Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Горло Анадыря (часть 3)



"Наши дни"

"Наши дни" в истории Чукотки делятся на два периода: период Абрамовича и период Копина. Делить историю по периодам "царствования" -  отечественная историографическая традиция. Период правления Абрамовича уже давно стал легендарным и где-то полумифическим, абсолютно не cоответствующий "сегодняшним дням". Но заархивировать Абрамовича в "былую историю" пока не представляется возможным по двум причинам:

-  должен появится "внук", т.е. третий после Абрамовича губернатор
- история трансферной проблемы сегодняшних дней - следствие модернизации экономики Чукотки начатой при Абрамовиче


Отлихорадив в 1990-е годы, Чукотка при Абрамовиче получила шанс на второе дыхание. В первую очередь, как потом покажет время, второе дыхание появилось у Анадыря. Не вдаваясь во все сферы санации и модернизации экономики, остановимся на трансферной истории.

В первой половине нулевых был построен новый окружной аэропорт и ВПП. "Эх, Рома, Рома, - сетовали анадырцы, - что ж ты на анадырской стороне аэропорт не построил?!". Поговаривают, что Абрамович рассматривал варианты строительства аэропорта на анадырской стороне, но его отговорили, сославшись на неблагоприятную розу ветров. Эта версия хороша и может, в "плане бреда", проговаривалась, но дальше разговоров пойти не могла. Сложность строительства аэропорта на анадырской стороне даже не в розе ветров, есть аэропорты и с худшими метеоусловиями, и не в кочкарно-болотистой тундре - на той стороне ВПП тоже на кочкарниках построили, сложность в том, что "той, аэропортовской стороне"  уже было что терять. Глобально перестраивать экономику Чукотки, в задачу Абрамовича не входило.

После реновации аэропорта случился пердомонокль. Пердомонокль, потому что как в том анекдоте:

- А почему вы хотите наш колхоз назвать имени Джавахарлала Неру?
- Не знаю, но уж больно на ёп твою мать похоже.

2. Старый аэропорт. Ныне воинская часть


3. Зал ожидания на втором этаже.



Какое-то время аэропорт Анадырь (Угольный) состоял из двух зданий: старого и нового аэровокзалов. Старое здание работало круглосуточно и в случае не вылета рейса по метеоусловиям пассажиры могли переночевать в гостинице, находящейся в здании, либо на лавках (особенно актуально, когда рейс задерживают более чем на два дня, а денег нет).

Но однажды, примерно в 2014 году,  старое здание аэропорта забрали военные. Оказалось, что аэропорт всё время принадлежал им, но по какой-то доброте душевной, весь советский период и почти четверть века постсоветского периода здание им было не нужно. Люди с критическим мышлением в "военную версию" не поверили, ибо знают: что военные построили для себя, гражданским вход туда заказан. Тем более, если это строилось ещё в советское время. А вот то, что содержать два аэровокзала региону  дорого - это факт, но администрация округа, почему то решила съехать "на военной теме".


4. Новый аэропорт


Новое здание аэропорта - визитная карточка Чукотки и достижений Романа Аркадьевича. Аэропорт шикарный: модерновый дизайн, удобные стойки регистрации, кафешки,вип зал, не засанные туалеты. Чистота, шик, блеск. Но ведь у нас так не бывает, чтобы всё хорошо и ни кому за это ничего не было. Подвох в том, что работает аэропорт с понедельника по пятницу с 8 утра до 6 вечера. Но размещать неулетевших пассажиров где-то нужно. Взамен, но не сразу, открыли бюджетную гостиницу для авиасидельцев на Первомайке (микрорайон в п.Угольные Копи, в 6 км от аэропорта).  Понятное дело, что количество мест в гостинице ограничено, поэтому многим пассажирам приходиться размещаться в частном секторе (1500 рублей с человека за койко-место). Из аэропорта в "Ярангу" (так называется социальная гостиница) ходит бесплатный автобус, Пазик. Но и здесь подвох - багаж нужно возить с собой, потому что в аэропорту камера хранения платная, даже для пассажиров отменённых рейсов.

Тема с аэропортом и гостиницей "Яранга" прямого отношения к анадырской трансферной истории не имеет. Но, когда мест в гостинице нет, а частный сектор занят, пассажирам приходиться перебираться в Анадырь, поэтому эта линия повествования нужна для целостности картины.

Второй важный шаг в модернизации инфраструктуры в деле трансфера был ввод в эксплуатацию теплохода "Капитан Сотников".  Администрация предоставила  Анадырскому морпорту субсидию на капремонт теплохода.   До 1990-х годов этот теплоход на пару с однотипным собратом, работали на переправе через Анадырский лиман. В 2006 году "Сотников" отремонтировали и он встал на линии региональных морских пассажирских перевозок. Запуск "Сотникова" позволил на 2-3 недели удлинить перевозки через лиман в осенний период (октябрь).

Ещё одним событием облегчившим трансферную перевозку, в период Абрамовича, стало бетонирование дороги Аэропорт-Угольные Копи. Дорогу, как и аэропорт делала сербская компания (сербов, в народе, традиционно именют югославами или югами). Югославы сделали шикарный хайвэй. Но к большому огорчению пассажиров и таксистов этот бетонный хайвэй не дотянули по 2 километра, ни до 10-го (пассажирского), ни до 8-го (грузового) причалов. Дорожный недодел объясняли тем, что в первом случае, бетонировать пришлось бы земли министерства обороны, а во-втором случае - подвижным грунтом и возможными провалами дороги из-за близлежащих шахтных выработок.

5. Дорога на 10-й причал.


Трансферную проблему администрация Абрамовича не решила и даже не заложила основу для её упрощения в будущем.

Следующий губернатор, ставленник Абрамовича, Роман Копин, продолжил политику своего патрона - пока не болит, делать ничего не будем. Долгое время действительно ничего не "болело". Трансферные перевозки, не идеально, но осуществлялись. Казусные случаи происходили, но это было не нормой, а скорее исключением.

Прошло несколько лет правления Копина и "что-то пошло не так".

Продолжение следует.

Tags: Анадырский лиман, аэропорт Анадырь
Subscribe

Posts from This Journal “аэропорт Анадырь” Tag

  • Горло Анадыря (часть 4)

    Трансфер Анадырь-аэропорт с каждым годом, начиная с 2016, становится сложнее и проблематичнее. Каждый год хуже предыдущего. Какие события произошли,…

  • Горло Анадыря (часть 2)

    До 1930-х годов "та сторона", Ново-Мариинску, который стал именоваться Анадырем, по большому счёту была не нужна. "Нужность"…

  • Вся Чукотка. Аэропорт Анадырь (Угольный)

  • "Вынужденные" китайцы

    В этой обычной истории, всё обычно: завязка, развитие сюжета и мораль. Осадок, тоже, к сожалению, самый обычный - мерзкий. То ли ночью, то ли…

  • Сколько стоит чукотский вертолёт?

    От аэропорта Анадыря до города Анадыря по воздуху 13 км. Вертолёт этот "воздух" пролетает за 8 минут. Зачем 13 километров лететь на…

  • Чукотский сочельник

    Стас был католиком. Русским католиком. Редкое словосочетание, но так тоже бывает, если родился в Риге. Стас работал в Москве, ходил в костёл на Малой…

  • Дела вертолётные

    Отношение населения Чукотки к Анадырю и его жителям, наверное такое же как у россиян к Москве. "Зажрались они там в своём Анадыре", -…

  • Верните "Трансаэро"

    Чего не отнять у политической элиты нашей страны, так это склонности к кампанейщине. Быстро, эффективно, креативно и прочая, прочая. Быть может…

  • В аэропорт

    Зимой из Анадыря съездить в аэропорт - будничное дело. 1. Отличный ледовый автобан через лиман. Не езда, а сплошное удовольствие. 2.…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments