
Россия ассоциируется с берёзами. Чукотка ассоциируется с чем угодно, но никак не с национальным деревом. Даже многие жители Чукотки, как минимум удивится, если им сообщить, что берёзы растут и в нашем регионе. Между прочим, чукотские берёзы - самые восточные берёзы России. Рарыткин их последний оплот. Восточнее только карликовая берёза.
Второй день сплава начался с реки Поворотной. Оставалось чуть меньше 5 километров до её впадения в реку Берёзовую. Река стала шире, глубже, но никак не проще. Поворотная по прежнему падала. На реке было всё: валы, прижимы, бочки и даже пороги. Не говоря о предательских камнях-пальцах, большая часть которых была скрыта водой. Не далеко от места ночёвки протоку вообще перегородило упавшим деревом.
2. Река Поворотная

Пять километров пролетели быстро и с узкой улочки в европейском старинном городе я попал на широкий азиатский проспект. Река Берёзовая!
Две вещи сразу бросаются в глаза: мутная вода в Берёзовой и быстрое течение. Теперь можно опустить весло. Река несёт, препятствий никаких - не река, а мечта! Ловить рыбку в мутной воде, можно лишь в поговорке и иногда сеткой. Троллинг, а ничего иного мне не остаётся без спиннинга, завершился оторванной блесной и чётко сформулированным тезисом: "Наша рыба в низовьях. Щука хапает всё".
3. Река Берёзовая

4. Конец каньонов

5. Крайняя сопка

Берёзовая зажата невысокими сопками и течёт единым широким руслом. По реке без проблем, не то что сплавляться - на моторке ехать можно. Средняя скорость сплава - 7 км/ч, на перекатах до 15. Одно не комфортно - зябко. С утра пасмурно, а в обед зарядил хороший проливной дождь. Снова хвалю себя за то, что не поленился взять гидрокостюм. Пропетляв 25 километров в каньонах, Берёзовая вырвалась на широкий простор. Дождь, к счастью, оказался непродолжительным, выглянуло солнце и я оказался в волшебной стране. Смена декораций была потрясающе быстрой и контрастной. Эффект усилило выглянувшее солнце, которое подсветило косыми заходящими лучами золотую чукотскую лесную осень. Какой надрыв? Какая суровость? Нежная, милая, манящая и прочие умилительные прилагательные вертятся в голове под звуки ликующих фанфар, когда видишь Такую Чукотку. Да, такой она бывает лишь миг, но в этот миг я оказался здесь. Хотелось остановиться у каждой рощи, как минимум прогуляться, а то и вовсе остаться на ночёвку. Но река несла, открывая всё более и более впечатляющие картинки.
6. Начало леса

7. "Утёс Кастерли"

8. Вид с утёса на горный участок Берёзовой

9. Золотое дерево

10.

11.

12.

А где же берёзы? Тополя и немного чозений - берёз нет. Много лет назад, я также сплавлялся и оказался в Берёзово - бывшем поселении и метеостанции. Берёзово - значит будут берёзы логично предполагал я. Но берёз там не было. Как уже не раз говорил, топографы были ещё те шутники и оригиналы, могли посчитать берёзой чозению или тополь. Я уже начал было набрасывать в голове текст для будущего поста: "На реке Берёзовой берёз нет". Как неожиданно увидел её, берёзу. Потом ещё и ещё. Проплыть мимо, не остановившись не мог по двум причинам: романтическо-ностальгической и практической. Прикоснуться к берёзушке, даже в неопреновой перчатке это же так по-русски, пусть и на Чукотке. Практическая сторона, разумеется перевешивала все романтические сопли. Нужна береста. Кусочек бересты, которую нашёл на берегу Ледовитого океана, на косе Двух пилотов, сократился до размера спичечного коробка. А ведь береста это лучший розжиг. Полумеры, особенно в деле заготовок, это не про меня, поэтому уплываю от родимых берёзок основательно наберестененый.
В нос ударил едкий дегтярный запах бересты. Весело затрещали искорки, которые прихватили огнём тоненькие веточки ивы и тополя. Через двадцать минут полыхает огромный костёр. Хорошо на галечнике в лесном краю. В ночное небо летит фейерверк искр салютующий всем в округе - человек вернулся. Жар от костра обжигающий. Сижу и смотрю, как он жадно съедает тоненькие веточки и долго пережёвывает толстые стволы тополя. Нет никакой практической надобности сидеть у костра, но он не отпускает. Смотрит в душу сжигая все мысли. Только когда он начинает засыпать ухожу в палатку. И этот ритуал происходит почти каждый вечер.
13. Первые берёзовские берёзы

14.

15. Прикосновение к родине

16.

17.

18. Встал на ночёвку

продолжение следует
Journal information