Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Горло Анадыря

IMG_20191007_153212.jpg

Удивление, раздражение, ненависть, страх, злоба, унижение, боль, бессилие, а также целый букет других негативных эмоций регулярно испытывают жители и гости чукотского столичного региона (Анадырь и Угольные Копи).  Удивительно, но Путин, которого сегодня обвиняют даже в ежегодной засухе во Внутренней Монголии,  здесь не причём. Черный эмозаряд летит по местной траектории: в чукотского губернатора Копина и его абстрактное правительство. 

Ежедневные кармические раны от анадырцев и гостей столицы Копин получает не за глобальные проблемы региона, не за состояние экономики и даже не за коммуналку -  за трансфер. Да, да за обычное перемещение граждан из города в аэропорт. В российском рейтинге самых невероятных региональных проблем, чукотский губернатор, с "трансферной проблемой", неизменный лидер.

К истории проблемы: о "подлом царизме", российской геополитике, "советской военщине", тотальном пофигизме  чукотских чиновников, региональном монополизме и фантасмагоричных прожектах.

"Подлый царизм и геополитика"

В XVII веке Российское государство, присоединив Сибирь и выйдя к тихоокеанскому побережью, расширилось до невообразимых размеров. В следующем веке, восточная граница России отодвинулась ещё дальше, перебравшись за пролив на американский континент. В те времена сформировалась, пожалуй главная ментальная скрепа нашего народа: огромные пространства России - национальная гордость и достижение. Ничто с тех времён и до сегодняшнего дня в России не будет так восхваляться и цениться выше, как размерность страны. Успех страны - это "собирание" земель, не успех - развал и отделение. Рассматривать этот феномен с позиции добра и зла не корректно. Это факт. Как и факт, что ресурсов для освоения Сибири,  Дальнего Востока и Русской Америки у государства не было. Эти земли использовались и продолжают использоваться как "государственная кладовая" - освоение территорий ровно до минимального предела, с которого можно начать использование.

До второй половины XIX века восточный угол Российской империи был настолько глухим, что не имел даже чётких границ. Граница между Российской империей и британскими владениями в Канаде пунктиром проходила по северной части Американского континента. В середине XIX века в этой части империи случается два не связанных между собой события, которые запустили маховик современной истории Чукотки:

- Английские и американские китобои "открыли" северное берингоморье
- Российская империя продала Аляску Северо-Американским Соединённым Штатам.

Эти два события привели к двум последствиям:

- Чукотский полуостров стал восточной границей страны
- Восточная окраина стала доступна и регулярно посещаяема иностранцами.

Довольно быстро, всего за три десятилетия, государство осознало, что его присутствие на северо-восточных окраинах необходимо и целесообразно. Дело в том, что к 1880-м годам, американские торговые компании и промышленники (империалистические хищники - в терминологии советской историографии) уже полным ходом "осваивали" Чукотку.

В 1888 году создается первое административное образование на территории Чукотки  - Анадырская окрУга, а в следующем, 1889 году, на Чукотку приходит судно, на котором привозят первого чукотского начальника Л.Гриневецкого и первую военную команду - 10 казаков. На клипере "Разбойник" привезли и первый чукотский "генгруз" - дом, провиант и годовой запас угля (с тех пор слова "навигация", "генгруз" и Владивосток - станут главными словами в жизни Чукотки). Цель и миссия Гриневецкого - строительство форпоста - военного городка, призванного обеспечить российское присутствие на пограничной территории. Одним форпостом закрыть регион превышающий по площади Украину задача не выполнимая. Поэтому выбран единственно верный вариант - "закрыть" реку Анадырь - главную транспортную артерию Чукотки. Главную, потому что это самая длинная река и потому что проникновение "империалистических хищников" шло исключительно водным путём: по морю и рекам.

Крупные реки одним руслом в море практически не впадают. Они разливаются широкими дельтами или образуют обширные эстуарии (уже не река, но ещё не море). Река Анадырь впадает в Берингово море по второму варианту, образуя Анадырский лиман. Перед Гриневецким стояла задача - выбрать такое место на Анадырском лимане, чтобы "закрыть" его одним форпостом. Ну и не мало важный факт - нужна питьевая вода, т.е. река, вода в лимане солёная. И такое место нашлось. Третьего августа 1889 года, окончив строительство первого дома, на торжественной церемонии поднятия российского флага,  форпост в честь тезоимениства императрицы Марии (супруги Александра III), назвали Ново-Мариинск (Мариинск уже был на Урале). Место, где основали будущий город Анадырь гидрографы называют горлом реки Анадырь.

Примерно полвека горло Анадырь не беспокоило.

продолжение в следующем посте






Tags: Анадырь
Subscribe

Posts from This Journal “Анадырь” Tag

  • Анадырь. Собачий город

  • Пурга в Анадыре

  • Крещение в Анадыре: культ и спорт

    Крещенские морозы в Анадыре жахнули в канун Нового года. Их ждали. Конечно не так как ждут на Чукотке тёплых денёчков, с предвкушением и…

  • Чукотское Крещение

  • Анадырь и глобальное потепление

    На Чукотке становится теплее. Это заметно, как по субъективным ощущениям, так и по метеостатистике. Общая тенденция к потеплению климата…

  • Тавайваам

    Является ли Тавайваам самостоятельным населённым пунктом или это часть Анадыря?

  • Дорогая моя столица

    Удивительно, но в соотношении стоимость продуктов/зарплата, в Анадыре 2020 жить дешевле, чем в нулевых и десятых. Об этом и о том, кто кормит…

  • Открытие сезона

    Веяло, дуло, пуржило, местами накидывало и вдруг затихло. И вдруг выходные. Горожане- тундровики заспешили с утра в гаражи и рванули на…

  • Ноябрь. Анадырь. Ночь.

    Как правило, сёла на Чукотке сначала слышишь, потом видишь. Анадырь наоборот. Зарево анадырских огней в хорошую погоду видно километров за…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments