Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие на Край Земли. Один день лета.

Начало здесь: Путешествие на Край Земли. Отправляемся.

Завтра наступило очень быстро. Нестройными вереницами из разных частей посёлка (ночевали все в разных местах) потянулись участники слёта к Цеху. Саша Кеминов, наш "лодочник" уже подготовил лодку и ждал нас на  берегу. Погода стояла такая, в которую хороший работодатель отпускает своих работников "по ягоды-грибы", молодёжь собирается в группы и идет на "мигаловку" или на сопку пить пиво, а люди постарше спускаются к бухте "пожарить шашлыки". Такую погоду потом будут вспоминать весь год, а по количеству таких дней будут говорить "лето было...".

3.Скалы на мысе Лихачёва в народе называют "Авророй"

4. Место заброски. Первая партия уже на берегу

Тишину провиденского Лета нарушает звук сорока сильного "Тахацу". Саша Кеминов повез первую группу на другую сторону бухты, в окрестности мыса Пылкина. Через 40 минут,  завершилась заброска второй группы. Перед нами круто в сопки уходит Пылкинский перевал. Кто-то пытается неудачно шутить о перевале Дятлова, но шутки затихают после первых ста метров. Начинает сказываться физическая подготовка участников. Но никто не ноет, все дружно обливаясь потом идут в перевал. Вскоре появляется снежник, остатки которого пролежат до следующей зимы.

7. "На Пылкинском перевале"

Подъем занял не больше часа. На вершине перевала расположено небольшое озерцо талого снега, где-то вдалеке курлычат журавли. Делаем привал и пытаемся понять, где спрятались птицы. Журавлей так и не увидели, зато обнаружили остатки разбитого самолёта. Это МиГ-15, разбившйся в 1970-х годах. Шлейф обломков раскидан по тундре метров на 500. Неожиданно, среди обломков нахожу чукотскую деревянную чашу для кормления духов. Очень любопытный артефакт. Синкретизм эпох, верований, обычаев. Среди обломков много хорошо сохранившихся агрегатов и даже гильзы от крупнокалиберного пулемета или авиационной пушки.

8. Чукотская деревянная чаша для кормления духов

9. Остатки МиГ-15

Спускаемся по распадку и выходит в долину Верхних озер. Их два: Долинное (большое озеро) и Рыбное (малое озеро). Нахлынули воспоминания юности, о многочисленных зимних рыбалках, зимних походах и друзьях с кем ходил на озёра.  Солнце припекает вовсю и выйдя на дорогу делаем привал на завтрак. Пока Дима занимается подготовкой к завтраку идём на большое озеро. В нашем отряде 3 рыбака (по наличию удочек): Гавс, Ваня и я. Через несколько минут мою блесну хватает голец, но довести его до берега не получилось, сорвался. Скрежет зубов, тихая ярость, и несколько матюков - неплохое начало для любой рыбалки. Минут 15 бросаем безрезультатно. Вскоре Ваня вытаскивает маленького гольчика, которого здесь называют форелькой. Через какое то время и Серёга оказывается с добычей. У меня полное фиаско. А Ваня уже вытаскивает второго! Когда и Гавс вытащил второго гольца, рыболовная жаба начинает увеличиваться в размерах и заставляет меня чаще менять блёсна и постоянно перемещаться, меняя рыболовную локацию. Метод сработал. Вытаскиваю небольшого гольчика граммов на 300. Но итог рыбалки всё равно  неутешительный для меня: 3 гольчика у Вани, два у Серёги, и один у меня. "Позже реабилитируюсь", - успокаиваю себя и мы идём завтракать.

15. Верхние озёра. Озеро Долинное

17. Воду для чая берём прямо на дороге.

18. Мультитопливная горелка "Примус". Для неё это первый поход. Выдержала его на отлично

20. Ручей Озёрный связывает два Верхних озера: Долинное и Рыбное

Дальше идём уже по дороге вдоль озёр и реки Аннгуваам (чук.река раннелетней летовки). Дорогу построили в 1940-1950-х годах военные и ведёт она в с.Сиреники и на мыс Лесовского. Не смотря на то что дорогу никто не поддерживает, она в относительно хорошем, а в некоторых местах - в отличном состоянии. Становится жарко, все начинают раздеваться. Долина реки Аннгуваам очень живописна, идти одно удовольствие. К двум часам дня подходим к развилке на сопку Ракетчиков. Здесь же мы увидели море. Все на мгновение замерли от изумления. Панорама урочища с нашего ракурса очень эффектна. Отдельно стоящая безымянная сопка, которая оканчивается мысом Лесовского, озеро Глубокое и долина реки Аннгуваам. И всё поддёрнуто легкой дымкой тумана. Мыс Лесовского, правый входной мыс бухты Провидения. Считается, что здесь заканчивается Анадырский залив. Перед нами открытое море.

23. Верхние озера. Озеро Рыбное

24. Долина реки Аннгуваам

28. Урочище мыса Лесовского

Оставляем рюкзаки и поднимаемся по дороге в военный городок. Наверху расположен военный городок. В 1960-1970-х годах в городке стоял на службе зенитно-ракетный дивизион, прикрывавший вход в бухту Провидения. Целых зданий в городке уже не осталось. Опять пробирает ностальгия. Нахожу, полуразваленный балок, в котором мы с отцом когда-то жили. Было это уже очень давно, в конце 1980-х гг.

Ностальгия, ностальгией, а обед по расписанию. Есть особо никто не хочет, а вот чай пьют с удовольствием все. Но напиться вволю не получается. Вода лимитирована, мы её несли с собой с реки, что течет в километре отсюда. Перед походом я всем дал задание взять с собой, какую-нибудь вкусняшку, т.н. "сюрприз". Леша достает объемный пакет и извлекает оттуда большой кекс!   Мы в восторге и немного ошарашены. Какой молодец, Леха! Но он скромно улыбается и говорит: "Это еще не сюрприз, это мой отец в дорогу сделал". У всех на уме одно: "Если это еще не "сюрприз", то какой же тогда "сюрприз"?" Пока чаевничаем на городок опускается густой туман. Вот она настоящая провиденская погода! А то ведь все подумают, что здесь курорт. Провидения - это туманы и морось.

33. За металлической стеной - пусковая площадка ракетно-зенитного комплекса С-75

Туман нагнал не только плохую видимость, но и придал загадочность городку. Артефактов, достойных внимания фактически никаких. Традиционный набор для провиденских военных городков: столовые приборы, кирзачи, фляги, консервные банки и обязательно, хоть одна детская игрушка. Здесь мы нашли юлу. Самую настоящую советскую детскую юлу. Кто-то назвал её волчком, что дало повод весь обратный путь рассуждать о семантике слова "юла". Наша дискусия была прервана возгласом:
- Смотрите лиса!
Это была лиса-огнёвка. Она бежала по сопке метрах в 300 от нас. Наша первая живность. Девочки тут же начали уговаривать нас не стрелять, хотя охотится ни я, ни Гавс даже и не думали. В отличии от Локи. Он тут же встал в стойку и в считанные секунды скрылся за бугром в направлении лисьей ретирады.

Балок у озера, тоже весьма легендарное и памятное для меня место с детства. Здесь мы несколько останавливались, когда  приезжали сюда с отцом на рыбалку. В августе-сентябре здесь отменная рыбалка на спиннинг гольца и лососёвых. Особенно интересно ловить с небольшого мыса-ступеньки "Телевизора", который находится возле вытека небольшой проточки в море. Стоишь на этой ступеньке и смотришь как в телевизор, как рыба за блесной "бежит". Ищу глазами "телевизор" и ничего не могу понять, его нет! Более того и воды в озере почти нет. Разгадка феномена проста - замыло вытек из озера. Балок в плачевном состоянии. После того как баржи перестали совершать регулрные перевозки автотранспорта из посёлка, сюда летом перестали ездить. Приступаем к ремонту балка, ставим палатки и готовим ужин.

День выдался  очень длинным и насыщенным. На вечернем костре делимся впечатлениями от увиденного. У многих складывается впечатление, что мы уже несколько дней находимся в походе. Всего за день прошли 22 километра.

Фото: Виталий Борисенко vadaskovich, Сергей Гавриленко, автор

Tags: outdoor-слёт "Берингия", Провидения, Чукотка

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…