Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Экспедиция на аэроглиссерах по реке Великой



  После изобретения двигателя внутреннего сгорания, человечество пытается изобрести универсальное транспортное средство передвижения. Универсальность, вещь как известно иллюзорная, но попытки найти "тот самый" транспорт, чтобы "и летом, и зимой" продолжаются.


-  А что такое аэроглиссер?
- Смотрели фильм "Полицейская академия"? Когда копы гонялись за преступниками по болотам Флориды на лодке с пропеллером? Вот это и есть аэроглиссер.
                Примерно так приходилось объяснять знакомым и друзьям новое, для Чукотки, транспортное средство. "Новое" оно относительно. Транспортное средство использующее тяговую силу ветра использовал еще в 1930-х годах геолог С.Обручев, когда путешествовал по Чукотке на аэросанях. В 1960-1970-х годах, в Анадыре аэросани были обычным зимним транспортным средством. Это были  самоделки, которые с массовым появлением снегоходов исчезли как вид. Но это был только зимний вид транспорта.  В "нулевых" годах в Анадыре появляются суда на воздушной подушке, которые могли передвигаться и по воде, но межсезонье для них был очень опасный сезон. 
                В 2011 году, на Чукотке, а если быть точнее в Анадыре, началась новая эпоха механического освоения просторов - эпоха аэроглиссеров. Первым, кто осмелился приобрести и начать эксплуатацию гибрида лодки и самолёта, был Саша Буркут.   В тот же год, выйдя из Анадыря он попытался пересечь Залив Креста, но плохая погода и неподготовленность техники к суровым ледовым условиям  не позволили этого сделать. В 2012 году аэроглиссер испытывали в покатушках "выходного дня" в окрестностях Анадыря. Потенциал техники был очень высоким: аэроглиссер отлично себя чувствовал, как на большой воде, так и на мелководье, мог эксплуатироваться в межсезонье в период ледостава. Но для того, чтобы дать серьёзную оценку технике нужна была настоящая, многодневная экспедиция.

            В конце 2012 года рождается план об экспедиции на аэроглиссерах по реке Великой. Душой и инициатором экспедиции стал Борис Прытков (Борисыч), который для осуществления этой идеи приобрёл второй аппарат. Штурманом у Борисыча был я. Команда второго аппарата: Саша Буркут (капитан), Олег Петухов (штурман).
                Первую половину 2013 года шла активная подготовка к экспедиции. Главной проблемой была заброска топлива. Прожорливость в летний период (на воде)  100 литров на 120 км. Поэтому нужно было забросить по самым скромным расчётам не менее тонны бензина по маршруту экспедиции. Зимняя попытка заброски топлива на "Странниках" не увенчалась успехом, поэтому в июле и августе челночными рейсами на катерах и аэроглиссерах мы завозили горючее на Великую. День "Х" был назначен на 22 августа 2013 года.

2.


3.


22 августа 2013 года.

       То, к чему мы так усиленно готовились последние полгода, случилось! В 7-25 от седьмого причала экспедиция стартовала. Но состав экспедиции, к сожалению, претерпел изменения в меньшую сторону. Накануне Саша сообщил, что по объективным причинам не сможет принять участие в нашем мероприятии.  Новость не приятная, но не критичная. Но в экспедиции нас всё равно четверо. Четвёртый - пёс Локи. Наблюдая за своим псом выявил, свойство, которым он руководствуется по жизни:  я за любое движение, лишь бы не ногами. Обожает любые средства передвижения: автомобили, катера, байдарки. Усядется по удобнее крутит носом по ветру, завидя собаку или какое другое животное облает по полной программе и с гордым видом едет дальше.
                Аэроглиссеры нагруженные преимущественно топливом лениво выходят из затона и перекатываясь с волны на волну набирают скорость и выходят на глиссирование. По лиману идти скучно и зябко. Пейзаж однотипный, уже десятки раз хоженый и виденный. Подремать не представляется никакой возможности, глиссер постоянно подкидывает на волнах.  Это постоянное подпрыгивание, вкупе со способом посадки: ноги в разные стороны, впереди дугообразная планка, за которую держишься во время прыжков, чтобы не улететь, создают ощущение, езды на лошади. Морские кавалеристы, не меньше. Через два с лишним часа мы входим в устье Заячьей протоки одноименного острова, завтракаем, отогреваемся и продолжаем движение.

4. В протоке на острове Заячий


                Первый день движения на транспортном средстве в корне отличается от первого пешего дня. Во время пешего путешествия первый день никогда не показательный. Привыкаешь к нагрузке, втягиваешься в темпоритм. На технике первый день наоборот показательный: сколько километров прошел, за какое время, сколько спалил горючего и другие технические замеры. Только после этого можно наиболее точно рассчитывать дневные прогоны. В первый день, кроме "статистических замеров", занимаемся сбором топлива. Оно в силу множества причин раскидано у нас в нижнем течении Великой. Этот логистический просчёт нужно компенсировать во время экспедиции. У нас два варианта: либо заниматься челночной заброской, либо попытаться увезти расчётное количество топлива с собой. Взвесив все за и против, останавливаемся на втором варианте. К тому же глиссера вроде бы "тянут".
                Но наши надежды на поступательное движение, чуть не рухнули, когда мы по "дороге" начали подбирать нашу горючку. Нам никак не удавалось выйти на глиссирование. Мы плелись со скоростью 12 км/ч и тихо закипали от бессилия. Особенностью и его худшей стороной путешествия на аэроглиссерах является шум двигателя. Рёв стоит такой, что можно только еле-еле разобрать слова. И то, только тогда, когда тебе их кричат в самое ухо. Так мы и ехали молча под рёв двигателя с черепашьей скоростью глядя, на унылые болотные пейзажи низовьев Великой. Но тут вмешался "Его величество случай". Проезжая по песчаной отмели мы заметно увеличивали скорость. Попросил Олега (к тому времени я уже пересел к нему) пройти какое-то расстояние по береговой линии, по мелководью. Догадка оказалась верной. Через минуту мы вышли на глиссирование и сразу набрали скорость 25-30 км/ч. Это было феноменальное и принципиально важное открытие. На мелководье глиссер автоматически оказывался в режиме глиссирования: малое количество воды создавало обратное давление, которое выталкивало лодку.

5.


5.


6. Бывало и так ехали


7.

  8. Заброшенный посёлок нефтянников на р.Великой


9.


    К четырём часам по полудни чалимся у Фактории, бывшей метеостанции "Яранги". Возле Фактории заканчивается "большая вода". Река становится меньше, кручёней, течение заметно возрастает, начинаются многочисленные перекаты и появляется высокорослый (4-5 метров) кустарник по берегам. На Фактории нас встречают многочисленные полчища комаров и мошки.
Одометр: 160 км.    

10. Скарба у нас было, как у цыганского табора


11. "Причал" на Фактории


12. Фактория. Метеостанция "Яранги".


13. Чукотское огородничество. Красная смородина.


14. Олег за настройкой радио

23 августа 2013 года.

                Дозаправившись каждый глиссер, кроме продуктов и вещей, везёт по 650 литров горючего. Фантастическая загрузка! На пределе допустимого. От такой тяжести, которую, к тому же нельзя равномерно распределить по лодке, наши глиссера на большой воде начинают "клевать" носом в воду. Становиться жутко.
                Несколько слов о маршруте. В общем и целом,  маршрут совпадает с маршрутом экспедиции "Чукотский mainstream 2012". Отличие в том, что в прошлом году мы сплавлялись на байдарках с верховьев, а теперь идём в обратном направлении. Крайней точкой нашего путешествия на запад, мы назначаем Берёзово, бывшую метеостанцию и село в верховьях Великой. На обратном пути должны зайти в приток Великой Койвэрэлан и подняться по нему до живописнейших озер, которые являются водоразделом рек Великой и Хатырки.

15. Фактория. Утренний туман.

              
  Великая для меня уже знакомая река. Иные участки узнаю по прошлогодним событиям. Иное дело Олег и Борисыч. Для них всё в диковинку, они дальше Фактории не поднимались. На глиссерах по рекам ходить не привычно. Принцип их  движения противоположен движению моторных лодок, задача которых не прозевать стремнину  и идти точно по форватеру. Мы на глиссерах делаем то же самое, только умышленно ищем отмелый берег. Нам, чем меньше тем лучше! Хотя при средней загрузке глиссеру вообще всё равно где идти.
                Погода, туманная с утра, к 9 утра прояснилась. Солнце не только греет (+17+20), но и заставляет играть пойму реки разноцветной осенней палитрой.  В отличие от свинцово-серого лимана, и серо-синего низовья, среднее течение Великой, особенно в солнечный день, приобретает свой, ни с чем неповторимый цвет воды - изумрудный. Аэроглисеры на реке выглядят очень красиво, я бы даже сказал эстетически гармонично. Это их стихия, они здесь соразмерны окружающему пространству.

16. Движемся по самой бровке береговой линии


17.


18. Без наушников ехать на аэроглиссере сплошное мучение


19. На заправке


                Кроме штурманских обязанностей, которые впрочем весьма условны, потому как у Борисыча тоже есть навигатор (даже два), я выполняю роль фото-видеооператора. Заснять хочется всё, поэтому приходиться разрываться между камерой и фотоаппаратом. Тем более, что за 3 дня до экспедиции мне пришёл новый фотоаппарат. Великолепную игру красок снимаю на "Canon G15". Этот фотоаппарат  настоящий король среди мыльниц. Функции фотоаппарата я еще не изучил. Такой "умной", с таким количеством функций и кнопок  фототехники у меня еще не было.
Через несколько километров после Фактории Олег ожесточённо жестикулируя показывает в сторону. Лось! Только успеваю поднять камеру в его сторону, как Олег разворачивает свой, впередиидущий аэроглиссер в сторону животного и брызгами воды от винта заливает мне весь объектив видеокамеры. Чуть дальше стали попадаться медведи. В этот день насчитали их  5 штук. В воде видно, косяки кеты в камуфляжной раскраске  идущей на нерест и черные спины хариуса идущего за кетой идущей на нерест. В небе кружат крикливые чайки и гордые молчаливые белохвостые орланы. Через 100 км. после Фактории по берегам появляются высокие (метров по 15) тополёвые пойменные рощи.  По маршруту скидываем топливо. Аэроглиссеры вздохнули с облегчением и полетели. Идти значительно интереснее, чем вчера, и живность, и живопись. Однако и такая красота утомляет. Отсутствие качки, монотонное движение глиссера и отсутствие занятия быстро заставляет глаза слипаться.

20.


21.


22.


23. Проблем с топливом для костра на реке не бывает


24.


25. На обеде 


26. Находили


27. Драконоскорпион


                В половине шестого встаём в живописном месте, на котором ровно год назад делали остановку. Здесь шикарная рыбная яма, из которой в прошлом году я выудил двух приличных кетин. Пока мужики заправляются, достаю спиннинг. Через несколько минут вытаскиваю харитона. Борисыч, не перестроившийся еще к режиму "мы на природе", продолжает ковыряться с аэроглиссером. После второго харитона, глаз Борисыча становится масленым, а руки автоматически тянуться к спиннингу. За Борисычем потянулся и Олег.  Рыбацкая жаба сильный мотиватор. Спинингуют все! Поочерёдно попадаются то хариус то кетина, которую мы отпускаем. Итог рыбалки 12 хариусов и 2 самки кетины. На берегу ставим палатку, оборудуем место. Мужики по очереди лезут в реку купаться. Не люблю я водных процедур в холодной воде, но коллективизм дело принципиальное, раздеваюсь и тоже окунаюсь.
                Вечером картина маслом: песчаный пляж у реки,  на импровизированном столбе горит электрическая лампочка, на решётке на углях жариться хариус, рядышком закипает чай, в марле "стекает" красная икра,  из динамиков магнитофона звучит Боб Марли. Мы ждём ужина.
                Не успели мы приступить к трапезе, как из темноты, видимо на голос Боба Марли, на противоположной стороне неширокой протоки выходит медведь. Когда он подошёл совсем близко к протоке его увидел Локи, который до этого кимарил около костра. Это был звёздный час моего пса. Он так разорался, что медведю ничего не оставалось, как опустить голову (обидеться) и потихоньку шлёпать обратно в кусты, где холодно и тоскливо. Когда он остановился и хотел было повернуть обратно в нашу сторону, Локи  по грудь забежал в воду, давая понять, что если его сейчас не будут держать семеро, он за себя не отвечает.   Медведь ушёл, а Локи получил кучу комплиментов и трепыханий за ухом от мужиков.  До этого его знали больше, как собаку, которая умеет в неподходящий момент сделать, что-нибудь неподходящее. А тут на тебе: на медведя ринулся. Герой!
Одометр: 280 км.

28. Кета на нересте или никуя


29.


30. Не званный гость


31. Скоро ужин


Tags: Анадырский район, Великая река, экспедиция на аэроглиссерах
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments