Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
basov_chukotka

«Чукотский Mainstream» (Мечкерева-Ламутское)

28 июля - 1-й день
Подъем в 8-30. Позавтракав, начали собираться. Сбор вещей это особое самурайское искусство, которое боле менее постигаешь дня через 3. А через 3 недели можешь складывать все с закрытыми глазами и одной рукой.  Первые наши  сборы продлились 2,5 часа. В полдень глядя на быстроток Мечкерева, мы аккуратно садимся в каяки возле небольшого затона и ...ехуууу.
Понеслось. Движения еще нервные, не отточенные, не выверенные, не...  Через час все на что садится тело, когда тяжело стоять, онемело, аж до боли.  Делаем перекур.
Решаем, что такие перекуры будем делать все время  через каждый час сплава. Тело еще очень долго привыкало к такому образу жизни и периодически все члены немели, а  иногда их даже сводило. Во время очередной стоянки Тимур пытаясь выйти на берег упал в воду и перевернул каяк именно из-за судороги ноги. Благо все это было возле берега.
По пути стали попадаться отдельные рощицы тополей, высотой до 15 метров. Мое "восхищение" деревьями несколько поостыло после Билибино, зато Тимур ликовал вовсю.
Река несла нас со скоростью 8-9 км/ч. Часа через 3 после старта, остановились на обед в месте пересечения Полярного круга.
"Так выглядит Полярный круг"
Здесь же в Мечкерева впадал приток -  Каёмраваам, отчего расход воды в реке увеличился и река стала несколько шире, до 30 метров. Температура 18-20 градусов.  Зверя никакого нет. Возле берега заметили лишь «половинку» лосиных рогов. Эта «половинка»  была чуть меньше метра в ширину и весила килограммов 15.
Зато много дичи. Весь путь нас сопровождают чайки. Они чуть меньше морских анадырских, но все же довольно крупные. Когда пошли рощи увидели и услышали сорок.  Стали попадаться вОроны и гаги. Но эта вся дичь водиться и в Анадыре – удивляться нечему, а вот когда увидели орлана удивились. Фантастически красивая птица, которая никогда не подпускает к себе близко. В седьмом часу встали на ночлег. Пошел ловить рыбу, но безотказно действующая японская катушка (еще с советских времен добытая) подаренная тестем «словила» стопор и отказалась вращаться. Так что остались без рыбы в этот день. Вечером произвели первый сеанс связи по спутниковому телефону.
За день до отъезда я случайно встретил друга (заядлого путешественника)  и рассказал об экспедиции.
- А спутниковый  телефон у вас есть? - спросил он
- Нет. да мы так..
- Никаких так - сказал он и дал телефон - у меня тут больше тысячи минут. Все равно пропадут, я столько не наговорю, пользуйтесь. Только одно условие - отзванивайся мне каждый день и рассказывай что видели, как проходит сплав.
Сотовый телефон вещь действительно хорошая и полезная. Находишься в курсе событий, можно запросить погоду, но... пропадает ощущение оторванности от цивилизации. Она (цивилизация) всегда с тобой. Можно было бы и не звонить, но если взял вещь, она должна работать. Поэтому периодически выходили на связь. Больше всего этому радовались родные. Не надумывали себе ничего лишнего.
"Полярная ночь"
Координаты стоянки: N 66.27.1; Е 169.46.27. Высота - 291 метр
День 2-й (29 июля). Вода в реке спала, сантиметров на 20.С утра наладил катушку, но ничего не поймал. Второй день идем по Мечкерева.
Расход воды увеличился, местами на порогах скорость держалась  10-12 км/ч. Рощи стали попадаться чаще, а вскоре мы плыли в настоящем лесу. Чистота и прозрачность воды впечатляла. Если смотреть в воду то возникает ощущение полета, особенно, когда проплываешь над ямами. К вечеру мы подошли к устью Мечкерева. На карте в  устье указан нежилой населенный пункт Мечкерева. Выйдя на правом берегу мы походили по зарослям минут 15 и не найдя ничего продолжили сплав.
Поселок, как оказалось, располагался на левом берегу. Место очень приметное,  тундровое плато, которое заканчивается пяти метровым обрывом.
Бочки, хлебопечь, велосипедная рама от "Школьника", детская коляска, и куча металолома - вот все что осталось от бывшего поселка геологов.
В омуте под обрывом лежит дизель. Ниже по реке метрах в 300  на галечнике лежит искореженный  каркас от балка заваленный речными наносами, еще ниже второй каркас. Как нам рассказали позднее еще год назад все строения были в целости, а до обрыва было метров 5. В устье впервые увидели кедровый стланник, который выше не попадался. Вечереет, идем в эйфории от приближения устья Анадыря. Сделав несколько петель, Мечкерева с ревом, разделившись на 2 рукава, впадает в Анадырь. Проходя правым протоком, умудрился сесть на косу. Еле удержал каяк когда вылез.  По мощности Мечкерева примерно равна Анадырю только последний кажется чуть мутнее. На ночлег встали километрах в 10 от устья Мечкерева, пройдя за день 40 километров.
 На стоянке решил поохотиться на зайцев, которые повылазили на берег. Истратив 5 патронов и вдоволь набегавшись по кустам, вернулся ни с чем.
Координаты стоянки : N 66.13.18; Е 169.53.66. Высота - 259 метров.
3-й день (30 июля). Утром прохладно, пришлось надевать флисовую куртку, но к 10 часам температура поднялась, градусов до 25.

В этот день впервые увидели медведя, о котором так много говорили  до и во время сплава. Бурый стоял на галечнике на противоположном берегу между кустов. Заметил медведь нас не сразу, а только тогда когда я крикнул Тимуру. Он с любопытством начал нас осматривать. Повернули к берегу, начали гудеть в дудки и кричать. Медведь ушел с галечника, но тут же вылез на пригорке. Встал на задние лапы и снова стал изучать источник шума.  Что на уме у медведя нам не известно, ширина реки метров 30, которые он может преодолеть меньше чем за минуту, поэтому мы не стали наблюдать за его дальнейшим поведением, а устроили какофонию из всех гудящих и дудящих средств, которые у нас были в наличии, после чего он резко повернул в кусты. Стали внимательнее смотреть по сторонам. На обед встали в устье крупного правого притока - р. Анютва или как говорят местные Онотван. Расположились на большом каменном пляже.
Во время сплава постоянно попадались пейзажи, которые ассоциировались со всеми частями света, но никак не с Чукоткой.  Аляска, центральная полоса России, Япония и даже африканские саванны, виделись нам во время сплава.
"Где-то на побережье Кении. Проект ассоциации"
После обеда перевалили первую сотню километров сплава. Впервые столкнулись с проблемой встречного ветра. Внезапно поднялся ветер 10 м/с, который перевел  наш непринужденный сплав в сплошную греблю. Пройдя при таком ветре около часа заметили впереди огромный обрыв высотой метров 10.
В срезе обрыва торчали ледяные линзы вечной мерзлоты. Очень красивое зрелище. Линза на солнце таяла, что приводило грунт к постоянному осыпанию. Толщина дерна не более 1 метра. Возле обрыва жуткие миазмы, как от процесса разложения. Тимур сразу догадался, что это за запах -  «Так пахнет вечность» - философски изрек он.
Вечером  снова пошел ловить хариуса, поймал 3 штуки, и кажется, понял систему его ловли. По крайней мере хариуса теперь ловил регулярно. Река стала шире, 60-100 метров, часто стали попадаться ямы глубиной больше 5 метров, в одном месте даже метров под 10. Это я понял, когда попытался ловить хариуса на спиннинг с каяка. Хорошо что не поймал!  Хариус рыба сильная и рывки у него приличные, поэтому выуживание харитона могло обернуться неприятным оверкилем. Пейзаж вокруг стал уже стандартным: сопки, в пойме- деревья, галечники.
Что удивительно не было комаров. Они конечно были на берегу, но легенды о полчищах кровососущих тварей, которые не дают даже вздохнуть не подтвердились.
"Хариус запеченный в фольге - основное блюдо экспедиции"

Вечером слышали гул моторной лодки. Ждали появления людей у которых можно было бы расспросить о местных достопримечательностях. Но к сожалению гул мотора вскоре прекратился. Всего за день прошли 42 км.
Координаты стоянки: N 65.56.85; Е 169.50.11. Высота 240 метров
4-й день (31 июля). Всю ночь шел  дождь, который начался накануне вечером и лил до обеда. После чего поднялся попутный ветер, но идти от этого легче не стало, каяк парусило из-за навязанных на деку герм. На обеде теория хариусоловли подтвердилась. Поймал еще двух харитонов.
"Тополиный пух, жара, июль"
Казалось что удивляться больше нечему, ан нет. И на 4-й день осталось место для восхищения. Анадырь после широкой долины с множеством проток, вновь соединился в единое русло и пошел вдоль сопок.
Зрелище просто фантастическое - река течет прямо вдоль подошвы сопки. Возле левого притока реки Кавралянской, появились лиственицы и в большом количестве кедровый стланик.

На очередном повороте поднялись на сопку поросшую стальником и лиственницей.
Панорама захватывающая. Тимур делает очередную шедевральную фотосессию.

Полному великолепию момента мешает только свежий ветер.
Ниже, после левого притока Авдеевской, стеной выросли утесы, высотой метров 50. Природный монументализм впечатляет. Как нам рассказали позднее на этих утесах установлен памятник погибшему геологу, который впрочем мы не заметили.
А на самой Авдеевской по берегам рек часто попадается мамонтовая кость. Там же  километрах в 15 от устья стоит охотничья заимка. Из -за частых обвалов и промоин деревья вдоль берега растут под углом 45-50 градусов, словно склоняясь перед рекой. Проходить под ними еще то удовольствие: с одной стороны очень величественно все это выглядит, с другой стороны не знаешь когда они упадут. Погода словно издевалась над нами, то дождь моросит полдня, то солнце начинало жарить. И не поймешь что лучше. В итоге у Тимура обгорел нос, от чего он то и дело спасая свой дыхательный орган от полного испепеления вынужден был лепить на него листья тополя, ивы и смородины. В этот день установили несколько рекордов: самый быстрый часовой переход - 10 км., и за неполные 6 часов- 51 км!
Координаты стоянки: N 65.40.77; Е 169.28.62. Высота 209 метров.
5-й день (1 августа) Утро как, впрочем и весь день, выдались теплыми. Характер и течение реки те же что и накануне, скорость 8-9 км/ч., ширина 50-100 метров.
В нескольких местах реку словно разворотило бульдозером. Деревья, словно спички сваленные в кучу, давали представление о том что происходит здесь во время паводка. Особую опасность представляли  топляки – деревья и ветки скрытые под водой на несколько сантиметров. Топляки запросто могут распанахать днище каяка. Издали их не заметишь.  И как правило они всегда попадались на быстротоках, что только усиливало их опасность.  Вскоре после выхода из лагеря увидели на берегу обломок винта от моторной лодки, чей гул слышали накануне. Высоко поднялись! Здесь же перекат на перекате. Вечером должны придти к Ламутскому, первому населенному пункту. Однако никаких следов деятельности человека, кроме того самого обломка винта не встречаем. Первым артефактом присутствия человека стала банальная пластиковая бутылка и это всего в полукилометре от села. Неожиданно на берегу показался человек с деревянной лодкой.

Чалим к берегу. Пожилой мужчина, Алексей Чаин, тащит бечевой 5 метровую долбленку (каюк по местному). В каюке 2 кетины, он поднимается к месту своей рыбалки. Каюк он построил лет 5 назад из цельного бревна тополя. Технология нехитрая, но уже фактически утерянная. Подходящий ствол выдалбливают, а затем распаривают и вбивают клинья чтобы борта приняли закругленную форму. Весло у каюка очень длинное и заканчивается маленькими лопастями. Дед стоит восхищается нашими каяками, мы с удивлением смотрим на его каюк.
Вдалеке слышится рев сельского дизеля, но села самого не видно.
- Далеко ли до Ламутского?
- Да нет вот здесь - показывает на лес - пойдете по реке, там пристань.
Прощаемся, садимся в каяки ищем пристань. На  берегу  видим  пару моторных лодок и «Урал». Но пристани пока нет. Впереди длинный галечный пляж, в конце которого установлена палатка.  Из палатки нам на встречу выходит человек.
- А где пристань?
- Да вы ее уже прошли
Вот те раз! Разговорились. Человека зовут Виталик. Работает в «Чукоткомунхозе». Сейчас готовят сети к рыбалке. Кета, основная рыба Анадыря, пошла вчера. Виталик предложил провести меня до села. Тимур остался с каяками. На вопрос далеко ли до Ламутского, Виталик ответил как в том анекдоте про эстонцев, мол рядом. "Рядом" это километра 2 через старицу, лес и болото. По дороге узнаю следующее: в селе 1 магазин, в который продукты завозят раз в год. Все просроченное, зажигалок нет. Нет и сигарет с фильтром. Недостаток в свежих овощах восполняют огородами. Картошку будут выкапывать в конце августа. ПутИна (массовый ход кеты) в этих краях начинается числа 5 августа.
- Кстати дикаря (дикого оленя) не видели? - этот вопрос самый часто задаваемый на всем протяжении сплава, после вопроса кто, откуда и куда.
Тем временем пришли к дому главы села Тамаре Иванове Магарамовой.
- Вы Басов? А где второй? Мы вас ждем приходите – радушно и лаконично приветстовала меня хозяйка села.
Очень приятно когда тебя ждут. За неделю до отъезда передал со знакомой, которая отправлялась в Ламутское, коробку с продуктами. Она и сообщила главе о нашей экспедиции. Иду за Тимуром и вещами. Каяки оставляем на берегу (это место здесь называется чаинская протока) собираем вещи. Мимо проносится моторка. Это супруг Тамары Ивановны возвращается с рыбалки. Хозяева встречают нас супом, пловом и хлебным вином – «За знакомство!».
После традиционного вопроса про дикаря, хозяин азербайджанец Рафик рассказал нам что до нас кто тут только в 90-е и 2000-е не сплавлялся:
- и немцы были и сербы и американцы. В основном на охоту приезжали. А в 90-х японец какой-то арендовал  в селе проводника с лошадьми и пошел на Камчатку. А на Мечкерева мы постоянно мотаемся, зимой в основном и осенью на «Урале» и снегоходах. А водится здесь всё: и медведь, и лось, ну дикарь само собой. Выдра есть, соболей полно.
После ужина нас отвели в административное здание, в котором располагается детский сад, участковый, фельдшерско-акушерский пункт и администрация. Нам предоставили класс в котором мы и расположились.
"Дом в котором находится всё"
 Координаты села Ламутского: N 65.31.52;  Е 168.52.2. Высота 184 метра. Одометр 231 км.
6-й день (2 августа. Дневка в Ламутском) Утром зав. школьной летней площадкой Зинаида Анатольевна, предложила нам завтрак. Выглядело это все очень потешно: два здоровых лба за маленьким столиком, на маленьких же стульчиках, аки Гуливеры.
На школьной площадке 14 детей. Мы, чтобы хоть как то компенсировать свое пребывание в образовательном учреждении, предложили администрации показать ребятам каяки и рассказать о нашей экспедиции.
Дети были в восторге от каяков, которые впервые видели.
После рассказа о снаряжении и демонстрации ходовых способностей каяка, здесь же на берегу организовали чаепитие.
В Ламутске (как называют его местные жители) школы нет. Раньше была начальная и ту закрыли в целях «оптимизации учебного процесса»  - не выгодно Департаменту образования Чукотского АО содержать школу ради 15-20 детей.  Учатся они в соседнем селе Марково (220 км. от Ламутска) в интернате. За исключением детей, которые находятся на семейной форме обучения. Некоторые семьи, чтобы не отдавать детей в интернат переезжают на ПМЖ в Анадырь или Марково.
- Мы шаманим на погоду, чтобы нам в школу не улететь. В прошлом году нашаманили, аж до 20 сентября. А на зимних каникулах,  в Марково, наоборот шаманим на хорошую погоду
- А нам нашаманите? - спросил Тимур
- не сумеем
- А где бы вы хотели жить в Марково или Анадыре?
- здесь хотим жить - ответили все хоромДетский патриотизм  очень трогает. И это при том, что в селе ничего из "достижений" цивилизации фактически нет: отопление печное, канализации нет, туалет на улице ( и это в минус 50!), вода привозная, в магазине фактически ничего. После учебы в ПТУ или колледже в Анадыре большая часть этих ребятишек в свое село уже не вернется, как не вернулись сюда те кто в 90-е и 2000-е уехал в Марково и Анадырь. Село без школы обречено на вымирание.

Село Ламутское было основано в 1936 году, как центральная усадьба оленеводческого совхоза. Название получила от народности преимущественно проживающего в селе. Ламуты - род эвенов перекочевавших в эти края в начале 19 века. Однако сами они себя эвенами не считают, а именуют исключительно ламутами. Язык у ламутов не сохранился, как впрочем, и народные промыслы. Из 9 бригад существовавших при Союзе в селе сейчас осталась одна.  Всего в селе около 200 жителей.
Основное место работы большинства жителей – «Чукоткомунхоз» и социалка. Летом большая часть населения уезжает на реку на промысел. Все подчинено природным циклам: в такое то время рыба, потом такая-то ягода, потом дикарь. У каждой семьи своя делянка, на которой промышляли еще их деды. И никаких контролирующих органов! Каждый сам знает сколько, для чего и зачем. В Ламутске 15 мотоциклов, но ездить летом кроме как по селу некуда. Даже Рафик на своем «Урале» может уехать только на километр в каждую сторону. Основное транспортное средство -  это конечно же моторные лодки. На всех лодках японские моторы по 30-40 лошадей. Моторы у всех с переходниками под работу на диз.топливе, которое раз в год регулярно поставляется для нужд коммунхоза. Лодки полностью лишены элементов тюнинга и минимального комфорта. Порой вместо сиденья ставят ящик с поролоновой прокладкой, а вместо обтекателя - металлическая пластина. На лодках возят рыбу и дикаря. По большой воде на лодках за дикарем поднимаются до Мечкерева. Очень экзотично было увидеть в селе у Полярного круга лошадей.
В селе 3 кобылы, которые ведут полудикий образ жизни, что называется на вольных хлебах. Большую часть дня они проводят на дизельной, которая располагается в нескольких контейнерах. Из дизельной дует теплый воздух, который избавляет их от гнуса. Раньше лошадей было несколько десятков. Они принадлежали геологическим партиям, которые вели разведку в этом районе. Полно в селе собак, но ни одной собачьей упряжки нет. Основной товар в сельском магазине - консервы. Срок годности у которых истек год или 2 назад. Хлеб продают на развес - 32 руб. кг. Из свежестей перемороженные лимоны, чеснок и лук. Во время реформ Абрамовича, в селе построили несколько домов из местной лиственницы. Но так как подряды нужно было выполнять быстро, то дерево брали свежее, в результате чего его повело и хозяевам пришлось потом доделывать свои жилища самостоятельно. На полу в таких домах, если дополнительно не утеплять, температура опускается до -5 градусов.
Вечером как нам сообщили, мы уже обозначались у местного населения исключительно как "руссо туристо" и удостоились аудиенции  участкового майора (!) полиции. Участкового назначили всего пару месяцев назад и перевели его из Угольных Копей.  Он проверил наши паспорта и сообщил о нас в Марково, так на "всякий случай". В целом впечатление о селе самые благоприятные. На улице не видно пьяных, возле каждого дома огород.  Село чистое, и как сказал работник местного комунхоза Виталик - "Всё Ламутское в сплошном газоне".

фото автора и Тимура Ахметова
Tags: поселения Чукотки, река Анадырь, экспедиция "Чукотский mainstream"
promo basov_chukotka february 15, 2017 11:35 13
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…