Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Алкоголь в тундре: традиции и порок




При сборах в тундру, правильный вопрос не зачем, а сколько? Вопрос зачем, считается не уместным, глупым и наивным. Так тщательно как алкогольный ни один другой вопрос связанный с поездкой в тундру не обсуждается. Погружаясь в природу вопроса можно дойти до эзотерических мистерий древних охотников, очистительных обрядов "святой" водой и  невыносимости свободы бытия.  Разумеется, тундра не место, чтобы искать причину алкопотребления: не хочешь - не пей, но зачем тогда ехал?

Сразу оговорюсь, пешеходы-походники почти исключены из повествования. "Почти", потому что битву между алкашкой и быстрым углеводом, почти всегда выигрывает последний. И опять "почти" - потому что многие  пешеходы всё же берут с собой мерзавчики и даже поллитры, мотивируя выбор фразами: "для сугрева", "на ночь пять капель, чтобы спалось лучше" и "на всякий случай". Я не сторонник в пешеходстве тащить алкоголь, хотя несколько раз брал. И не потому, что не выпиваю, а потому что "зачем пачкаться"?

Сколько брать? Вопрос краеугольный. Деды-отцы методом проб и ошибок пришли к "золотому" правилу: в первый день - литр на брата, в последующие дни - по поллитры. Правило конечно вариативное и зависит от компании, времени и прочих обстоятельств. К примеру, отправляясь на весеннюю охоту, лучше взять больше, с целью выгодного бартера с охотниками-головотяпами, которые либо просчитались, либо ...одно слово - головотяпы, как с водкой то просчитаться можно? В этот период, в окрестности населённых пунктов выезжает до четверти мужского половозрелого населения, в иных местах плотность "населения" выше, чем в среднем по населённым пунктам Чукотки. Визиты вежливости и рейдерские "печенежские набеги" к соседям, сродни выездам двора французского короля эпохи позднего рококо - себя показать, у других посмотреть.

Медицинский факт - чем меньше времени люди проводят в тундре, тем больше выпивают в измерении: человеко-литро-дни. И в принципе, в тундре выпивается больше, чем в домашних условиях.

Открытие весенней охоты на гуся. Начало: пафосно-шампанское



Рассказывали случай, когда в одной ватаге закончилась водка и бедолаги от безысходности начали гнать брагу. Точнее так, брагу они поставили в первый же день приезда. Себя они знали, поэтому сразу и поставили. Так вот, скушали они всю водку и второй день цедили бражку. Но на их счастье у соседей, водки было достаточно. И соседи устали от водки. Да, такое тоже бывает: устают, но пить продолжают. Выезд в тундру, охота/рыбалка за неделю - полторы, должна так осточертеть, чтобы "запомнились" до следующего сезона. Одним словом, однажды эти две ватаги встретились на "эльбе" и состоялся у них взаимовыгодный бартер при обоюдном непротивлении сторон. Курса обмена, к сожалению не знаю.

К традиционным мерам измерения алкоголя: бутылки, литры, ящики, добавляются не традиционные- канистры (у каждой ватаги свои объёмы). Но самая оригинальная мера объёма алкоголя была у провиденских вездеходчиков - мешки. Однажды мы поехали на промер льда в Сенявинском проливе и  вездеходчик обмолвился, что взял три мешка спирта. Сколько в них было литров я не уточнял, нам хватило.

Отъехав от города на некоторое расстояние - в каждом населённом пункте по-разному, делают остановку и выпивают "на хорошую дорогу". Но прежде, чем выпить - "кормят/задабривают духов". Разумеется, одной стопкой дело не обходится: "мы же всё-таки православные" (включая, чукчей,татар, евреев и прочих атеистов) - три рюмки и атау.

К другим обязательным алкогольным традициям следует отнести "пьяные речки". Они есть во многих районах и местах. У этих речек есть и настоящие, картографические названия, но чаще всего из народной памяти они стираются и все знают их именно как Пьяную речку. В Провидения, эта речка была на полпути из посёлка на Горячие ключи. Кто и когда эти речки сделал пьяными не известно, но известно, что в этих местах нужно выпить. Хотя бы символически. Иначе "гнев господень". Если с первым поверьем, "задабриванием духов" логика и архетип сознания ещё согласуются, то в Пьяной речке, кроме как желание бухнуть, казалось бы ничего нет.

Но вот однажды, мы с пацанами поехали на мотоциклах на Горячие ключи. Ночь (лихие мы тогда были - ночью по тундре колесили), Пьяная речка, наливаем, выпиваем. Не особенно хочется, но традиция! Один из наших отказывается. "Пригуби хотя бы", - говорим мы ему. Он в категорический отказ. Ересь мол всё это (пацан, в принципе выпивал). Отъехали от речки на полкилометра и началось: сначала у него на мотоцикле отвалилось крыло, потом ещё какой-то мелкий косяк, а за километр до Горячих ключей, он, ехавший в середине колонны, влетел в лужу - по самый бензобак. Лужа эта, как мы потом выяснили, вообще была единственная в округе. Три дня мы отдыхали на ключах, он все три дня пытался реанимировать друга. Не вышло. Оставил его в тундре, мол через день приеду на машине, заберу. Приехал - а мотоцикла нет. Украли. А всего то стоило пригубить...

Кроме Пьяных речек, есть и другие приметные места, связанные с трагедиями, местными легендами или традициями конкретной компании.

Видеть её больше не могу



Водка - алконапиток №1 в тундре. Это универсальный напиток. Иногда кажется, что его разработали именно и исключительно для тундры. Борьба в турнирной таблице алконапитков, как на олимпийских играх на баскетбольной площадке, разворачивается за второе место: тут и старый, недобрый с утра, спирт, и благородный армянский коньяк московского разлива и самоуверенное, немного с ленцой,  выражение лица человека ставящего на стол бутылку вискаря - "да, братцы, жизнь удалась, теперь пьём импортный самогон". Замыкают список "извращения": "Шампанское", вино, абсент и прочий ассортимент алкобутиков, который, выпивается, как некая блажь и чудачество: жизнь - не только суровые водочные будни, но и гротескные манифистации-протесты.

Пиво в этот список алкофорбс не включено, за не благородство происхождения и слабый градус. Оно, разумеется, берётся, но проходит по графе "запивон" и стоит в ряду обычных утренних напитков, таких как квас, кока-кола, лимонад и минералка.

Порок от алкоголя в тундре один - неумеренное употребление, это оно будит всех чертей и древнее зло в чертогах разума. Больше, чем в 90% случаях происшествий в тундре (в том числе и  трагических) виноват алкоголь. Хотя с другой стороны, в значительном количестве случаев, алкоголь является и спасительным элексиром, предотвращающим последствия того же чрезмерного употребления алкоголя.

П.С. Спонсор всех феерических, сногсшибательных юморесок и приколов в тундре - алкоголь. Без него люди такие скучные и банальные, аж противно.

Закусывайте больше, когда выпиваете



Фото: С.Гавриленко, К.Лемешев, автор

Tags: еда, этнография
Subscribe

Posts from This Journal “этнография” Tag

  • Чукотское филологическое

    На Чукотке, применительно к дальним расстояниям, "ехать" и "лететь", в большинстве случаев - слова синонимы: поехал в отпуск -…

  • Жопа Чукотки

    Я мог бы написать заголовок обтекаемо витиевато и лукаво политкорректно, не задевая нежных эстетических чувств читателя и мещанских литературных…

  • На икре

    "И как вы там живёте?" - один из самых глупых, но часто задаваемых вопросов про Чукотку. Глупость вопроса в его риторичности. В 90%…

  • Кто такие хачи?

    - Вот у вас в России кавказцев называют хачами, - сказал мне армянский таксист, - а это неправильно. Хачики это только мы, армяне. Хач на армянском…

  • У илирнейских оленеводов

    За годы путешествий подметил парадоксальную особенность - самые сильные впечатления в походах возникают в двух случаях: встреча с людьми и…

  • Первые этнодеревни

    "В 90-х годах XIX века делец и пройдоха некто Бебер, по меткому определению Калинникова, "один из самых темных гениев нашего…

  • Традиционная жизнь северных народов. Где взять воду?

    Представьте ситуацию. Вы приходите в ресторан, заказываете различные блюда, наедаетесь до отвала. Всё чудесно, кроме одного - воды нет. Ни…

  • Яранга в Анадыре

    На выходных её поставили. Недалеко от Домика рыбака возле лимана. Хозяйка яранги, Лада Геутваль, родом из Алькатваама. Лада, мастерица, шьёт…

  • Почему чукчи и коряки хватали женщин за тайный уд

    "Свойства производят и в замужество дочерей своих отдают без калымов, толко с тем договором, штоб тому зятю их быть у них в работе по то время,…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →