Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Танюрер. Рождённый ленд-лизом.




Чукотка, Вторая мировая, Сталин, США, Украина, медведи, армия, авиация, метеостанция - на первый взгляд не совместимые тэги. Но всё же общее у них есть - Танюрер: река, бывший посёлок и метеостанция. Однажды летом я попал на Танюрер...


"Однажды" могло и не случиться:

- За поворотом осторожнее, там бочка в реке притоплена. Не зацепите винтом, - сказал нам на прощание Серёга, когда мы уже отчалили от метеостанции.

Метеостанция Танюрер находится на острове, образованном протоками одноимённой реки. В свою очередь, сам Танюрер является одним из крупных притоков реки Анадырь. Танюрер река меридианальная, течёт почти строго с севера на юг немногим меньше пятьсот километров. Река это "дорога", по крайней мере так было до появления авиации. Собственно и само название река получила именно из-за своей географии - "появление иноземцев (пришлых)", так с чукотского переводится Танюрер. Кто были эти иноземцы и когда они появились история до нас не донесла, зато известно, что с 1942 года на Танюрере началось сторительство запасного аэродрома авиационной трассы ленд-лиза "Аляска-Сибирь" (АлСиб). Восточным, самым безопасным путём, по ленд-лизу из США в СССР поставлялись самолёты и другое оборудование и материалы. За 3 года из США в СССР по трассе АлСиба было перегнано около 8000 самолётов. Первым аэродромом на территории СССР и одним из 5 основных, был аэродром в Уэлькале. Следующий аэродром - в Сеймчане (Магаданская область). Расстояния между основными аэродромами были большими, около 1500 км, поэтому для организации безопасного перегона было принято решение о строительстве запасных аэродромов, метеостанций и радиоцентров. Одним из "запасников" и стал аэродром на Танюрере, который ввели в строй в 1944 году. Вместе с аэродромом, для организации наблюдения за погодой по авиатрассе, на Танюрере построили метеостанцию.



После окончания войны аэродром не закрыли, а наоборот, увеличили штат военнослужащих. Началась другая, Холодная война. Танюрер разросся до посёлка и появился на карте. Просуществовал посёлок Танюрер, до конца 1960-х годов, после чего, с появлением сверхзвуковой авиации и ракетного щита был ликвидирован, как не целесообразный.

Жизнь на острове начала угасать и сократилась до нескольких сотрудников метеостанции. С развалом Союза, население метеостанции ещё более сократилось. Сейчас на Танюрере работает всего 4 метеоролога.

В июле мы застали всего двух (другие были в отпуске). Это братья Анатолий и Сергей. Они нас и встретили в один очень жаркий июльский день.

2. Метеостанция находится на острове, образованном протоками реки Танюрер


3. Здание метеостанции приятно удивило - оно обшито сайдингом. Редкая история в современной труднодоступной метеорологии.


4.


 Собаки на труднодоступной чукотской метеостанции не прихоть, а жизненная необходимость. Они отгоняют медведей. В прошлом году, один из метеорологов ушёл без собаки и был атакован медведем. Отделался переломом рёбер и ссадинами.

5.


6. Если есть руки и голова, а также присутствует самоорганизация быта, то и на труднодоступной метеостанции можно не лишать себя маленьких радостей жизни, таких как свежие огурцы и зелень, а также лимоны.


7. Теплица


8. Картофельное поле. Маленькое, но своё.


9. Метеотропа, которая не зарастёт пока существует метеостанция. По этой тропе, каждые 3 часа ходят на метеоплощадку снимать показания приборов.


10.


11. Остатки дома бывшего посёлка Танюрер


12. Окрестности Танюрера - очаровательные поля Иван-чая.


13. Сергей, снимает показания приборов


14. Данные приборов переписываются в тетради, а потом передаются в Центр. В тот срок съёма показаний передать данные не получилось - не прохождение связи.


15.


 Жизнь и быт метеорологов мне известны, был на нескольких метео, поэтому особый интерес вызвал бывший посёлок Танюрер и аэродром. Отправляемся на поиски артефактов.

16. Олег Васильев, один из участников экспедиции рассматривает механические весы.


Все артефакты скрыты кустами, поэтому поисковая деятельность полна неожиданностей (из далека не увидишь, пока не наткнёшься). В очередных кустах обнаружили остов автомобиля. Приняли его за Студебекер, позже выяснили, что это был топливозаправщик.

Тягач REO 29-XS (F-1)

Автомобиль выпускался с 1942 г. в качестве седельного тягача, аэродромного топливозаправщика и ремонтно-эвакуационной машины. ТТХ тягача: грузоподъемность – 7,5 т; колесная формула – 6х6; тип двигателя – карбюраторный «Hercules HXD»; мощность двигателя – 180 л.с; трансмиссия – 5-скоростная коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной.

17. Тягач REO


18.


19.


20. Вот так выглядел этот тягач в годы Второй мировой войны.



21. Пёс Арчи, наш сопровождающий.



22. Надпись на бочке: "Aviation gazolin"


23. Впечатляет сохранность бочек, им уже за 70.



24. За очередными кустами нашли кабину Студебекера



Студебекер был самой массовой техникой поставляемой в СССР по ленд-лизу. Из 220 тысяч машин, выпущенных в США с 1941 по 1945 гг, 180 тысяч были отправлены в нашу страну. Подобных машин отечественный автопром не производил. Большинство "Катюш" были на базе Студебекеров. Любопытный факт: Студебекеров в американской армии не было, они проиграли конкурс на поставку автомобилей, поэтому "неликвид" пошёл в СССР по ленд-лизу.  Испытания ходовых качеств Студебекера в СССР длились, аж целых 10 месяцев, после чего технический комитет в июле 1943 года приняла машину к эксплуатации, причём повысив заявленную производителем грузоподъёмность с 2,5 до 4 тонн. После войны бОльшая часть Студебекеров была возвращена США.

25. "Катюша" на базе Студебекера.


26. В посёлке Танюрер было централизованное теплоснабжение


27. Генератор изготовленный на Харьковском электротехническом заводе в 1957 году. Примечательно, что на шильдике ещё значится "ХЭТЗ имени Сталина". Любопытный факт: ХЭТЗ - один из флагманов советской электропромышленности, в современной Украине внесён в список объектов запрещённых к приватизации.


28. Какая-то деталь с маркировкой немецкой фирмы Eisemann. В настоящее время под торговой маркой Eisemann выпускают портативные электростанции (генераторы).


29. Металлические аэродромные плиты. Этими плитами был выложена ВПП на Танюрере. В начале 1970-х годов, ВПП разобрали и аэродромные плиты вывезли. Но небольшая часть осталась.

30. Хвостовая часть неопознанного самолёта.


31.


32. На противоположной стороне протоки находится военное кладбище


33.


34.


35. Экспедиционеры и танюрерские метеорологи



Tags: Анадырский район, города-призраки, метеостанции и перевалбазы, реки Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “метеостанции и перевалбазы” Tag

  • Что в тундре торчит?

    Как бы банально не звучало всё торчит: грибы, бочки, кусты. Дело в расстоянии с которого их видно. Гриб можно увидеть метров за пятьдесят, бочка…

  • Чукотское Дачное

    Да не смутит вас словесная конструкция - "в дебрях чукотской тундры", ибо в тундре, в которой проходила наша лыжная экспедиция растут…

  • Досина, Валькаркай

    Валькаркай - это метеостанция, поэтому мы не могли не напроситься на экскурсию. 2. Каждые 3 часа (срок) метеорологи снимают показания с…

  • Поход за счастьем. Метеостанция Валькаркай

    Путешествие - это маленькая жизнь. Вместе с появлением традиций, обычаев, социальной иерархии и героев, в той маленькой жизни рождается свой язык.…

  • Тайна самого северного мыса Чукотки

    Спонтанность - мать открытий и приключений. Спонтанность, как приправа может из похлёбки серой жизненной обыденности сотворить…

  • Мыс Отто Шмидта. Полярка

    Посёлок и топоним Мыс Шмидта появился благодаря полярной метеостанции. Страна Советов начала эпохальную борьбу за Арктику и освоение СевМорПути.…

  • Как мы провели этим июлем

    Сотрудники полярной метеостанции Валькаркай и участники аутдор- слёта "Чаун-Чукотка".  Это самая известная полярка в России. Известность ей…

  • Поперёк Чукотки. Мухоморка

    Мухоморка место знаковое. Это не только одна из старейших метеостанций на Чукотке. Не только её географический центр и очаг цивилизации в…

  • Метеостанция "Бухта Гавриила"

    В каждом путешественнике борются два диаметрально противоположных желания: попасть в места, где не ступала нога человека и попасть в…

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments