Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Тнеквеемская роща - уникальный лес Чукотки

Из-за кустов, на той стороне протоки, взошла красная луна. Это солнце в дымке марева. Два часа ночи. Все уже давно разошлись по палаткам, а я всё сижу и смотрю на огонь. Вместо того, чтобы делать записи в дневнике кормлю костёр. Дров не так много и приходиться постоянно подкладывать небольшие веточки, чтобы бревно горело. Банальность, но одна, даже самая выдающаяся дровина костёр не сделает, а десяток маленьких веточек и согреют, и чайник вскипятят. Сила в единстве....

Сегодня вечером, как-то по особенному навалилась усталость. Сегодня мы достигли цели, сегодня мы дошли до Тнеквеемской рощи.

Но сначала было утро на острове Геодезистов. Такое же жаркое, как и вчера. Сегодня мы планируем подняться до рощи. Река петляет сильнее, пошли первые перекаты и, как следствие, подбитый винт. Скорость падает в два раза. Выходим на берег, обстукиваем винт выравнивая его и идём дальше. Дальше снова меляк, зацеп, но тяга винта не уменьшается, значит нормуль. Выше, к Тнеквеему.  Нещадно палит солнце. За несколько дней морды-лиц у всех покраснели, а Вовчик и вовсе стал краснокожим, хотя в этом году он в каком-то походе уже успел сгореть. Чукотскому солнцу всё равно на каких морях-таиландах вы были, оно перекрасит любой загар.

3. Рихтовка винта

4. Канчаланская тундра

5. Канчалан в среднем течении

Снимая с меляка лодку Ваня чуть не ушёл под воду, вовремя ему успели помочь. Но в Канчалане он всё равно искупался, когда чалились к берегу.

Заветная развилка Канчалан-Тнеквеем. Тнеквеем сразу показал, что он другая река: перекаты, плохо читаемые переходы между плёсами, сильное течение. Пробиваемся, жгём драгоценную горючку. Расход топлива уже 1:2, на 40 километров 20 литров бензина. Чуть выше притока  Гачгагыргываама пошли кусты и одиноко стоящие деревья. Впереди  тёмно-зелёное пятно - это наверное и есть наша роща. Воодушевлённые продолжаем движение, цель уже близка и..промахиваемся, уходим в приток Кытэмнайваам. Приток шикарный, глубокий как канал. Возвращаемся. Тнеквеем разлился мелководным озером. Одни меляки и перекаты. Уходим в крайне правую протоку. Она узкая, но более-менее глубокая. Как и положено, протока начала сужаться и вскоре стала чуть шире лодки. Глубина под самыми кустами, которые хлёстко бьют по лодке и лицам. За очередным поворотом сюрприз - поваленное бревно, оно склонилось над водой  примерно на метр. Пригибаемся, проходим. Снова поворот и снова сюрприз - куст посреди протоки. Винт то и дело цепляет дно. Вовка постоянно стаскивает лодку с меляков. Течение мощное, бензин в трубу. Мы уже в роще, нас окружает не только высокий кустарник, но и деревья. Когда же, наконец покажется выход в основное русло? Выход не показался, но справа появился небольшой карман-затон. Чалим и выдыхаем. Крайне неприятный участок.

7. Развилка Канчалана и Тнеквеема

8. Вверх по Тнеквеему

9. Не в том притоке. Река  Кытэмнайваам

10. Тнеквеем перед рощей

11. Начало рощи

12. В Тнеквеемской роще

Небольшой пятачок земли, окружённый лесом и водой. Вот она роща! Не так я её представлял. Но мы дошли, не все, с трудом, но дошли. Через минуту налетели оводы. Их чуть меньше, чем комаров, но они здоровые как вертолёты. Я робко предлагаю разбить лагерь для ночёвки в лесу, но общественность категорически отказывается. Чего  лукавить, место действительно дрянь. Отправляемся на прогулку по лесу. Как и "положено" навигатор оставляю на лодке. Зачем он лесу, мы же недалеко...

Ботанический памятник природы «Тнеквеемская роща»
Памятник расположен в северо-восточной части Анадырского района, в пойме правого притока р. Канчалан. Площадь 37 га. Территория памятника включает самую северную крупную чозениево-тополевую рощу, расположенную на открытой равнине. Она представляют собой остров многоярусного пойменного леса из чозении Chosenia arbutifolia. В pоще гнездятся многие виды птиц. Она является уникальным и особо ценным ботаническим объектом. Распространяя семена деревьев, эта роща служит естественным древесным питомником в тундре, форпостом ее облесения. Растянувшись на значительном протяжении, чозениевая роща занимает пойму реки р. Тнеквеем (правый приток р. Канчалан) и представляет собой настоящий оазис, составляющий разительный контраст по сравнению с окружающей кочкарно-пушицевой тундрой на водоразделах. В отличие от других пойменных рощ, встречающихся на северо-востоке Азии в пределах южнотундровых территорий и приуроченных к хорошо защищенным от морских и северных ветров горным долинам, Тнеквеемская роща расположена открыто на севере Нижнеанадырской низменности. Сам факт существования на открытой равнине 18-метрового многоярусного лиственного леса представляет собой большой научный интерес для выяснения причин безлесия тундр. Протяженность рощи 1,5-2 км поперек долины р. Тнэквеем и до 10 км вдоль длины. Выше по долине Канчалана чозении и тополь отсутствуют.

15. Прогулки по лесу

В описание памятника природы Тнеквеемская роща можно внести одну коррективу: всё-таки не совсем на открытой равнине она расположена. С севера рощу прикрывают отроги Анадырского нагорья. Вот если роща была километров на 50 ниже по течению, вот это был бы уникум. Тнеквеемская роща - труднопроходимый бурелом, изрезанный множеством проток и ручейков.  Пробираемся сквозь бурелом и выходим к реке, точнее ещё одной протоке. Она ненамного шире нашей, но вся забита кустами и деревьями. Может быть, дальше, правее, есть нормальное русло, но для исследования реки у нас уже нет бензина, а вброд ходить здесь тоже не вариант. Видимо поэтому здесь и лес, что всё в воде.

Как водится на обратном пути заплутали. Впрочем плутали не долго. Ни у кого больше нет желания задерживаться в цели нашего аутдор-слёта. Прыгаем по лодкам и начинаем обратный отсчёт. Экватор пройден, цель достигнута дальше будем считать километры до Анадыря. Сплавляемся на вёслах, причёсываем кусты в протоке. Скорость отличная - 10-12 км в час. Выходим из рощи и пройдя ещё 4 километра встаём лагерем. Сразу наваливается усталость.

16. Сплав по Тнеквеему

17. Базовый лагерь. Андрей подарил сигару

18. Скоро ужин

19. Дровосек Иван

20. Андрей моется в Тнеквееме

21. Вечер у костра

"Красная луна" поднялась уже высоко на небо и превратилась в солнце. Дописываю дневник и иду спать.

Одометр 301 км.

Фото: Иван Кривых, автор

продолжение следует

Tags: Анадырский район, аутдор-слёт Тнеквеемская роща, реки Чукотки, сплав

Posts from This Journal “аутдор-слёт Тнеквеемская роща” Tag

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…