Вчера, в Анадыре завершился III фестиваль арктического кино "Золотой ворон". Ворон улетел, но обещал вернуться. Перед его возвращением неплохо провести разбор полёта. Разумеется, критический, ибо кино без критики, что Ютюб без "BadСomedian", ну вы поняли...
Образно выражаясь, кинофестиваль "Золотой ворон" - это кинотеатр со множеством залов.
Зал первый. "Кинолаборатория".
Собственно из кинолаборатории три года назад и родился сам фестиваль. У истоков кинолаба стоял молодой режиссёр Филипп Абрютин (к/ф "Трагедия в бухте Роджерса"). Цель кинолаба научить снимать кино. Так как фестиваль проходит в третий раз, то и лаборатория работает не первый год. Забегая вперед скажу, что кинолаборатория самая нужная и перспективная часть проекта "Золотой ворон". В этом году лаборатория работала 2 недели, в которой проходили практику три киногруппы: учащиеся колледжа и два взрослых коллектива, сильно взрослых. Итогом работы кинолаба стал показ 3 короткометражек. Одна команда перемонтировала свой же фильм, который участвовал в конкурсной программе "Киновзлёт" спутнике фестиваля - мягко говоря, очень спорное творческая реализация кинопроекта. Две другие команды подошли к задаче творчески и с нуля создавали короткометражку. Работа школьников - это попытка реконструкции легенды о чукотском воине. Ни реконструкции, ни истории, но спрос со школьников не большой. Действительно творческой киногруппой была группа Лилии Ухман. Лилия профессиональный журналист и оператор Лилии, Александр Куцкий, также профессионал. Итогом их творчества стала короткометражка "Чайка". Всё что касается технической части: съёмка, монтаж, постановочные сцены - прекрасно, игра актёров на троечку (даже с учётом непрофессионализма). И даже была история. Но акценты в этой истории были сделаны так, что фильм превртился в набор неплохих, но за уши притянутых сцен. За эту творческую группу было обиднее всего, не дожали сценарий.
В своей потенции кинолаб - будущее чукотского кино. Но по факту, детская болезнь первых кинолабораторий осталась и скорее всего не будет излечена.
1. По факту участвовало всего две творческие группы, одна из которых страшеклассники, которые в этом или следующем году разъедутся. При этом, в Анадыре есть как минимум три молодёжные кинокоманды, которые участвовали в конкурсе, но не участвовали в кинолабе.
2. В любой педагогической деятельности важна систематика. Нельзя с ходу, с кондачка, за две недели научить снимать кино. Но кинолаборатория проходит всего один раз в год, причём участники начинают работать над кинопроектом не загодя, набирая материал, готовя сценарий, а по факту приезда наставников.
Зал второй. Конкурс короткометражных фильмов "Киновзлёт!" (да-да, название конкурса с восклицательным знаком). С этого конкурса, как и с кинолаба начинался фестиваль. Это конкурс чукотских короткометражек. В этом году было представлено 8 работ. В конкурсе, не смотря на то, что проходит уже не первый год, настоящий кино-теле венигрет: игровое кино, документальное кино, телесюжет, клип и даже просто хроника. Как судить-рядить такую мешанину? Как минимум 3 "короткометражки" добрали для массовки: притянуть за уши можно что угодно, но язык не повернётся назвать короткометражным фильмом - клип снятый с квадрокоптера или видовые съёмки тундры с чтением стихотворения за кадром. Про хронику плавания теплохода я вообще молчу. Съёмки хорошие, но это не фильмы. В фильмах, даже короткометражных должна быть история, сюжетная линия. Разделять представленные фильмы по жанрам, организаторы не стали, скорее всего исходя из малого количества работ.
По факту, реально в конкурсе участвовало три игровых короткометражки. Режиссёры: Березняков, Семиклетов, Баданов. У каждого из режиссёров действительно есть своя команда, видение и умение. Почему они не участвовали в кинолабе - загадка. Именно из команд этих режиссёров, под чутким руководством опытных наставников и нужно растить поросль.
Участник конкурса "Киновзлёт" Игорь Баданов и его супруга Елизавета - пожалуй, самая креативная анадырская семья.
Никита Березняков и Станислав Нагаткин - представили на киноконкурс короткометражку-ужастик. Их работа, из молодой чукотской кинопоросли была наиболее техничная и смотрибельная
Чем отличается КВН от кино? Тем, что в КВН команда делает всё сама и шьёт, и жнёт и на дуде играет. Кино это производство с чёткой регламентацией функций. Есть конечно режиссёры-сценаристы, или режиссёры-операторы, но это скорее исключение, чем правило. Проблема у всех начинающих кинематографистов одна - сценарий. Если коротко, то все сценарии не доработаны. Сценарий это фундамент, без него кина не будет. Если бы начинающие чукотские режиссёры учились во ВГИКе они бы знали, что первые шаги начинаются не с придумывания сценария, а с классики, с экранизации рассказов, пьес, одним словом внятной и целостной истории. А так получается КВН:
"Что же нам снять? Нам нужно что-то снять!". И начинается процесс привязки идеи к камере, с созданием истории по ходу фильма. Впрочем, не мне говорить, я ни одного фильма не снял.
Из трёх игровых короткометражек победила самая неинтересная и банальная. К тому же собранная хуже остальных. Впрочем, нравится- не нравится это дело вкуса.
Зал третий. Фестивальный
Это самый непонятный из всех "залов". Первый вопрос: зачем нужен фестиваль арктического кино "Золотой ворон"? Кинофестивалей в мире и у нас в стране великое множество. Есть среди них и арктические фестивали. Взять к примеру фестиваль "Arctiс Open ", который открылся в городе Архангельске в том же году, что и "Золотой ворон" - те же "яйца" только масштабнее. Чем наш чукотский фестиваль отличается от архангельского или других северных киносмотров? Да ничем, только городом. Ну хорошо, что мы хотим от фестиваля?
- Посмотреть фильмы об Арктике.
Отлично, а что мешает привозить и демонстрировать эти фильмы в течение всего года? Коммерчески не выгодные фильмы? Так у нас кинотеатр в столице Чукотки глубоко дотационный. Какая разница, на чём делать убытки? Раз в месяц можно привезти в Анадырь "кино не для всех".
Стоп. Фильмы об Арктике? А что на фестивале делают фильмы из Греции и Перу? А фильм закрытия про трагедию в "Норд-осте"? Да, да, смыслы, они во всём. Арктика это больше, чем Арктика....
На фестивале были представлены по 5 игровых и документальных фильмов. Посмотреть все или большую часть фильмов не было ни времени, ни желания. Но мне повезло, я посмотрел якутский фильм "Надо мною солнце не садится". Настоятельно рекомендую всем посмотреть. Это фильм намного интереснее и лучше "Территории" и "Как я провёл этим летом". Справедливым итогом стала премия "Лучший фильм" по мнению профессионального жюри. Итог не справедливый - гран-при фестиваля он не взял. Гран-при взяла документалка "Северный травелог". На фестивале "Золотой ворон" гран-при вручается по итогам зрительского голосования. В нашей стране, где голосование, там всегда возникают нюансы. Считаю, что организаторы, в силу дипломатических, политических или иных соображений не решились вручить два приза одному фильму. Хороший художественный фильм, всегда победит хорошую документалку. При любых раскладах, при любом голосовании. Не верите? Спросите в Голливуде.
Собственно это всё что я хотел сказать про кинематографию фестиваля. Верю, были и другие хорошие фильмы, но не посмотрел.
Победительница кинофестиваля "Золотой ворон" Кира Яяскеляйнен (Финляндия)
Ааял Адамов, звукорежиссёр фильма "Надо мною солнце светит" - приз профессионального жюри кинофестиваля "Золотой ворон"
По логике "Не понравился" должно быть хуже, чем "воздержусь"
Возвращаясь к фестивалю, как культурном проекту Чукотского АО. Я не противник фестиваля. Я противник того, что он проводится за счёт окружного бюджета. Примерный бюджет фестиваля 3-5 млн. рублей. На фестиваль приехала кинотусовка из России и зарубежья - не стоит забывать, что статус международного, в стопятьсот раз престижней, чем статус российского и в миллиард раз престижней регионального. Кинотусовка, разумеется приехала за счёт окружного бюджета. Что в сухом остатке дал кинофестиваль? Показ кино.
- Мы можем это же самое кино просто взять и купить для показа в кинотеатре? Причём не всё подряд, а действительно классное, которое прошло оценку зрителем?
- Можем, но понимаешь, атмосфера кинофестиваля... её нельзя купить!
- Кинофестиваль "Золотой ворон" - самое ожидаемое событие в культурной жизни Анадыря, - сказал на закрытии анадырский градоначальник.
А как же год театра? У нас же на Чукотке есть свои театральные коллективы. Да, их уже осталось очень мало. Да, они самодеятельные. Но они есть. Почему вы привозите людей из Финляндии, Греции, Дании и нашей необъятной, а свою же родненькую чукотскую культуру ни во что не ставите? Ах, да, масс-медиа: региональный театральный фестиваль, он же кроме местных СМИ не интересен, о нём не узнают рейтинговые агентства, составляющие списки активности регионов. Театр, конечно не кино, но вспомнил о нём потому что идёт год театра и они, театральные коллективы, на Чукотке есть, в отличие от киногрупп. Кроме театра можно вспомнить о сельских домах культуры, которые влачат жалкое существование, о фольклорных сельских коллективах, которые не далеко ушли от состояния домов культуры, в которых они находятся, об Уэленской косторезке, которая находится в глубочайшей депрессии, а это между прочим, культурный бренд, до которого любому кинофестивалю лететь и лететь.
Культура на Чукотке - это нелюбимая падчерица, которую только и можно что за подснежниками в феврале в тундру отправлять. А вы говорите павлины!
Какой же кинофестиваль без звезды? На третий "Золотой ворон" пригласили Олега Тактарова
В случае с Тактаровым, могу смело заявить, что деньги не на ветер. Олег провёл двухчасовой мастер-класс по рукопашному бою и массовую физзарядку на городском стадионе. Это была не показуха, а реальные занятия. Очень крутой мужик, не только в физическом плане, но и в педагогическом и актёрском.
Претензий к Филиппу Абрютину, как человеку, который "родил" фестиваль нет. Честь ему и хвала. Но только живёт Филипп не на Чукотке (хотя и родился здесь). И деньги выбить у губернатора на реализацию большого проекта может либо "варяг" - человек не с Чукотки, либо ограниченный пул приближённых к телу. Может ли сегодня Дом культуры или другое учреждение культуры организовать новый интересный проект с финансированием? Нет, потому что для них нет денег. Сегодня нужны яркие, громкие но по сути пустые проекты. Это касается всех сфер жизнедеятельности на Чукотке. И если где-то, что-то сохранено и работает это не благодаря "линии партии", а вопреки - это заслуга подвижников.
Если государство к культуре сегодня подходит с экономической точки зрения - оптимизация отрасли, рентабельность и т.п., то и вопросы у меня к этой власти экономические, ничего личного - это же бизнес:
- каковы результаты от проекта "Золотой ворон" за три года, при бюджетировании в 7-9 млн. рублей региональных денег?
Вопрос риторический. Никаких результатов, кроме показа фильмов в кинотеатре. Кинолаборатория корни не пустила, никого не выростила, хотя 3 года это в общем срок. Те несколько анадырских кинокоманд, что делают короткометражки, делали и будут делать фильмы и без кинолаборатории: все режиссёры работают в СМИ, причём два из них на телеке. В сухом остатке только шум.
Якутский игровой фильм, при 1,5-2 млн. рублей затрат на съёмку, в прокате собирает от 10 до 20 млн. рублей.
Это неприятная правда. И это правда может оскорбить и обидеть организаторов. Но камень не в их огород, а в огород губернатора и правительства округа. Это они установили такие правила игры: своим детям шишь с маслом, чужим - пряник.
Ансамбль "Эргырон". Присутствие "Эргырона" означает высший статус мероприятия на Чукотке. Хотя в последнее время, "Эрыгрон" вставляют всюду, куда нужно и не нужно.
Я дейстивтельно хочу, чтобы на Чукотке появился свой кинематограф. Пусть не такой, как якутский, но наш. Да, я жуткий регионалист и считаю, что вкладывать деньги, бюджетные деньги, нужно в Чукотку, а не в кинотуристов
- Мне так понравилась Чукотка, здесь так радушно встречают! - говорят все гос-вип-туристы. Ну ещё бы, мне тоже понравилась бы Пензинская область если бы за их счёт пригласили. Но с Чукотки никого за счёт принимающей стороны не приглашают.
Конкурс "Киновзлёт" и кинолаборатория это действительно нужные проекты. Только эти проекты нужно делать системными. Такими же системными как власть, которая бессмено на протяжении полутора десятилетий возглавляет регион. Да, системная работа в образовании и культуре не интересна, потому что плоды её видны лет через 10, а то и больше. Но это единственный путь к появлению чукотского кинопроизводства.
Хотя кого я обманываю? Давайте пошумим! Давайте тратить деньги!
Journal information