Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие на Край Земли. Как мы возвращались

Начало здесь:  Путешествие на Край Земли. Отправляемся. Один день лета, На мокром месте, Рыбный день

13 июля, суббота, сегодня мы возвращаемся в посёлок. Немного грустно, чувствуется походная недосказанность. "Масла в огонь" подливает погода. Она  словно издевается нам нами. В день выхода светит  солнце, легкий ветерок, тундра вновь заиграла  всеми красками. Уходить очень не хочется.

3.Верхние озёра. Озеро Рыбное (Малое)

Обратно идётся как известно быстрее. Тем более, что рюкзаки основательно облегчены. Большое количество продуктов оставили в балке. По дороге попадаются следы медведя. Когда шли туда, следов еще не было. На малом Верхнем озере (Рыбное) делаем остановку на рыбалку. Вытаскиваю еще двух небольших гольчиков. Пробуем рыбачить и на большом Верхнем, но безрезультатно. Итого за 4 походных дня 5 рыб - не густо. Но ведь мог и вообще не поймать. Мы остаемся чаевничать, а первая партия отправляется через перевал к месту выброски. Перевал заметно подтаял. По снегу вниз спускаемся очень быстро.  Удивительный эффект весенне-летнего снега. В некоторых местах он становится красно-фиолетовым. Раньше я списывал этот цвет на пыльцу и прошлогодние ягоды, но здесь на перевале никакой растительности нет.

4."Красный снег".

Бухта зеркалом отражает прибрежные сопки. Идеальный штиль. Мы иронизируем насчёт плохой погоды, из-за которой наш теплоход ушел раньше положенного срока. Пока ждем лодку наблюдаем за моржом, нерпами и птицами. На берегу много крабьих панцирей. Окрестности мыса Пылкина - нерестилище крабов. Именно в это время здесь мешками ловят синего краба.

5. На вершине Пылкинского перевала

6. Перед спуском с перевала

9.Синий краб. Свежий

10.Синий краб. Вареный

11. Бухта Провидения

Как показало время, те 2 солнечных дня и было провиденским летом. Уже на следующий день на посёлок вновь опустился туман и припустил мелкий всепроникающий нудный моросящий дождь. Главная моя забота - обеспечить возвращение группы домой в Анадырь. В воскресенье мне удалось сделать невероятное. Я сумел достать 11 билетов на рейсовый самолёт на понедельник. В это трудно было поверить даже мне, но факт на лицо, вернее билеты на руках.
         Больше всех улететь 15 июля хотела Ксюша. Но мы не улетели. 15 июля у Ксюши День рождения. Наверное она себе его представляла несколько иначе: ресторан, цветы, модные друзья, стильная музыка. В итоге: один цветочек с маминого домашнего подоконичного растения, бутылка "Советского шампанского", пакет китайских яблок, друзья в одежде стиля "тур де слёт" и пикник под открытым небом. И если на всё это еще и можно было пожаловаться, то на выбранное место никак - ручей Красивый. Погода конечно дрянь, но по словам именинницы:
- Такого Дня рождения у меня еще не было.
Уточнять какого "такого", мы не стали.

12. Именинница

13. По дороге на Красивый ручей
июля 15, 2013-016

14. В распадке

15. Первая плотина на ручье Красивом. Отсюда в летний период вода поступает в провиденский водопровод

16. Яблоки на воде

17. Классика чукотского пикника: яблоки и пластиковые стаканы

18. На сопку к Вороньим скалам

19. Вороньи скалы

Не улетели мы и во вторник. Ближе к обеду, когда стало понятно что  ждать уже бессмысленно, мы поехали на Чаплинские горячие ключи. Администрация Провиденского района, с пониманием отнеслась к нашему затянувшемуся слёту и организовала для нас автобус-вахтовку "Урал". До Горячих ключей 60 км. На полчаса мы заехали в с.Новое Чаплино. Многие из моих товарищей впервые были не только в Провиденском районе, но и впервые увидели национальное село. За Н.Чаплино мы неожиданно (для меня) встретили медведицу с тремя (!) медвежатами. Она быстро скрылась за сопкой, подгоняя любопытных малышей. Эмоциональнее всех медведице радовалась Инна, которая их видела впервые.

23. По дороге на Горячие ключи

24. По дороге на Горячие ключи отзваниваюсь в Провидения каждые 2 часа. А вдруг прилетит самолёт?

25. Дорога на Горячие ключи. Перед Каменным перевалом

26. Три медвежёнка

На Горячих ключах я не был с 1996 года. Сказать, что здесь сильно всё изменилось, значит ничего не сказать. Жалкое зрелище. Некогда отличный пионерский лагерь превратился в груду разбомбленных балков и мусорную свалку. А от бассейна, так и вовсе одно название осталось. Купаться мы едем на котлован. Его тоже порядком размыло, но хотя бы нет мусора и грязи. Да и воды здесь значительно больше.

27. Бывшее общежитие на Горячих ключах

28. Вид на бассейн с верху

29. Бассейн. Остатки.

30.Котлован

В среду мы тоже не улетели. После обеда садимся на рейсовый автобус и едем на экскурсию в Урелики. Бывший военный городок, в котором дислоцировалось несколько воинских частей в этом году начали сносить. Если быть точнее демонтаж  сооружений велся только в Пограничном отряде, который занимает процентов 40 территории бывшего посёлка. По научному и официальному всё происходящее называется: рекультивация земель. Вечером за нами приезжает мой друг Антоха Горбиков и по дороге завозит нас в бухту Цветок, излюбленное место организации пикников провиденцев.

32. Официальное лицо заброшенного посёлка Урелики

34.Квинтэссенция российской границы

35. Снос домов происходит следующим образом: насыпается отвал в торце здания до 4 этажа. По отвалу заезжает бульдозер и методично разрушает конструкции.

36. Вот так скоро будет выглядеть район Погранотряда в Уреликах

37. р. Терек, Провиденский район

38. Эта часть Уреликов сносу не подлежит. Денег не выделили.

40. Бухта Цветок

Стоит ли писать, что не улетели мы и в четверг? Но вместо экскурсионной программы по окрестностям Провидения мы отправляемся на сухогруз "Танир", который на Чукотке называют просто и лаконично "угольщик". Он завозит анадырский уголь в населенные пункты Чукотки. На "Танире" нам выделяют 3 двухместные каюты. В одной каюте всё работает: есть душ, туалет, вода. Во, второй каюте, есть только вода. В третьей каюте ничего не работает, и нет воды. Но мы уже не ропщем, лишь бы домой добраться. Отбытие назначено на 7 часов вечера. Но мы не ушли! Ночуем на теплоходе, потому что выход перенесли на утро пятницы.
         В пятницу теплоход не ушёл. И самолёт тоже не прилетел. Мы гуляем по посёлку, но в основном сидим на теплоходе. Мало ли что? А вдруг, снимется с якоря и уйдёт? Выход обещают на утро субботы.
         Свершилось! В 8-30 утра субботы мы отшвартовываемся. На лицах моих друзей радость. У меня недоразумение. Брата нет. Телефон не берёт, где находится никто не знает. Как потом окажется, он ночевал у подруги и проспал отход судна.  Пройдя три километра мы встаём на якорь. К нам швартуется второй сухогруз и в таком спаренном состоянии мы проводим еще 10 часов на траверзе посёлка Провидения. Погода делает "финт ушами". Тучи расходятся, туман поднимается, выглядывает солнце. Нашу нарушенную долгим ожиданием психику спасает только одно - над нами не пролетает рейсовый самолёт. Его сегодня тоже нет. Он полетел на Лаврентия, забирать оттуда детей. В восемь вечера мы подняли якорь и наконец взяли курс на Анадырь. Над бухтой снова сгустились облака и на воду лёг туман. Берег еле угадывается в очертаниях. Мы ломаем глаза и накручиваем бинокль пытаясь еще раз увидеть мыс Лесовского, Полярку и наш "Край Земли". Но видим, только весёлое перемигивание  северного и южного маяков мыса Лесовского.

43. Нехитрый корабельный досуг

44. Залив Креста. Два часа ночи

Ночью мы прошли провиденский берег и Залив Креста. И словно попали в другой мир. Здесь светит солнце, тепло и даже летают стрекозы, одна из которых умудрилась залететь на верхнюю палубу сухогруза и теперь путешествует вместе с нами. Мы гуляем по верхней палубе раздевшись  по пояс, принимаем солнечные ванны и любуемся видами. На траверзе коса Русская Кошка. Метрах в 300 от нашего судна я замечаю небольшие фонтанчики. Это моржи! Их здесь сотни. Спустя много десятков лет они снова вернулись на косу. Русская Кошка отделяет Анадырский лиман от Анадырского залива. Водораздел видно визуально. Со стороны лимана вода мутно-коричневая, со стороны залива бирюзово-синяя. Еще через час у всех зазвонили мобильники. В 4 часа дня мы увидели  Анадырь. Но домой мы попали только в начале первого ночи. Впереди еще было долгое стояние на рейде, отсутствие информации будут ли нас забирать с судна катером, куда нас потом отвезёт катер и другие мелкие переживания. Но всё это пустяки. Мы уже были дома. Оркужной  outdoor-слёт "Берингия" завершён.

45. Моржи (в левом нижнем углу)

46. Вот оно какое наше лето

47. Инна и стрекоза

Фото: Виталий Борисенко vadaskovich, Сергей Гавриленко, Инна Карякина, автор

Tags: outdoor-слёт "Берингия", Провидения, Чукотка, горячие ключи, поселения Чукотки

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…