическими волнами": деградацией в период ухудшения климатических условий и процветанием в благополучные периоды.

"Период полураспада": с середины XIX века до 1920-х гг.

Не смотря на то, что открыли и описали Восточную Чукотку русские, первое серьёзное экономическое влияние на жизнь и уклад чукчей и эскимосов  оказали американцы. В середине XIX века в северном Берингоморье началась промышленная добыча кита и иностранные китобои ежегодно стали приходить к чукотским берегам. С появлением американских китобоев началась меновая торговля, благодаря которой в быт жителей побережья массово вошли металлические изделия, огнестрельное оружие, некоторые виды продуктов питания, текстиль, а к началу XX века, даже керосиновые лодочные моторы и вельботы. До этого периода, часть указанных товаров попадала сюда с ярмарок континентальной Чукотки, но то были единичные товары, которые кардинально быт и уклад местного населения не изменили. К началу XX века сложилась неприятная для царского правительства ситуация: русское влияние на Восточной Чукотке было минимальным, на уровне стат.погрешности, зато американское - максимальным. Очевидцы отмечали, что по-русски береговые жители не знали ни слова, зато по-английски не идеально, но свободно изъяснялись. Именно распространение американского влияния на Чукотке заставило царское правительство обратить внимание на регион, через создание форпостов и увеличения ассигнований на "государственное присутствие". Но не смотря на то, что финансирование северо-восточной окраины увеличилось в разы это были "разы" малых чисел. К примеру, заходил один пароход, стало три (увеличение на 300%), была одна школа стало две (200%) ну и т.д. Чуть лучше дела шли у отечественных торговцев, но и они конкурировать с американцами, не могли. Львиная доля товаров шла из Америки. По факту, русское влияние на регион было номинально-административным, а культурное и экономическое влияние американцев с каждым годом усиливалось.

Экономическую основу жизнедеятельности по-прежнему составляла охота на морских млекопитающих, но с появлением факторий, влияние природно-климатического фактора существенно снизилось. В голодные годы можно было взять у торговцев взаймы продукты питания и боеприпасы для охоты. Подобная "гуманитарка" кардинально ситуацию с голодом не исправила, по-прежнему были часты голодные годы и вымирание стойбищ, но в сравнении с предыдущим историческим периодом это был существенный этап развития социально-экономических отношений.

В этом же направлении произошли изменения и во взаимоотношениях с другой социальной группой - оленными чукчами,  родственными береговым чукчам по этническому происхождению, но принципиально отличными по образу жизнедеятельности. В конце предыдущего исторического периода, на Чукотке появилось крупнотабунное оленеводство, которое, в экономическом отношении, было более прогрессивным видом традиционной экономики.  В иерархии социальных взаимоотношений оленные чукчи находились выше береговых. В силу специфика оленеводства - сезонные кочевья, оленные чукчи не являлись постоянными жителями Восточной Чукотки и их контакты с береговыми, преимущественно, приходились на непродолжительный летний период. Оленные чукчи помогали в голодные годы береговым, но эта помощь не носила всеобщего и системного характера и зависела от родственных отношений и других факторов: межличностные конфликты, трудная транспортная логистика (голод чаще всего приходился на зимний период, когда оленные откочёвывали в континентальную Чукотку), межэтническая напряжённость (если к береговым чукчам оленные относились свысока, считая их "младшими", то к эскимосам и вовсе пренебрежительно).

В этот период появляется небольшая прослойка людей новой формации и профессии - кавраляны (торговцы). Кавраляны были агентами торговых компаний (преимущественно иностранных) и в социальной иерархии стояли на уровне богатых оленеводов.

Кто был первым не коренным жителем Восточной Чукотки не известно, но известно, что заселение этого района "западными людьми", начался именно в этот период. Это уже не просто кратковременные контакты, а постоянное или долговременное жительство. "Западные люди" - это русские, ингуши, американцы и прочие национальности, которые чаще всего были представлены  конкретным человеком: эстонец, норвежец, и т.п. В разные годы этого периода численность новых людей разнилась, но не превышала пары-тройки десятков человек. Влияние одной этнической общности на другую было минимальным. Два мира жили вместе, но порознь.

В целом, этот период можно охарактеризовать периодом распада традиционного уклада и зарождением товарно-денежных отношений (прото или псевдокапитализм).


"Новый мир": 1920-1950-е гг.

Революция в России принципиально изменила дальнейшую парадигму развития. Не сразу, но уже с середины 1920-х годов, советская власть в силу идеологических, политических и экономических причин, минимизирует иностранное влияние, а к середине 1930-х годов полностью закрывает Чукотку от иностранного капитала и влияния. Характерно, что "закручивание" гаек было не одномоментным, а растянутым на десятилетие. Это, выражаясь языком физики, был процесс замещения. Пока не получалось организовать факторию и завести необходимое количество товара, иностранным компаниям разрешалось торговать. Важно то, что процесс замещения был последовательным и необратимым, а не популистско-кампанейским. Разумеется, не обходилось без  "перегибов на местах" и бюрократических идиотизмов, когда в товарную номенклатуру включались совершенно далёкие от Чукотки товары: дамские сумочки, зонтики и т.п. Но в целом, курс на строительства Новой жизни проводился планово и активно. Проигрывая по многим позициям в качестве товаров, новая власть  привнесла в регион систему образования, медицины, социальной поддержки и справедливого перераспределения ресурсов. Можно критически относится к целям, которые преследовала советская власть, но то, что жизнь большинства населения улучшилась - факт.

Феноменом является то, что в 1920-1930-х годах, когда общее экономическое развитие России было, мягко говоря не в лучшей фазе, государство вкладывало огромные ресурсы, по сравнению с предыдущим периодом, в развитие дальней окраины. В политико-экономическом отношении это был альтруизм чистой воды: не было необходимости и в "электоральном подкупе" населения и совершенно не очевидным был факт геологического богатства региона.

В этот период происходит переформатирование социально-экономического устройства  региона. В 1990-е годы, когда маятник от советского "ура-патриотизма" качнулся в сторону "ура-национализма" в обществе распространились идеи о плохой советской власти, которая сломала идеальный традиционный мир коренных жителей и создала не понятно что. Сломать, что уже сломано нельзя. Слом традиционного уклада начался в предыдущий период и этот "слом" не был насильственным: металлические ножи и иглы лучше костяных и обсидиановых, ситец для шитья камлеек более практичный материал, чем моржовая кишка (хотя и промокает быстрее), охотиться с винтовкой лучше, чем с луком и т.п. И главное, когда есть продуктовый запас на фактории (складе), нет зависимости от удачной охоты, а следовательно нет голода. Выживание - главный закон жизни на севере в целом, и на Чукотке в частности. И если новое эффективнее старого, умышленно (искусственно) цепляться за "предания старины глубокой" никто не будет. Новое в быту, несёт и новую философию жизни. Отбросив советские и антисоветские идеологические агитки, в сухом историческом остатке, подкреплённом источниками и рассказами очевидцев, мы видим, что новый миропорядок, по историческим меркам, вошёл быстро и органично в мир коренных жителей Восточной Чукотки (в оленеводстве были несколько другие тенденции, но их в данной статье я не рассматриваю, т.к. оленеводы в полной мере не являлись постоянными жителями рассматриваемого региона Чукотки). Коллективизация, через создание артелей, а позже колхозов и совхозов, не была чуждой организационно-хозяйственной  формой для береговых жителей. Более того, создание артельно-колхозной системы вернула к истокам традиционную модель хозяйствования и главное - распределения доходов. Если в предыдущий исторический период байдары и вельботы, т.е. основные средства добычи пищи, "нашли" своего хозяина, который диктовал условия разделения добычи между охотниками и, понятное дело, распределение это было далеко не равным, то артельная система, обобществив "средства производства" вновь вернула социальную справедливость при распределении продуктов охоты.

И если создание школ, на начальном этапе было не очевидным шагом в мироустройстве коренных жителей, то создание больниц и фельдшерско-акушерских пунктов более, чем понятным и нужным новшеством в жизни местного населения. "Выживает сильнейший" - понятие абстрактное, когда дело касается твоих детей. Казусы и недоверие, разумеется были, но медицина, как и образование, вошли в жизнь населения не насильственно, а добровольно и органично. Новый миропорядок, предлагал гораздо больше, чем требовал взамен. И этот новый миропорядок, в лице новых людей, максимально гибко подходил к нововведениям. Люди приехавшие строить новый мир, практически все подстраивались под уклад местного населения: учили язык, преподавали в ярангах (до строительства культбаз и школ), инновации вводили не директивно, а образно и личным примером. И это касалось почти всех сфер новой жизни от врачей и учителей, до пограничников и ответственных партийных работников. Ещё раз подчеркну казусы, перегибы, недопонимание, разумеется были, но в общей массе преобразований они носили единичный характер. При том минимальном количестве новых людей, всего несколько процентов от общей численности, без добровольного согласия населения, ни о каких реформах не могло идти и речи. Тем более, за отсутствием репрессивной системы на местах.

В этот период существенно увеличивается доля западных людей (но в целом она остаётся ничтожной). Основой экономики, по-прежнему, является морской промысел, но уже с повсеместным  и массовым внедрением новых орудий труда (огнестрельное оружие, руль-моторы, вельботы). Однако, с развитием факторий, традиционный промысел уже не является единственным источником существования. К середине 1930-х годов исчезает такое явление, как массовый голод и вымирание стойбищ. Происходит первая волна укрупнений населённых пунктов. Это была единственная добровольная кампания подобного рода. Все дальнейшие укрупнения будут "добровольно-принудительными".

Tags: история Чукотки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Щучий день

    В день весеннего равноденствия, мы с друзьями поехали на рыбалку...

  • Большой палец чукотских километров

    Зачем зимой мужчине на Чукотке большой палец? Да, чтобы давить гашетку акселератора на снегоходе. Ну и ещё чтобы подавать знак товарищам, что всё…

  • Коронавирус: цензура в соцсетях и балбесы во власти

    Не поддавайтесь панике, нет повода для беспокойства, всё под контролем - как только гражданин нашей страны слышит подобные лозунги он точно знает -…

  • Рыбный салат

    Рыба на Чукотке один из основных продуктов в рационе питания. Есть великое количество вариаций приготовления рыбы, но один из самых…

  • Не Рытхэу: были и небыли Чукотской земли

    Жизнь на Чукотке проистекает в двух агрегатных состояниях: ждать и догонять. Ждут не только погоды, но и Момента, который, как откровение должен…

  • Коронавирус добрался до Чукотки?

    Если представить, что Россия кинотеатр, то Чукотка это верхний ряд - места для поцелуев. Выше, то есть дальше Чукотки, никого - вся страна как на…

  • Эракор-2020

    Пятый фольклорный фестиваль оленеводов "Эракор".

  • Амгуэма

    Каждое чукотское село обыкновенное. Ничего примечательного на первый взгляд. До тех пор, пока не начнёшь общаться с людьми. Именно потому что нет…

  • Иультин

    Радость, боль, надежда, испытание, гордость - это всё Иультин, чукотский посёлок ставший символом советской эпохи и новой России. Давдцать пять…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments