Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие на Край Земли. На мокром месте.

июля 11, 2013-010

Начало здесь:  Путешествие на Край Земли. Отправляемся. Один день лета

Весь день шёл дождь. Сильный, слабый, просто вода висящая в воздухе. Одним словом день был  мокрым. Куда подевалась вся красота, которая вчера нас очаровывала своими пасторальными панорамами и кричащими красками? Сегодня доминировал серый: серо-синий, серо-зеленый, серо-красный, серо-серый. Согласно плану, сегодня мы должны найти край земли и установить там знак. Край решили искать на мысе Столетия.

июля 11, 2013-009
июля 11, 2013-044

Наиболее короткий путь к нашему "Краю", пролегал по косе, отделяющей озеро Глубокое от моря. Пройдя километра полтора по косе мы поняли причину пересыхания старой протоки. Новая протока соединяющая озеро с морем появилась недалеко от сопки, которая оканчивается мысом Лесовского. Пришлось делать петлю и возвращаться обратно. Идти в обход не хотелось по одной причине - надо переходить через реку Аннгуваам, которая широкой дельтой впадает в Глубокое озеро. Высокие резиновые сапоги мы не брали, поэтому все наши речные переходы мы делали на босу ногу. Ощущение не из приятных. Ноги аж белели после перехода, но в мокрых ботинках идти не хотелось еще больше.

4. Протока соединяющая озеро и море. Не широкая, но глубокая и с сильным течением.
июля 11, 2013-013
июля 11, 2013-019
июля 11, 2013-014

7.Брат пробует спининговать на озере. Здесь рыбы нет!
июля 11, 2013-016

8.Зато чайки над озером явно говорили об обратном.
июля 11, 2013-012

9.Один из многочисленных протоков реки Аннгуваам.
июля 11, 2013-052
июля 11, 2013-026
июля 11, 2013-057
июля 11, 2013-031
июля 11, 2013-055
июля 11, 2013-039
июля 11, 2013-056
июля 11, 2013-059

Первая  точка остановки - полярная метеостанция. Полярка. На Полярке стоит маяк, который в своё время работал на РИТЕГах. Лет 7-8 назад РИТЕГИ увезли, и в настоящее время маяк работает на солнечных батареях.  Не дойдя с полкилометра до Полярки наткнулись на исторические артефакты.Китовые челюсти и кольцо яранговых камней. Чуть поодаль еще два каменных кольца. Идентифицировать время проживания невозможно, но еще до 1930-х годов в окрестностях мыса Лесовского жили несколько эскимосских семей.

17.На бывшем чукотском поселении
июля 11, 2013-068
июля 11, 2013-069
июля 11, 2013-064

Сама метеостанция состоит из нескольких домов, небольшой котельной и метеорологического поля с маяком. Все здания разрушены, поэтому надолго здесь не останавливаемся, водружаем флаг Красного Креста Чукотки, наших партнёров, и спускаемся к морю. Спускаться пришлось по осыпям и распадкам. Довольно рисковое занятие. Особенно когда за твоей спиной начинают сыпаться камни и сползать глина. Через полчаса все на берегу. К этому времени все уже окончательно промокли. Виной тому была не только плохая экипировка, но и интенсивное потоотделение.

20.Полярная метеостанция мыс Лесовского
июля 11, 2013-083

Идем вдоль берега моря. Летают преимущественно чайки и те в небольшом количестве, вся птица спряталась в скалах.  Особенно уютно устроились бакланы, забравшиеся под каменные козырьки и с любопытством наблюдавшие за нашим передвижением. Береговая кромка постепенно сужается и мы вынуждены перелазить через скалы. Идти по берегу интересно и страшно. Интересно, потому что за каждой извилиной берега открываются потрясающие виды. Страшно, потому что приходится постоянно смотреть наверх чтобы не прилетело чего в голову. В одном месте скала уперлась в воду. Прибой во время отката оголял узкую полоску берега. Выжидаю отката и перебегаю за скалу. Следом за мной бежит Леха и Виталик. Дальше идти можно. По одному-два человека все перебегают на нашу сторону. Настя и Ксюша не рассчитали и их чуть выше колен окатило волной. Техника уже начинает давать сбои. Виталик перестаёт фотографировать. Леха и Серега вообще фотоаппараты не брали. Да и толку от них немного. Только прицелишься фотографировать  - объектив уже залило каплями дождя или морскими каплями прибоя.

23.Бакланы

25.Мира нашёл морскую капусту. Её здесь особенно много после шторма.
июля 11, 2013-022
июля 11, 2013-091

Доходим до небольшой речушки, скорее даже ручья Агныгым кива (с эск.  дня река, русское название р.Быстрый). Отсюда становится отчётливо видно, что до мыса Столетия, куда мы направлялись нам не дойти. По крайней мере по берегу. Вдобавок ко всему на девчонок уже без слёз  не взглянешь, мокрые насквозь. На берегу речки лежит массивное  шестиметровое бревно и ржавая бочка. Отличный материал для водружения нашего знака. Переносим бревно ближе к берегу, прикручиваем к нему знак, проламываем в бочке дно и при помощи дури молодецкой и какой-то матери поднимаем его вертикально. Сложность задачи поставить его вертикально прямо. В бочку накидываем до верху камней, потом засыпаем камнями саму бочку, но прямо оно всё равно не встало. Парням тепло, даже жарко от работы. Девчонки, стоят в сторонке и тихо дрогнут. Колапсируют. Заставляю их кидать камни, хотя бы во время съемок, чтобы хоть как-то согреться. Но они всё делают медленно, а таким темпом точно не согреешься. Серёга салютует из ружья и мы почти бегом возвращаемся по сопке на Полярку.

По хорошему, конечно, можно было выбрать "край" и покраистее, и знак сделать монументальней. Со стороны это наше мероприятие может показаться пустым и даже ребячеством. Всё так. Но, для нас это символ нашего общего дела. Это наш "Край Земли", наш берег "слёз"  и мы теперь точно знаем где он находится: N 64020.17; W 1730 35.50

Домой идти еще рано, всего 3 часа дня. Но и девчонок таскать промокших и озябших тоже не хочется. Недалеко от Полярки стоит балок-бочка. Делали их из больших цистерн из под горючего в Провиденском училище. Всего сделали 6 таких передвижных компакт-балков. Иду на разведку. Вообще балки в тундре всегда открыты, но эти "домики тундровиков" делались как частная собственность - под ключ. Хотя глобальная причина не в этом, в Провиденском, и пожалуй в Чукотском районе большая часть балков сожжена, разломана или просто не поддерживается, что в конечном итоге ведет к их захирению. Нам повезло. Балок открыт. Затапливаю печь и зову остальных. Балок-бочка рассчитан на 2 человека, нас набивается 9 (Дима остался на базе)! Выпив по кружке чая (ни о какой просушке в такой тесноте не может быть и речи) Гавс, Леха, Мира и я идём на мыс Лесовского.

30.Сопка с погранзаставой и мыс Лесовского

По берегу до мыса не дойти - обрывистые скалы. Лезем на сопку. Еще у подножия замечаем еле заметную тропу идущую вверх. На вершине, высота 145 метров,  в 1950-1970-х годах была пограничная застава.  Забираясь на сопку, даже по условной тропе, мы периодически помогали себе руками. Как на вершину сопки затаскивали кирпичи, цемент, воду и остальной стройматериал для строительства заставы, можно только догадаться. Ну разве что с вертолёта на внешней подвеске. Никакой посадочной площадки на верху нет. Из строений, остались развалины двух домиков, которые словно птичьи гнёзда, буквально вросли в скалы и дозорная (обзорная) вышка. Даже в  мерзкую погоду вид на бухту и окрестности отсюда открывается просто фантастический. Со стороны моря сопка крутым обрывом падает в море. Идём по гребню. Периодически натыкаемся на медвежий помёт. Не понятно, что он тут делал? Ответ нашли немного дальше, когда обнаружили скорлупу от яиц. Позже  отец подтвердил моё предположение. На эту безымянную сопку медведи постоянно лазят полакомится яичницей.

Когда идешь по гребню складывается ощущение полёта. Эффект создаётся  крутым стометровым обрывом со стороны моря. Из под обрыва периодически вылетают чайки, которые там устроили гнёзда и парят в потоках воздуха на уровне глаз. Видно всю механику полёта. Лёгким движением  перьев на кончике крыльев они изменяют высоту  и направление полёта. Вспоминаем, что Лёша у нас артист ансамбля "Эргырон" и знает один из самых известных чукотских танцев "Полёт чайки против ветра". Пленер вокруг, более чем подходящий. Леша в танце имитирует полёт чайки. В это время буквально из под ног вылетают чайки и словно в подтверждении его жестов борются с ветром. Аж мурашки по коже, когда смотрел.

Обратно идётся быстрее. Дойдя до устья Аннгуваама Гавс подаёт пример перехода речек не снимая ботинок.
- А чего уж, они всё равно мокрые, - говорит он и заходит по колено в воду.
     Дурной пример заразителен, и уже большая часть команды шлёпает по воде в ботинках. Мне жалко ботинки. Вернее знаю, что потом замучаюсь их сушить. Тем более, что на мне неопреновые носки. До этого мне не приходилось их использовать на переправах. К слову сказать, что вода, не смотря на середину июля, ледянющая, градуса 3-4. Ноги на камнях в воде сводит моментально. В неопреновых носках, я познал радость переправы. Ноги не сводит и можно переходить даже широкие реки хоть по..., вобщем выше колен, точно можно. Ни у кого неопрена больше нет, и товарищи не понимают о чём я говорю. Под конец похода Гавс с иронизировал на мои постоянные "аллилуйя" неопрену фразой:
- Секту тебе неопреновую надо создавать. И гимны петь.
Брат нас встречал возле балка. Одному в балке оставаться всегда тяжелее, чем ходить в радиалки. Изведёшься весь от переживаний: "как они", "что-то долго их нет", " может уже пора идти искать" и т.п. мысли постоянно лезут в голову. В балке хорошо! Тепло, сухо и чайник горячий на печке.
     После ужина Виталик связывается по спутниковому телефону с "большой землёй", сообщает на радио "Пурга" об установке знака, а также обрадовал всех нас нетленкой: "...вокруг всё усыпано сопками".
     Вечер проходит по эгидой "высушим всё". Вокруг маленькой печки тройной слой мокрой одежды. Ботинки и носки гирляндами развешаны по стенам. Самый дефицитный товар этого вечера - тапочки, которые взял только Ваня. Но ведь нужно ходить за дровами, заделывать текущую крышу балка, да и просто выходить на улицу. Лёша со товарищи открывает обувную мастерскую и при помощи деревянных дощечек и скотча изготавливают чукотские сабо.
  День прошёл очень интенсивно и объёмно, не смотря на то что прошли всего 18 км.

карта

Фото: Виталий Борисенко vadaskovich, автор

Tags: outdoor-слёт "Берингия", Провидения, Чукотка, метеостанции и перевалбазы, чукотские мысы
promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…