Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Горло Анадыря (часть 2)

До 1930-х годов "та сторона", Ново-Мариинску, который стал именоваться Анадырем, по большому счёту была не нужна. "Нужность" появилась в начале 1930-х, когда на реке Угольной (Дионисия), в 20 км от Анадыря, выгорел угольный пласт, в результате чего добыча угля переместилась на противоположную сторону лимана. Угольные поставки, как сегодня, так и в те времена,  осуществлялись в период навигации - кунгасами и баржами, а в зимний период по льду лимана собаками, а позже техникой.

В те же 1930-е годы, на "той стороне" появился первый аэродром, на "Горке", рядом с посёлком Комбинат (будущий посёлок Шахтёрский). Выбор для строительства полосы был обусловлен твёрдым грунтом. Анадырские окрестности, болотистые кочкарники, для аэродрома не подходили. Полёты были редкими и не регулярными, а сами самолёты малопригодными для полётов в Арктике. Но первый "звоночек" уже прозвенел. В тех же 1930-х годах уже стало ясно, что развитие Дальнего Востока в целом и Чукотки в частности, в будущем будет зависеть от авиации.

К середине ХХ века цель, ради которой Анадырь был основан именно на этом месте, уже стала не актуальной. А кроме "историчности места" ничего хорошего, в экономическом плане на анадырской стороне не было: самый лучший промысел красной рыбы в Анадырском лимане- на той стороне, уголь - на той стороне, аэродром (на Горке), который в годы войны стал запасным аэродромом трассы АлСиб - тоже на той стороне.


"Неправильная перезагрузка"

Уникальный шанс "перезагрузки истории" у Анадыря появился в начале 1950-х годов. Совпало это сразу с двумя важными и, опять же, разнохарактерными событиями:

- началом Холодной войны и строительством Анадырского укрепрайона
- началом промышленного (горногеологического) освоения Чукотки.

Пассажирская авиация, по прежнему, ещё не была регулярной, но уже всем было очевидно, что в ближайшие годы она станет реальностью. Но самое примечательное, что морского порта у Анадыря тоже ещё не было. Разгрузка пассажиров и груза шла рейдовым способом. Стоит добавить, что и капитального строительства в Анадыре тоже не было, население посёлка жило в бараках и деревянных засыпных домиках, т.е. Анадырю, по большому счёту, терять было нечего.

"Действовать будем сегодня - думать будем завтра" - даже не девиз, а целеполагание российских чиновников во все времена. Не сомневаюсь, были экономисты и другие специалисты, которые прогнозировали, дальнейшее развитие и сложности с которыми сталкнётся будущий "чукотский мегаполис". Но история не сохранила их имена. Зато сохранила имена героев (без всяких кавычек), которые ударными темпами, по факту с нуля, строили новый город. Новый, потому что Анадырь, меньше чем за 10 лет переехал с косы на сопку Александра, закатав в бетон болота и кочкарники. Об уровне планирования и бешенных темпах роста можно судить даже по такому факту. Главной улицей Анадыря, естественно должна была стать улица Ленина. И она ею была, но не продолжительное время. Анадырь разросся вширь и главной улицей города стала улица Отке. Ну кто же знал, что так выйдет?

Почти одновременно с бурным строительством в Анадыре, даже чуть раньше, началось глобальное строительство анадырского укрепрайона "на той стороне". В конце 1940-х гг на месте нынешнего посёлка Угольные Копи расквартировались "традиционные" воинские части (пехота, мотострелки, связь). В середине 1950-х годов в СССР меняется военная доктрина и на первый план выходят ракетные войска. В Золотых горах и окрестностях разворачивают несколько ракетных дивизионов, которые служат прикрытием базы хранения ядерного вооружения. Позже эта база получит название Гудым. Одновременно со строительством базы строят и новый аэродром, который должен принимать все типы самолётов, которые существовали в то время.

Взрывной рост развития экономики и строительства, как военного, так и гражданского, в 1950-х годах происходит по всей Чукотке. В эти же годы в регионе появляется регулярная гражданская авиация и, как говорится, "чтобы два раза не вставать" - все аэродромы автоматически становятся аэродромами двойного назначения. Так у Анадыря появляется свой гражданский  аэропорт и новая головная боль - переправа.

"Трансфер"

Слово "трансфер" в лексиконе анадырцев появился недавно и ещё не полностью закрепилось. На староанадырском диалекте (верхнем и нижним) процесс переезда из города в аэропорт и обратно именовался просто - переправа. Переправа состоит, как минимум из двух частей: автотранспортной - до причала/ вертолётной площадки и морской/вертолётной (в зависимости от времени года).

С момента появления регулярной гражданской авиации, меньше чем за десять лет, основной пассажиропоток в Анадырь (и на остальной Чукотке тоже), изменится с морского транспорта на авиацию. А с 1970-х годов, только самолётом, в этот край далёкий, можно долететь.

В 1960-е годы была выработана трансферная схема сохранившаяся до наших дней: летом - катер или баржа с машинами, зимой - по льду на машинах (раньше автобусах), в межсезонье - вертолёты. С появлением трансфера, у анадырцев и гостей столицы появилась стойкая не любовь к межсезонью: октябрь-декабрь и май-июнь. Не в принципе не любовь к этим временам года, а не любовь к переезду в/из аэропорта в город. В противовес не любимому сезону, любимым стала зима: с конца декабря - по начало мая. В этот период до аэропорта добраться проще всего: сел в аэропорту в машину или автобус - вышел в Анадыре.

Лёгким трансфер из аэропорта в Анадырь не был никогда. Чукотка - суровый край, не только литературный штамп, но и климатический факт. Отмена по погодным условиям трансферного транспорта, при чём всех видов, в том числе и автомобильного в зимний период, была, остаётся и сохранится в будущем.  Но в "нормальные дни", в советский период истории Анадыря, попасть из города в аэропорт было не легко, но не проблематично, за счёт бОльшего количества рейсов катеров и вертолётов.

продолжение следует
Tags: Анадырь, аэропорт Анадырь
Subscribe

Posts from This Journal “Анадырь” Tag

  • Потеплело в феврале

    Дубак-колотун в Анадыре закончился, температура поднялась до -15 и сразу стало хорошо, как-будто лето наступило. Но это не надолго, на следующей…

  • Хочешь стать предпринимателем? Иди в Сбербанк

    Коль затронул тему предпринимательства на Чукотке расскажу и о прогрессивных явлениях в этой сфере. Задумал я недавно открыть ИП. Прошерстил…

  • Их бизнес

    Не смотря на то, что Чукотка по площади 6-й регион в России, населения здесь, чуть больше, чем ничего - 50 тысяч. Отсюда и новостная повестка -…

  • Замороженный Анадырь

    Этот город не победить. Точнее не сам город, а анадырцев. Казалось бы: 2 января, за бортом около -50, какая сила вас тащит на улицу? Хотя что эти…

  • В Анадыре за день до Нового года

    ...-45 ощущаемая. Вот и всё что надо знать о предновогоднем Анадыре.

  • Сто лет Первому Ревкому Чукотки

    Сто лет назад в Ново-Мариинске, будущем Анадыре, произошёл госпереворот. Небольшая группа большевиков и сочувствующих, расстреляв несколько чинов…

  • Чукотское солнцестояние

    В Анадыре хорошо, в Анадыре солнце не уходит, ибо не вся Чукотка за Полярным кругом. В Певеке хуже, там почти два месяца солнца нет. Безусловно,…

  • Мне нужна твоя одежда

    Восстание машин началось.

  • Горло Анадыря (часть 4)

    Трансфер Анадырь-аэропорт с каждым годом, начиная с 2016, становится сложнее и проблематичнее. Каждый год хуже предыдущего. Какие события произошли,…

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment