Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Особенности анадырских межсезонных перевозок



Анадырь - лучший город земли, за исключением климата и трансфера в аэропорт. На климат пенять, всё равно что в зеркало плевать, а вот о трансфере в аэропорт можно и нужно говорить. Не многие населённые пункты в России могут "похвастаться" транспортной схемой: аэропорт на одном берегу водоёма, который не обойти, не объехать, город  на другом. А уж из столиц субъектов, мы такие одни, читай уникальные. Приезжий человек, скажет - "Изюминка", анадырец, хоть однажды попав в межсезонные перевозки, скажет непечатное, потом ещё одно, и ещё... Остановится лишь дома фразой: "И чтобы я ещё раз в межсезонье куда-нибудь полетел?!". Но судьба-злодейка наказывает анадырцев за то, что они живут в лучшем городе земли, очередной командировкой или отпуском в межсезонье.

К истории и географии вопроса. Анадырь основали в 1889 году, когда братья Райт и другое прогрессивное человечество аэропланов ещё не изобрели. Основали его по геополитическим мотивам - форпост нашей необъятной империи. Хищники-империалисты вовсю расхищали богатство страны, а дать по рукам им никто не мог. И бог с ним с расхищением,  на это власти что в те годы, что сегодня смотрят лояльно, а вот то, что инородцы английский язык знают лучше русского (последний в тех краях вообще мало кто знал) - это уже было критично. Ибо инородцы, запросто могут присягнуть кому угодно, а потом иди с оружием доказывай, что выбор их был не легитимный. Самое северо-восточное русское поселение, в те годы было в Марково, а это 600 километров в глубь Чукотки по реке Анадырь.

Дабы пресечь и контролировать, в самом узком месте Анадырского лимана, на берегу небольшой речки был основан форпост Новомариинский - самое восточное официальное поселение Российской империи, вплоть до первой трети ХХ века. Основали бы и на другом, нужном берегу, да речка там имеет "поганое устье".




После Великой Отечественной, началась Холодная война и на Чукотку пришли военные. Военные, как те альпинисты, знают толк в горах, которые для них - природная фортификация. Поэтому мощный анадырский укрепрайон построили в отрогах Золотого хребта, на противоположной от Анадыря стороне лимана. Авиация в ту пору была уже развита достаточно, поэтому ВПП и аэропорт они построили там же. Регулярная гражданская авиация появилась в Анадыре чуть позже. Строить отдельный гражданский аэропорт на анадырской стороне не стали.

Лето и зима для анадырцев сезоны наибольшего комфорта. Зимой на машинах, летом на пассажирском катере пассажиры переезжают в аэропорт и город. Проблема в межсезонье. Их два: весеннее (май-июнь) и зимнее (конец октября-декабрь). С появлением регулярной гражданской авиации перевозки по маршруту: аэропорт-Анадырь и обратно осуществлялись на вертолётах (в совсем стародавние времена ещё и Ан-2 наверное летали, но наверняка теперь уж кто скажет?).

Лет десять назад в Анадыре появились суда на воздушных подушках, которые в очень короткий срок абсолютно закрыли проблему перевозок Анадырь-аэропорт в весеннее межсезонье. Закрыли для пассажиров - теперь нет такой проблемы, даже если будет один пассажир его доставят на нужную сторону. Закрыли и для единственного пассажирского авиаперевозчика Чукотки компании "ЧукотАвиа". У этой компании теперь тоже нет проблем - не летают.

Сообщение между городом и аэропортом  это не просто участок пространства -  федеральная автомобильная дорога А384. А что возникает при невозможности движения по федеральной автомобильной дороге? И вот здесь возникает сразу два вопроса:

1. Кто должен осуществлять перемещение пассажиров в случае невозможности движения по федеральной автотрассе?
2. Должны ли граждане оплачивать движение по федеральной автотрассе?

Оба вопроса решаются на уровне Правительства Чукотского АО. Точнее не решаются.

В весеннее межсезонье, 100%  госпредприятие Чукотского АО  "Чукотавиа" отказалось от полётов по маршруту Анадырь-аэропорт. Отказалось по экономической причине - недозагруз, люди предпочитают ездить на судах на воздушной подушке. Не все предпочитают. Но вынуждены ездить все, потому что вертолёт не летает. Перевозку на судах на воздушной подушке осуществляют частники. Честь им и хвала, они по своей инициативе решили государственную задачу - эффективное и бесперебойное обеспечение грузопассажирских перевозок по федеральной трассе. Но это частные компании, к тому же только у одного предпринимателя имеется сертификат на пассажирские перевозки. Если частники вдруг откажутся от перевозок, то быстрой и альтернативной замены им нет (не вообще, а в нужный день и даже в нужное время - самолёт ждать не будет).

Второй вопрос более актуален для граждан: а должны ли они вообще оплачивать проезд по федеральной трассе? Вопрос находится в зыбкой правовой форме. В Магаданской области, к примеру, автодорога межмуниципального значения Магадан-Балаганное -Талон, также имеет водную переправу, которую местная прокуратора обязала сделать бесплатной! Понятное дело, что регион должен компенсировать перевозчикам (частным или государственным) стоимость проезда. В Магадане эту проблему как видно решили. А на Чукотке?

В летний период подобная компенсация есть - ОАО "Анадырский морпорт" получает субсидию на морские перевозки, поэтому в летнее время стоимость проезда через лиман всего 100 рублей. Получает субсидию от правительства Чукотки и "Чукотавиа", правда она завуалирована в общем транше на поддержку региональной авиации. Но всё равно, даже с учётом субсидии  стоимость билета на вертолёт - 4000 рублей.
 Так мало того, что "Чукотавиа"  ценник задрали в небо, так оно ещё и является ценообразующим фактором для частников, которые вместо 1500-2000 рублей за проезд, берут столько же или чуть ниже, чем нелетающий авиаперевозчик.  Кто дурак? Все.


Между тем, мы подошли к самым проблемным переездам через Анадырский лиман - так называемому зимнему межсезонью. Но об этом в следующем посте.


Tags: Анадырский лиман
Subscribe

Posts from This Journal “Анадырский лиман” Tag

  • Анадырь в октябре

    Анадырь - морской порт. Порт есть, а вот с морем туго. Анадырский лиман моряки не любят - узкий фарватер, сильные течения. Но столичный статус…

  • Аэроглиссеры на Чукотке. Видео

    На чём добираются из аэропорта в Анадырь в межсезонье. Пассажирские и грузовые перевозки через Анадырский лиман. Декабрь 2018 года

  • Особенности "зимних" межсезонных перевозок в Анадыре

    Четверг, 13 декабря 2018 года. Аэропорт Анадырь работает в штатном режиме. На табло вылетов и прилётов города и веси Чукотского автономного округа…

  • Возвращение-бегство или "А как там наши в футбол сыграли?"

    Возвращение, особенно возвращение хоженым путём всегда похоже на бегство. Как будто выполнил миссию и теперь нужно в максимально сжатые сроки,…

  • Речной поход к чукотскому лесу

    Идея пригласить людей с материка на Чукотку, чтобы совершить путешествие к деревьям (!), мягко говоря смущала меня изначально. В подобное…

  • Закаты-восходы-ледоходы

    В начале июня одно из самых притягательных мест в чукотской столице - берег лимана в районе пассажирского причала. Горожане медитируют на…

  • Лиман вскрылся

    Шторм длился почти двое суток. Иногда ветер пригонял большую чёрную тучу, которая поливала раннелетний город крупными каплями дождя. Ветер и…

  • Анадырский зимник

    В Анадыре все течёт. Вот и зимник из аэропорта в город "поплыл". Полдороги через лиман сносны, остальная часть разбита. Этой зимой анадырские и…

  • Земля Гека - земля кереков

    Есть что-то притягательное в берингоморских песчано-галечных косах. Как правило, это не широкие, но длинные полосы суши отделяющие лиманы, лагуны…

promo basov_chukotka july 20, 03:09 4
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments