Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Про тундру, рыбалку и логопедию

Лето на Чукотке такое же беспощадное, что и зима. Полумер на Чукотке не бывает. Либо холодно, либо жарко. Жара выгоняет из палаток наружу, хотя сегодня вольный день - спать можно было сколько хочешь. Бензина у нас осталось всего 50 литров, поэтому без вариантов - идём самосплавом.

В среднем течении Канчалана сплавляться одно удовольствие - перекатов нет, река несёт со скоростью 5-8 км/ч. Рифовская лодка конечно не подарок для гребцов - широка, но особо грести не нужно, знай себе подруливай. Как Андрей умудрился погнуть весло, ума не приложу, но он это сделал. Теперь на второй лодке гребут вдвоём. Спиннинговать на сплаве сам бог велел. Спиннинг кидают почти все: Андрей, Вова, Ваня, я - но результат у всех одинаковый - нулевой. Несколько раз из воды выпрыгивал хариус, которого здесь, по идее, тысяча мильёнов, но ни одной поклёвки. Тролинг тоже безрезультатный. Вода мутная - рыба, видимо, вся в мелких протоках и озёрах. Паводок затянулся. Позже, в Канчалане мне сказали, что вода очищается от мути только к концу июля! Но мы этого не знали и надеемся на рыбу.

2. Рыбачит Ваня

3. Рыбачит Вова

4. Я рыбачу. Сидя, лёжа, стоя, на блесну, воблер, вертушку. Всё бестолку

Неспешный сплав утомляет и те кто не гребут, кемарят растянувшись на лодке. Вот и я заснул, а проснувшись не увидел второй лодки, на которой капитанствовал Андрей. Они, как оказалось, решили пойти другой протокой (шли следом за нами). Ох уж и скрипел я зубами на Андрея, но больше на себя, за то что не мог предположить от бывалого сплавщика такой глупой самостоятельности. Благо утром вскользь обмолвились, что неплохо бы снова заночевать на острове Геодезистов. На острове и встретились, вторая лодка пришла минут за пятнадцать до нас.

5. Единственный минус тихохдности - попутчики

6. За всё время сплава увидели только одного медведя. И то не все, а команда лодки-потеряшки

7. Вторую ночь подряд восходит красное солнцелуна. Луна, потому что в час сорок ночи сознание блокирует слово "солнце". Встать с рассветом в июле на Чукотке - значит вовсе не ложиться

Путешествие проходило более, чем в рафинадных условиях: физических нагрузок нет (подруливание на вёслах не в счёт), погода балует. Общественность жаждала нагрузки. Нагрузку можно было дать только пешеходную. Рассматриваем карту в поисках достойной цели. Но какая достойная цель может быть на Канчалане? Тундра и болота. Народ пальцам тыкал в карту предлагая забраться на небольшие, но всё-таки сопки. Я всячески пытался отговорить общественность от праздных прогулок по канчаланской тундре. Не из-за лени, а знания. Я то дойду, а вот как людям с материка объяснить, что такое кочка? А канчаланская тундра по кочкастости одна из первейших на Чукотке.  К тому же сейчас самый комариный сенокос. В общем, отговаривал как мог, но народ жаждал крови. Смирившись и отклонив наиболее радикальные варианты пешки (20 км в одну сторону по прямой) решаем идти на самое большое озеро в долине Канчалана - озеро Гытгыяльканайгытгын. Глаза спотыкаются о случайное нагромождение букв, речевой аппарат напрягается, как трактор Т-130 ползущий с волокушей по верховому болоту, выплёвывая гы-гы-гы. Не название, а поход в детском саде к логопеду, который доводит до слёз, заставляя  язык ломаться в трёх местах сразу.  Соразмерно названию и тундра, гы-гы-гы, спотыкаются ноги о непривычную поверхность. Но спотыкаться и познавать тундру народ начал чуть позже, сначала были канчаланские хляби и кущи.

По прямой до озера около 10 км. Кто-то из "молодых и наивных" предположил, что можно дойти часа за 2-3. Гы-гы-гы прокричали пролетающие мимо гуси. Во-первых, метрическая система исчисления расстояний в тундре уместна также, как валенки в Танзании.  Во-вторых, есть же предводитель каманчей, который всегда может обыкновенную задачу, превратить в упражнение со звездочкой. Мудрствуя лукаво, я решил облегчить путь. Как всем известно, с этой благородной идеи всегда и начинаются "жопы".  Что тот вождь пролетариата, на правах диктатора и Сусанина завожу народ в феерические протоки. Даже не протоки а болотно-водно-тундрово-кустистое нечто. Благо этот экскурс был непродолжительным, упершись в кусты и заболоченность мы пошли обратно. А дальше водил Моисей народ по тундре...Забегая вперёд скажу, что путь "туда" - 11 км, "обратно" - 5. Бешеной собаке (мне) сто вёрст конечно не крюк, но оглашать эти цифры тогда я не стал. Так, на всякий случай. Хотел же как лучше... Единственным плюсом расширенной экскурсии было обнаружение в затонах щуки. Она, как обычно, грелась на мелководье и шарахалась в траву при нашем шествии по болотоозеру. "Есть рыба!", - обрадовались мы. Решили поймать щуку на обратном пути (не тащить же её с собой).

8. Великие канчаланские топи
2018-07-07 12.04.18.jpg

9. Местами, под определённым углом, тундра идилична

Дальше была кочка, болота, пот, комары, мозоли и вся та тундровая романтика Чукотки, после которой 99,9% тундровых неофитов, завидев милые глазу бескрайние белые поля пушицы-влагалищной, крестятся, говорят "чур меня" и в дальнейшем, при выборе маршрута, скрупулёзно изучают карту, категорически отсекая участки с короткими голубыми штрихами и точками, похожими на знак радиационной опасности, выискивая области сплошной коричневой тонировки. Оставшаяся одна десятая процента - дебилы экстремалы, как их называют тундровые люди на технике, для которых легенда карты - всего лишь увлекательно чтиво на перекурах,  пулю из головы не вынимают  и шарахаются по тундре векторно, словно лоси.

10. Купание "коней". Без водяного охлаждения идти совсем тяжко. Причём купаться можно прямо в одежде, минут через двадцать она будет сухой

11. Долина реки Канчалан

Озеро мы увидели поднявшись на очередной увал. Оно было внизу, в трёх километрах. Пустынные тундровые берега убавили энтузиазма. Чуть правее, под небольшой сопочкой спряталось небольшое, но очень живописное озерцо. Это был типичный и характернейший пример закона соразмерности, в разрезе человек-мера вещей. Малое, лучше большого. Вокруг озера было всё, что создаёт пейзажность: сопка, снежник, кусты  и небольшая речушка. На удивление озеро оказалось не болотным, а каменистым. Восточная часть озера поросла ряской и травой - прекраснейшие щучьи локации. Искупавшись, спиннингисты начинают ловлю. Вот чего совсем не ожидал, что поймаю в озере хариуса! Это была единственная рыба за всё время нашего путешествия по Канчалану (после мы тоже ничего не поймали). Если бы мне в начале путешествия сказали, что на Канчалане мы поймаем всего одну рыбу, я бы не поверил.

12.  Озеро Гытгыяльканайгытгын

13. Камень-останец. Похоже, что это артефакт оледенения, ибо такие камешки, ой как далеко отсюда

14. И ещё раз искупаемся

15. Единственная рыба пойманая за весь аутдор-слёт

16. На безымянном озере

17. Не хватает только Андрея, который не был столь безрассудным и остался на острове Геодезистов

Обратно дошли быстро. Спала жара и мы шли кратчайшим путём. Те щучьи озера остались в стороне, ни у кого не было желания идти к ним. Так и закончилось наше путешествие на Озеро спуска оленей к горе возле озера, примерно так переводится  Гытгыяльканайгытгын.

18. Кочку "полюбили" все. Её нельзе не полюбить

19. Ещё одна попытка поймать рыбу. Но озеро пустое

П.С. Лайфхак при чтении и заучивании чукотских топонимов. Все топонимы сложносоставные и при чтении их нужно разбивать на несколько частей: Гытгыяль-канай-гытгын. Удачи, в произношении.

Tags: Анадырский район, аутдор-слёт Тнеквеемская роща, озера Чукотки, реки Чукотки, сплав

Posts from This Journal “аутдор-слёт Тнеквеемская роща” Tag

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…