Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Где же ты, Лом? (финальная часть)

Два дня медведи досаждали Лому, а потом исчезли. Сидеть в взаперти Ивану осточертело и он решил погулять. «Гулять» далеко  Иван опасался, поэтому ограничился территорией радиусом 50 метров от судна. Но и ходить кругами вокруг судна тоже быстро наскучило. Иван взял лом и решил заняться физзарядкой. Невдалеке от судна возвышался двухметровый торос. Его и решил «срубить» Иван. В этом занятии он видел две пользы: физическую - размять атрофированные от долгого безделья мышцы и демаскировочную – за торосом могли прятаться медведи. Спустя полчаса напряжённой работы, Лом услышал громкий, как выстрел треск. Вначале он не понял, что произошло. Торос, изрядно разбитый ломом, стоял на месте, вокруг тоже ничего не происходило. Но через несколько секунд он заметил, как возле катера образовалась трещина, которая стремительно начала расширяться. Когда Иван добежал, трещина уже расширилась до полутора метров. Полтора метра расстояние для прыжка не  критическое, но Иван замешкался соображая, что делать? Трещина продолжала расширяться. Сняв куртку и завязав рукава в узел, Иван со всего маха бросил её через трещину. Куртка перелетела через трещину. Разогнавшись Иван прыгнул сам. В конце разбега,  не подрасчитав шаги, Иван выпрыгнул раньше и уже во время толчка понял, что не долетит до противоположной льдины. Не долетел совсем немного, может с полметра. Вынырнув из воды, Иван зацепился за край льдины и попытался вылезть из воды. Вылезть получилось со второго раза. Схватив куртку, Лом взобрался на буксир. Уже внутри, в тёплом помещении кубрика Лома хватил колотун. Его трясло не столько от холода, сколько от запоздалой волны адреналина. Он сделал три больших глотка водки, прямо из горла. Переоделся в запасную робу, лёг на шконку, укрывшись пледом и попытался согреться и успокоиться. Минут через пять озноб прошёл, Лом выпил ещё и вскоре заснул.
Во сне Ивану стало холодно и он начал зарываться в плед с головой. Сквозь дрёму в сознание проникла какая-то нехорошая мысль. Мысль была невнятная, чего-то не хватало. Тишина… В следующую секунду Лом вскочил со шконки – дизель не работал! Минут десять Иван искал фонарик, который сто раз ему попадался на глаза, но в нужный момент, куда-то запропастился. Потом перешёл в моторное отделение и стал искать причину остановки дизеля. В танках закончилась соляра. От сердца отлегло. Один из двух дизелей он заглушил ещё неделю назад, когда разуверился в скором спасении. Работы одного дизеля вполне хватало для обогрева и освещения судна. Топливо есть, оно находилось в бочках на палубе.  Оставалось только дождаться рассвета и перекачать тонну соляры в топливные танки. С рассветом Иван начал перекачку. Ручного топливного насоса Лом не нашёл, поэтому дозаправка шла в ручную, при помощи шланга и вёдер. «Ну хоть какое-то физическое разнообразие в жизни», - радовался Иван. От прогулок по льду он окончательно зарёкся. На море за ночь произошли изменения. Подвижка льда, произошедшая накануне вырвала катер из ледового плена и он снова лёг в  дрейф. Видимость к обеду существенно улучшилась. Это был самый ясный день за весь его дрейф. Но ничего кроме льда Лом не увидел. После заправки дизель немного «покашлял», но завёлся. Проверив, что с дизелем всё в порядке Иван его заглушил.  В целях экономии топлива, запускать дизель он решил только на ночь. Довольный Лом вышел на палубу и громко сказал:
- Товарищи медведи и нерпы, докладываю: буксирный катер «Долгота» продолжает героический дрейф в Чукотском море. И дрейфовать мы будем до эвакуации старшего матроса Лома.
Радиоэфир сегодня не состоялся из-за не прохождения сигнала.
На следующий день ветер усилился,  видимость ухудшилась. Лёд стал разряженным, появились полоски свободной воды. Ближе к обеду Лом услышал гул самолёта. Вначале он подумал о слуховых галлюцинациях, но  порывы ветра отчётливо доносили моторный гул. Иван запалил ветошь в сигнальном ведре. Пока он заводил дизель, чтобы связаться по рации гул самолёта исчез. Ещё целый час Лом безуспешно пытался выйти на связь, но ничего кроме треска и фоновых шумов в динамике он не услышал.
Судовой журнал буксирного катера «Долгота»
11 ноября. Шторм. Видимость не более 500 метров. Большие ледяные поля, много разводов и полыней. Выход на связь в 19:30. Не прохождение.
12 ноября. Шторм. Снег. Видимость не более 300 метров. Много открытой воды. Сильно разряженное ледяное поле. Выход на связь в 19:30. На связь вышли  лоринские оленеводы. Получил информацию о поисках буксира. Сообщил о самолёте.
13 ноября. Шторм. Сильный снег, град. Видимость не более 300 метров. Выход на связь в 19:30. Слышал несколько бригад. Доложил текущую ситуацию.
14 ноября. Шторм прекратился. Волнение на море. Льда практически нет (одиночные льдины). Видимость не более 500 метров.   Выход на связь в 19:30. Слышал несколько бригад и Провидения. Доложил текущую обстановку.
15 ноября. Шторм. Лёд отсутствует. Видимость несколько километров (точно определить не могу). На горизонте, в течении двух часов по правому борту наблюдал  землю. Не прохождение связи.
В ночь на 16 ноября буксирный катер «Долгота» выбросило на прибрежные льды. Это случилось под утро. Не скрывая радости Лом ждал рассвета. Он понял, что его прибило к земле, но выходить на землю впотьмах Лом не решился. С рассветом, спотыкаясь и падая о торосы и нагромождения льда он выбрался на землю. «Земля!» -  закричал Лом, что есть силы. Когда-то в детстве он смотрел фильмы про моряков и не мог понять их детского восторга от того, что они увидели землю. Ну земля и земля, что тут такого? Теперь понял. Неуверенной, «пьяной» походкой он ходил по земле, кричал «Земля!» и зачем-то кидал вверх шапку. «А ведь зачем шапку кидают я тоже не понимал» - чуть успокоившись с улыбкой подумал Иван.
Походив около часа по берегу Иван вернулся на буксир. Завёл дизель и вышел в эфир. Его услышали! Он сообщил, что катер прибило к берегу, где находится не знал, признаков жилья поблизости не было.
Во время предпоследнего выхода Лома в эфир,  с Камчатки запеленговали радиосигнал с «Долготы». Пеленгационный луч проходил вдоль восточного побережья Чукотки от Уэлена до Провидения. После получения информации о том, что его прибило к берегу осталось понять, где именно.
- Опиши, что ты видишь в округе, как можно подробнее, - попросили Лома спасатели.
Лом начал описывать побережье, формы сопок и примерные их размеры по соотношению друг к другу.
Морские охотники сёл Восточной Чукотки слушали эфир и пытались сопоставить описание с реальной местностью. От Энмелена до Энурмино, берегов и сопок, которые описал Лом не было. Единственный «пробел» во время радиосвязи по ориентации на местности был на янракыннотском участке. Заболел радист. Из Штаба по телефону связались с Янракыннотом и описали местность о которой рассказал Лом.
- Похоже на остров Ыттыгран, - сказали янракыннотские охотники.
Но организовать поиски в районе пролива Сенявина в этот день не удалось. Пролив был забит льдом, поэтому движение на моторных лодок было невозможно. Спасательный вертолёт в это время искал Лома, в районе Берингова пролива, а когда выяснили нужный район поисков, стемнело.
В Штабе приняли другое решение, попросить осмотреть берег сухогруз «Пионер Приамурья», который после разгрузки в Лаврентия должен был возвращаться во Владивосток, как раз через район поисков.
Лома сняли с буксира только через два дня. Двадцать пять дней продолжалась арктическая эпопея матроса Ивана Лома.  Капитан сухогруза, впечатлённый мужеством и стойкостью Ивана Лома  вручил ему бутылку шотландского виски и предложил записаться к нему на судно матросом:
- Фартовый ты! На море это не последнее качество! А то, что не знаешь морского дела, ерунда. Научим. Давай с нами во Владивосток?
- Спасибо, но мне надо в Эгвекинот. Там со мной должны за полевой сезон рассчитаться.
- Ну смотри. Если надумаешь, вот контакты, найдёшь меня во Владивостоке. В Эгвекинот мы тебя не доставим, ледовая не позволяет, а в Провидения без проблем.
Из Провидения на самолёте Лом вылетел в Анадырь. В окружной столице спасатели «проэкзаменовали» Лома на предмет знания эпистолярного жанра – заставив написать несколько  объяснительных о его героическом дрейфе. Взамен многостраничных объяснительных, Лом попросил спасателей посодействовать в получении причитающихся ему денег «за поле и море».  Спасатели нажали на все административные рычаги и очень сильно попросили работодателя справедливо рассчитаться с матросом. Проблем с выплатой зарплаты за «поле и море» не возникло. В конце ноября Лом полетел домой.
В январе, когда окончательно замёрз Сенявинский пролив, на остров Ыттыгран поехали снегоходчики из Янракыннота, Чаплино и Провидения: полюбопытствовать на героический буксир и воспользоваться призовым правом. С буксира сняли всё движимое и частично не движимое имущество и оборудование. Через два года,  буксирный катер «Долгота» штормом вынесло в море и больше его никто не видел.
Tags: творчество
Subscribe

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Хунвейбины ОНФ (продолжение)

    И дольше века длился день славных Хунвейбинов ОНФ в походе против мракобесия, ханжества, лицемерия, коррупции и кумовства. Первый бой выигран, но в…

  • Хунвейбины ОНФ

    Уютная не позволяет написать полный вариант названия, который звучит следующим образом: "Великий поход Хунвейбинов ОНФ против мракобесия,…

  • Где же ты, Лом? (часть 4)

    Поисковая операция началась только на третий день. Не было вертолётов. Пограничный вертолёт вылетел на боевое задание, два гражданских, на Шмидте и…

  • Где же ты, Лом? (часть 3)

    Разумеется, просто так, за сигаретами, в Энурмино Петрович ни за что не пошёл бы. Для выполнения поручений есть матрос. Сигареты действительно были…

  • Где же ты, Лом? (часть 2)

    Буксирный катер «Долгота» медленно пробивался через ледяную шугу. Через несколько часов после выхода со Шмидта зарядил снежный заряд и…

  • Где же ты, Лом?

    С такой фамилией, какая была у Ваньки, прозвища было не нужно. Лом он и есть Лом. Казалось, что тут ещё можно придумать? Но кличка у Ваньки Лома,…

  • Я вам хлеба привёз (заключительная часть)

    Шаман отошел от машины и смотрел в сторону открытого моря, которое было уже недалеко от посёлка. Сколько прошло времени, Шаман потом не смог точно…

  • Я вам хлеба привёз (часть 8)

    Через несколько дней, после того как стихла пурга, в Чаплино приехал вездеход, который шёл в Янракыннот. Вездеходчик разыскал Костю: - Собирайся,…

  • Я вам хлеба привёз (часть 7)

    Утром Костя не смог открыть дверь. - Что за чёрт?- сказал Пехотин и толкнул дверь сильнее. Дверь немного поддалась и образовалась небольшая щель.…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments