Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Осенняя прогулка по Китовой аллее




Узнаваемых чукотских туристических брендов чуть больше, чем ничего. "Чукотские туристические бренды" это конечно не Байкал и не Золотое кольцо, но среди тех, кто что-то слышал о Чукотке, Китовая аллея - самая известная достопримечательность. С ней может сравниться, разве что остров Врангеля. Но Врангеля, даром что административно относится к Чукотскому АО, по сути - это независимая от Чукотки территория, как та же Земля Франца-Иосифа для Архангельской области.  Поэтому Китовая аллея вне конкуренции. Осень - самое время для прогулок по Китовой аллее.


"А разве аллея может быть китовой?",-  спросит любознательный читатель. Может, если название  дают археологи. "Вот-вот!" - ехидно ухмыльнувшись сказал где-то биолог.

В конце 1970-х годов, группа археологов, изучавшая археологические памятники Восточной Чукотки "открыла" очередной памятник древнеэскимоской культуры на острове Ыттыгран. Не то, чтобы о существовании древних островных артефактов никто не знал, знали и даже, те же археологи. Но комплексно его изучать начали в 1970-х. И обнаружили археологи удивительную вещь: в том месте, где торчат китовые челюсти, люди не жили. Если быть ещё точнее, не жили, когда этот археологический памятник создавался. Проведя раскопки, археологи обнаружили остовы около 30 челюстей гренландского кита, около 60 черепов, 120 мясных ям и "святилище".  Для арктического региона, где в принципе отсутствовал избыток производительных сил, а вся жизнедеятельность строилась на максимальном прагматизме, обнаружить отдельно стоящее место культа, да к тому же циклопических, по северным меркам, размеров - действительно небывалая сенсация. Ближайшие поселения от Китовой аллеи, во времена её создания находились на расстоянии 20-30 км. И чтобы не вводить никого в заблуждение следует сказать, что эти близлежащие поселения насчитывали 20-30 человек.

Чтобы представить масштаб и количество человеко-часов затраченных на строительство Китовой аллеи, представьте себе череп и челюсть гренландского кита (сложно, но хотя бы в общих чертах), которые транспортируют на байдарах, ну пусть хотя бы за 10-20 км! На минуточку, череп гренландского кита может весить до двух тонн, челюсти до 300-400 кг! После транспортировки эти артефакты нужно выгрузить на берег и в определённом порядке "соорудить". Черепа выкладывались в ряд на берегу, а челюсти (нижние) вкапывались. И не в песок, а в вечную мерзлоту. И не металлическими ломами, а костяными мотыгами. Вкопать нужно хотя бы на метр, чтобы ветром не сдуло. И не одну челюсть, а тридцать. Да, это делалось не за год и может быть не за одно десятилетие. Ну так и людей в этом месте Земного шара не как в Египте жило. Хотя по времени создания памятника это конечно не древний Египет - XIV век.

Сооружения из китовых челюстей встречаются на побережье всей Восточной Чукотки, и тихоокеанской, и арктической. Там где они встречаются, археологи находят поселения. В поселениях челюсти использовались в утилитарных целях: они служили вешалами для хранения байдар и другого снаряжения, своего рода лабазы, на которых, при помощи кожаных ремней подвешивались предметы, дабы их не сожрали или не испортили собаки или другие животные (грызуны, песцы, лисицы). Также, одиноко стоящие челюсти использовали как ориентиры-маяки. Зачем ставить челюсти, там где не живут и не с утилитарной целью?

В Китовой аллее всё интересно и удивительно с точки зрения традиционного морзверобойного промысла, существовавшего до и после появления Китовой аллеи. Археологи, изучавшие этот исторический памятник выдвинули гипотезу, что Китовая аллея была культовым местом, на котором собирались представители разных поселений до 100 человек (10-11 байдар). Это были мужчины, так как женщин и сейчас на промысле не берут, а уж тогда...Для чего и зачем они собирались - загадка. То ли это был военный союз, против появившихся в то время на Восточной Чукотке чукчей, то ли для отражения нападения со стороны американских эскимосов. Есть ещё экологическая гипотеза - наступление похолодания и что-то с этим связанное.

Ну а дальше одни вопросы. Если это война, зачем возить челюсти и черепа и в пустую тратить время?  Если похолодание и сокращение навигационного периода, то вообще не понятно.

Одним словом, в историко-археологическом аспекте место действительно уникальное. Ни до, ни после, ни у нас в Арктике, ни у "них" в остальной циркумполярии, подобных объектов не строили. Масло в топку археологов подлили современные эскимосы, которые "не сознались" в том, что  хоть что-нибудь знают об этом месте. Ни намёка, ни в изустном творчестве, ни в исторических источниках. Кое-какие мифологические сюжеты вскользь затрагивают Ыттыгран, но связь с Китовой аллеей не прослеживается. А когда археологи рассказали морским охотникам, что на Ыттыгран специально привозили черепа и челюсти, строили мясные ямы там, где не живут люди, да ещё и оставляли мясо не съеденным, охотники удивлённо поднимали брови и говорили - ничего себе! Потому как это кажется глупостью несусветной и с использованием моторных лодок и лебёдок, не говоря уже о рукопашном труде. Даже ради того, чтобы зарабатывать деньги на туристах это не прагматично. На Чукотке же как мир устроен? Если без какой-нибудь вещи можно обойтись, значит эта вещь не нужна.

Обычно, археологические памятники называют в честь современного топонима. И быть бы Китовой аллее, каким-нибудь Ыттыгран-I  или  Ыттыгран-II если б уникальность объекта не помножилась на научно-литературное честолюбие археологов. Уникальному памятнику- уникальное имя.

Шли годы. Китовая аллея стала известна "широкому кругу узких специалистов" и широким массам близлежащих малочисленных поселений. Так бы она и дошла до наших дней, но вдруг наступили 1990-е, в которых на Чукотку пришёл не только кризис социалистической системы, но капиталистическое "наше всё" - туризм. Вот тогда  Китовая аллея зазвучала и заиграла. Сначала среди иностранных туристов, а много позже и среди отечественных. Но турист смотрит глазами, а глаза на Китовой аллее почти ничего не видят. Семь старых костей в трёх группах и с десяток черепов. Где аллея? В двух словах, рассказать об уникальности памятника не получится, а времени планомерно и подробно рассказывать нет, ибо это остров и время на экскурсию определяет море, которое может накатом отбить не только желание, но и любые части тела при загрузке в лодку. Да и кто ж будет слушать, когда надо быстрее пофотать всё и желательно, чтобы в кадр не влез коллега с длиннофокусником, потому как Арктика, сакральность, "вдикихусловиях" и "первозданная природа" - короче не нужен человек на фотке.

Это тот редкий случай, когда название в десятки раз сильнее визуализации.  И про название.  Семантически, понятийно - Китовая аллея, безусловный сюр - аллея из китов? Но ведь ещё и потому мы любим русский язык, что он максимально абстрактен в формулировках и безбожно разнообразен в трактовках. Пиши хоть как - хоть как пиши. Русский это не какой-нибудь там английский, в котором всё предметно-конкретно и нет поля для фантазии: "Whale bone alley" - Китовых костей аллея. В "нашей аллее" всё непонятно и загадочно, но никто об этом не скажет. Ну что я, дурак что ли? Чего тут не понятного? Китовая аллея - это китовая аллея.

Сентябрь -  самое лучшее время для прогулок по Китовой аллее. Потому что погоды стоят и потому что повышенная колористика пейзажа. Фотографам на аллее хорошо: ракурсы, точки, объекты... Залёг в траве и пытайся втиснуть в кадр древнюю костяную  верткаль и современную пейзажную горизонталь. Жми на кнопку затвора до потери заряда  или пока "плёнка" не кончится. Хуже на Китовой аллее людям действия: 30-40 минут неспешным шагом от первой до седьмой челюсти, попутно посмотрев пару-тройку черепов и столько же мясных ям. Дальше либо чай, либо дзен-буддизм, пока фотографы не подтянутся. Хотя какие буддисты из движняковых? Чай и на сопку.

2. Челюсть гренландского кита


3. Череп гренландского кита.


4. Парные челюсти - самый фотографический объект на Китовой аллее. Эти "ворота" все фотографируют.


5. Или в них их фотографируют.


6. Туристы с круизных судов "ловят в ворота"  свой пароход, стоящий на рейде. Наша лодка на берегу, не "поймаешь".


7. "Ворота" сверху


8. Общий замысел памятника: на берегу черепа, за ними особым образом челюсти, ещё выше мясные ямы ещё сохранился. Но в очень усечённом варианте.


9.


10. "Причал" для маломерных судов. Отсюда начинаются экскурсии. На другой стороне пролива - остров Аракамчечен. На его берегу, также сохранились челюсти кита, относящиеся к эпохе Китовой аллеи. Но аракамчеченские челюсти большей частью единичные и скорее всего являлись вехами-маяками.


11. Нацпарк "Берингия", в который входит остров Ыттыгран, установил информационные таблички.


Tags: Провидения, Сенявинский пролив
Subscribe

Posts from This Journal “Сенявинский пролив” Tag

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments