
В бесконечной череде самых лучших объектов туриндустрии: пляжей, курортов, стран, достопримечательностей, можно найти несколько чукотских "обзоров". К туристической сфере Чукотки составители имеют самое косвенное отношение и, в лучшем случае, дают неполную картину, а в худшем смешивают всё в кучу и пишут о чукотских "развесистых клюквах". Советчиков и составителей "самых-самых" нужно знать в лицо и понимать, что они могут насоветовать.
"Москвичи" - это не ругательство, а собирательное название людей, живущих за пределами Чукотки. Как правило, они всё знают и готовы всех научить жить. Большую долю "чукотских анекдотов" плодит именно эта категория. На Чукотке они не были или были в нескольких населённых пунктах. Информацию пылесосят в интернете, умножая количество анекдотов. Работают по заданию СМИ или являются турагентами, занимающиеся перепродажей туров на Чукотку. У "москвичей" две задачи: привлечь внимание и удивить.
Чиновники от туризма. На Чукотке, как и в большинстве регионов России, данная категория к туризму, как бизнесу отношения не имели и не имеют. Не в части коррупционного фактора, а как сферы деятельности. Поэтому обзоры и рекомендации на официальных сайтах носят абстрактный, точечный характер. К примеру, как туробъекты могут рекомендовать Анюйский вулкан, пегтымельские петроглифы и Телекайскую рощу - объекты уникальные, но не являющиеся, в силу ряда обстоятельств, туристическо привлекательными. Задача чиновников "отписаться" и сделать для "галочки", ибо информация на их зарплату не влияет, а проверять никто не будет.
Учёные - универсальных учёных не существует, каждый из них занимается узкоспециализированным направлением. Поэтому, что археологу хорошо, то орнитологу не достопримечательность. А что хорошо и тем и другим, для туриста скукота и проблема (транспортная, сервисная и пейзажная). Составление туристически привлекательных объектов - одна из задач составления ТЭО с обоснованием территорий для включения в статус особо охраняемых. Глава "туризм" присутствует во всех ТЭО и на стадии обоснований, занимает второе по значимости место, после охраны (по крайней мере в процессе защиты ТЭО перед чиновниками). В силу ангажированности профильной деятельностью туробъекты, чаще всего, имеют крайне специфическую привлекательность (к примеру, Эквенский могильник) и полное отсутствие понимания туристической логистики. После создания особо (или не очень особо) охраняемых природных территорий, "туризм" становится классово чуждым явлением, а туристы - нежелательными элементами. "Туристические объекты" учёных принимаются за основу чиновниками от туризма, а дальше тиражируются москвичами.
Жители Чукотки - казалось бы, уж они, жители региона, как никто другой знают свой край и могут дать совет, куда и зачем поехать. Но в нашем, чукотском случае - это история про кулика, который хвалит своё болото. Во-первых, большинство жителей Чукотки, не то что Чукотку, даже свой район не знают. Радиус пребывания вне родного посёлка, у большинства жителей, не превышает 50 км. При этом, в частных разговорах, смело обобщают опыт проживания в локальной точке на всю Чукотку, руководствуясь слухами, официозом в СМИ и моральным правом знания чукотских реалий перед приезжими. Во-вторых, отдых местного жителя - это выезд на выходных на "точку". Отдых - это рыбалка (чаще всего на сеть) и выпивка. Подобных "точек" может быть несколько и все они могут быть красивыми, пейзажными, но однотипными. И даже те, кто имеет свою технику и уезжает в тундру на более длительный срок, отдыхают также: дольше рыбачат и больше пьют. Рейтингов местные жители не составляют, но активно включаются в обсуждения в соцсетях и форумах, напитывая "москвичей" местной информацией. Невольно являются источниками чукотских анекдотов, которые гиперболизируются "москвичами", после чего последние становятся "врагами народа", "учениками гебельса" и, собственно, "москвичами".
Чтобы не плодить списки "самых-самых", в следующих двух постах я представлю правильную туристическую десятку Чукотки.
Journal information