Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
basov_chukotka

Затерянный мир Чукотки. Вместо Пальца - Перевал

Начало: Затерянный мир Чукотки, Внутренний Рарыткин

Утром, 10 августа экспедиция  разделилась. Саше палеонтологу нужно собирать образцы окаменелостей, поэтому с ним остаются "новички" Сергей и Антон (который вдобавок выполнял функцию "хантера", т.к. у него второе ружье экспедиции). Остается и Саня Толкачёв, который уже далеко не новичок, но в силу того что нам предстоит дальний переход, а у него в ноге металлический штифт, после перелома, я принимаю решение, что Саша остается с палеонтологической группой. Мы же с Артёмом, выходим туристическим маршрутом и хотим исследовать, не только Северный, но еще и Центральный Рарыткин. Конечная цель - высшая точка Рарыткина гора Палец (1085 метров).

4. Уходим на маршрут

До Пальца около 90 км. (по векторным прямым). Решаем, что на маршрут мы берем 6 дней. Первые 3 километра мы идём по вездеходной дороге, накатанной, то ли геологами, то ли оленеводами. Дальше дорога исчезает и мы идем по левому борту долины р. Правой Горной. Всё как вчера: светит солнце, над нами тучами висят комары, только вместо кочки по колено заросли карликовой березки. Идётся легко, до тех пор пока мы не зашли в очередные горные "ворота". Река здесь зажата двумя сопками, которые сплошь поросли кедровым стлаником. Одна из этих сопок так и называлась - Поросшая. Кустарник растёт буквально из воды. Продираться через него нет никакого желания, поэтому переобуваемся и идём по воде. Артём надевает тапки, приматывает их скотчем, чтобы не слетали. Не помогло. Скотч отклеился и Артём высоко поднимая ноги, чтобы не слетели тапки бредет по реке. В два часа дня пройдя около 15 км. встаем на обед. Погода испортилась пошёл мелкий морсящий дождь.  В принципе уже понятно обоим, что до Пальца, такими темпами в такие сроки дойдём навряд ли. А если и дойдём, то это будет уже не туристический, а спортивный  маршрут.  Переносим крайнюю точку экспедиции на г.Перевал, перспективную, отдельной стоящую конусовидную сопку, высотой 900 метров.

5. Долина реки Правая Горная

6. Геологические артефакты: спидометр, радиатор, кабель

7. Буровая коронка

8. Вход в "ворота" Правой Горной

9. Панькив в верховьях Правой Горной

11. Комары заедают

- Надо ставить перед собой реальные цели, - констатировали мы глядя на карту и  после небольшого обеда продолжаем подъем по Правой Горной. Теперь это уже не река, а ручей. Идти становится комфортнее - грунт ровный, без пышной растительности. Так не спеша мы подходим к водораздельному перевалу. Он не крутой и не высокий. Уж на сколько красива Солнечная долина, где мы организовали базу, а и она померкла от чудности здешних мест. Места здесь не просто красивые, они  сказочные, фантастические, невыносимо прекрасные и т.п.  Впрочем эти и другие прилагательные, включая не печатные, вместе с "охами" и "ахами" от природной "живописи", мы теперь будем видеть и произносить постоянно. Градус восхитительности удваивался, когда мы поднимались на сопки или  перевалы. Перевалив перевал спускаемся в верховья одного из притоков Первой Тополёвой. В среднем течении этой реки растёт реликтовая тополиная роща, отсюда и название реки. Приток Первой Тополёвой течет в каньоне, на высоком правом берегу которого мы разбиваем наш лагерь. Вечером, во время приготовления ужина выясняется, что забыли взять рис. Из гарнира у нас только "геркулес" и сухая картошка.

14. На водораздельном перевале

15. Иван-чай в цвету

18. У истоков одного из притоков Первой Тополёвой

Встали рано. Решили, что за сегодня мы сможем на легке совершить марш-бросок к горе Перевал, взобраться на неё и вернуться. Берём штуромовй рюкзак, немного еды и в 6-50  выходим на маршрут. Погода, как и вчера серо-дождливая. Но через пару часов выглядывает солнце и становится весело и тепло. Мы поднимаемся к истокам Первой Тополёвой. Река течёт большей частью в каньонах. Идём по террасам, которые заросли кустарником ольхи и кедрового стланика. Но всё же здесь идти намного приятнее, чем вчера в "воротах" Правой Горной.  Перевал, как и предыдущий, не крутой и не затяжной, но тем не менее выше вчерашнего на сто метров  - высота 443 метра. Это очередной водораздел. С обратной стороны перевала реки уже текут в сторону реки Анадырь и озера Красного. Спускаемся в  один из истоков реки Левой Осиновой. Идем в живописнейшем ущелье, ширина которого местами не превышает полутора метров между сопками. Перевал и его спуск в ущелье в траве, само же ущелье абсолютно голое, без растительности. Попадаются удивительно круглые вулканические "бомбы", которые словно ореховые ядра впаяны в камни. Через три километра ущелье расширяется, появляется растительность и первые притоки.  Мы "срезаем" через сопку, чтобы попасть на другой приток Левой Осиновой. Взобравшись на небольшую сопку смотрим на открывшуюся перед нами долину и сопки. И тут мы увидели  ЕЁ! Даже издали она выглядит впечатляюще-пугающей. Гора Перевал, высота 900 метров, почти совершенный конус. Рядом безымянная гора-близнец, на 200 метров ниже. Самое не приятное, что до Перевала надо еще добраться, через кочкарно-кустарниковую долину. Вообще Рарыткин - это страна кустарников, кустов, кустищ и кустиков. Не всегда удобно ходить через эти буреломы, но выглядят они превосходно. Это место мне очень напомнило водораздел рек Ваеги и Великой. По дороге добыл куропатку, но не успел к ней подойти, как Локи в неё вцепился, предусмотрительно отбежал от меня подальше и  начал её есть. Для него в поход я взял килограммов 5 "Педигри". Но эта "скотина", привыкшая к "вискасу"  категорически отказывался от невкусного собачьего сублимата.

22. Очередной перевал

24. Вулканические бомбы

26. Гора Перевал

Вначале не придал этому значение, но теперь это уже становится подозрительным. Мы не видели за исключением пары зайцев ни одного животного. Места настолько глухие, что здесь и человека можно за всю звериную жизнь не увидеть. Вокруг кедровый стланик, увешанный шишками - любимое медвежье лакомство. Но медведей не видно. "Даже евражек нет", -  сказал я, а вскоре мы натыкаемся на странную евражку, которая не убегает от нас а сидит на месте. Локи его в упор не замечал, пока мы его носом не ткнули. Думали может тогда евражка убежит. Но это был то ли старый, то ли какой-то больной суслик, а от собаки он даже и не думал убегать. Локи его придушил лапами, но к моему удивлению есть не стал. Понюхал и побежал в сторону.
  Выходим на очередной приток Левой Осиновой, который берёт своё начало в отрогах горы Перевал. В таких местах обычно разбивают лагеря. Палатки у нас нет, поэтому мы расположились под 4 метровым утёсом, сложенным из древнего морского песчаника, перекусили, поспали полчаса и пошли на штурм сопки. После сна идётся шустро, преодолеваем последние 4 км. оставашиеся до подножия сопки и поднимаемся по конусу выноса. На высоте примерно 500 метров заканчиваются заросли кедрача, а вскоре и вообще вся "зелёнка". Щебень сыпется, взбираться не приятно, уходим в торец сопки. С торца идти легче и правильней. Об этом говорят многочисленные бараньи тропы зигзагами уходящие вверх. В начале шестого вечера мы на вершине. Здесь очень ветрено 12-15 м/с и невозможно красиво. Отсюда становится понятно откуда у сопки такое название - её длинный отрог, который снизу выглядит отдельным увалом и собственно является водораздельным перевалом. Красное озеро, как на ладони. Металлический каркас тригапункта, как и следовало ожидать скручен и повален. Навигатор показывает, что высота сопки не 900 метров заявленных на карте, а 931!  Оставляем подписанный вымпел "Хранителей Чукотки" и возвращаемся в промежуточный лагерь у утёса.

27. Промежуточный лагерь

28 Панькив натёр мозоли

29. Гора Перевал

31. Как он там держится?

34. Озеро Красное в дымке

Солнце уже клонится к закату. Пьём чай с золотым корнем, чтобы снять усталость и накопить силы перед ночным переходом к лагерю.  Корень действительно помог. Усталость начала сказываться только под конец перехода. Обратный путь идём почти без остановок. Не задолго до лагеря Панькив произносит сакраментально- эпохальную фразу:
- Это нихрена не рафинад.
Теперь этот переход  будет эталоном его "рафинадности" и все остальные походы он будет мерить именно этими ощущениями. В половине второго ночи подходим к базовому лагерю. Собака с удовольствием грызет "Педигри" и залезает в палатку спать.
На маршруте почти 19 часов, прошли 49 км. Температура днём +18.

Фото: Александр Толкачёв aleksander87, Артём Панькив, автор

Tags: "Хранители Чукотки", Анадырский район, Великая река, Палеонтологическая экспедиция, Рарыткин хребет, Чукотка, озера Чукотки

Posts from This Journal “Палеонтологическая экспедиция” Tag

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…