
Чукотка разная. Разная не только природно-климатическими зонами, но в большую степень, ассоциативно. Чукотским путешественникам периодически мерещатся в тундре крымские степи и яйлы, африканские саваны, пейзажи среднерусской возвышенности и горы Камчатки. Сторонний наблюдатель, рассматривая фотографии " с ассоциациями", вряд ли согласится с наваждениями сознания чукотского путешественника. Но к чёрту объективность, мир иллюзорен и главным критерием его настоящности являются наши субъективные ощущения. Есть на Чукотке места, где мозг, увидев пейзаж, пишет на нём чёрным маркером слово "Аляска". Какая деформация сознания произошла с геодезистами, дававших название острову на реке Канчалан я даже боюсь представить, но факт остаётся фактом - на Канчалане есть остров Аляска.
Аляску нам предстояло увидеть завтра, а сегодня, отъехав от села на 10 километров мы останавливаемся возле рыбацкого балка на ночёвку. Канчаланские берега, тем более в нижнем течении, совсем не мечта сплавщиков. Они обрывисты и заросшие кустарником. Канчаланская низменность изрезана тысячами речушек и озер, между которыми "раскинулись" великие канчаланские болота. Стоит ли говорить, что этот ландшафтный ад пешехода родина тысяч миллионов комаров и прочего гнуса. Канчаланский комар не так известен как марковский. В том смысле, что о нём не сложено столько легенд и баек. Но комара на Канчалане много. Безо всяких ужимок и чукотского гнусного снобизма, мол, да разве это комар? Вот в имярек, там комар так комар, а это детский сад. Разумеется, на берегу я всё равно бравировал гнусным снобизмом, отказываясь по "религиозным соображениям" от репеллентов. Но сибирско-уральская команда и "прочие" москвичи в чукотский клуб снобистов не записывались. Тут же головы были украшены москитными сетками, а остальное тело орашено "толстым слоем" репеллентов.
2. Комары - певцы чукотского лета

Это по реке мы ушли от деревни на 10 километров, по птице, вектору и взгляду село было в трёх километрах, просматривалось невооружённым взглядом и, что самое паскудное, мы находились в зоне приёма мобильной связи. Второй день путешествия, больше 130 км по маршруту, а до сих пор в цивилизации. Ужин при комарах Вовка скрашивает банкой водки "Нефть". Водкой в необычной таре, эстет Вовка вызывает ажиотацию в рядах путешественников. Раздаются реплики "и мне тоже налей, попробую". В тундре водка не только вкусна, но и полезна. Разговоры за полночь. Идиллию единения тундры и человека нарушают только комары.
3. Скоро ужин. Рисовая китайская лапша с тушёнкой

4. В тундре можно встретить много интересных артефактов. К примеру, пакет. Жириновский - верховный правитель. Вообще, в Канчалане элдэпээровская агитка представлена гораздо сильнее и разнообразнее, чем едросовская. Но, разумеется, "ни в бога, ни в чёрта" канчаланцы не верят.

5. В балке на Канчалане

6. Красноярец Андрей, с самого начала путешествия показал себя большим оригиналом. "Немножко" удивился, когда увидел его способ ночлега.

Спешить пока некуда, поэтому подъём по фактическому пробуждению. Пробуждение наступает в 8 утра от адского жарева. Палатка нагрелась до околобанной температуры. Начинается третий день аутдор-слёта.
7. Доброе утро в палатке

От Аляски, острова на реке Канчалан, я ждал чего-то выдающегося, хотя карта и логика дружно "показывали" фигу. Что может быть интересного на острове в низовьях реки? Верно, ничего. Аляской тут не пахнет, даже если воображение включить на максимум. Большая вода затопила неширокую полосу берега, образовав на острове мангровые заросли. Не сойти, не выйти. И всё-таки почему Аляска? Быть может названия дали не геодезисты, а народ, который работал на канчаланской фактории в 1920-1930-х годах? Фактория как раз рядом.
8. Миша, Ольга и Вова возле Аляски. Острова Аляски.

Воды в Канчалане много, все берега затоплены. Вода мутная, весенний паводок ещё не прошёл. Муть с точки зрения эстетики и рыбалки явление нерадостное, зато большая вода увеличивает шансы дойти до Тнеквеемской рощи. Поднявшись до слияния Старого и Нового Канчалана, выходим на обед на приметный высокий берег с песчанными осыпями. После обеда состоялся "совет в филях" на тему: топливный кризис и пути его решения. После многочисленных прений, с тяжелым сердцем принимаю решение оставить одну лодку и отца с братом. В наличии у нас 200 литров бензина и минимум 110 км подъёма вверх по реке. Хватит ли на две лодки тоже не известно, но шансов дойти больше.
9. На слиянии Нового и Старого Канчалана

10. Миша релаксирует

11. А потом купается. Ну а что? Лето, солнце, река..

12. Идеальная стоянка

- И ещё товарищи. Вытряхиваем рюкзаки, буду проверять содержимое на предмет лишних вещей.
Лишних вещей набралось килограммов 70! Вторым капитаном, вместо брата, назначен енисеец Андрей, который записался на слёт по вакансии "лодочник-механик". Километров через 20 от слияния Старого и Нового Канчалана начались косы и перекаты. Течение усилилось, скорость снизилась. Хорошо ещё, что воды много, проблем в прохождении реки нет.
13. Лишние вещи

14. Пейзаж на реке начал меняться

15.

16. Канчаланские достопримечательности.

17. Достопримечательности в тундре - это следы деятельности человека, к главным из которых относятся балки

На ночёвку останавливаемся на острове Геодезистов. Ровный галечный берег - прекраснейшее место. К большой радости добрались до среднего течения реки. Пейзажи здесь не на выставку, но в разы лучше, чем в низовьях. Снова разговоры за полночь. Алкоспонсор ночных разговоров славный город Екатеринбург. У Ивана и Ольги заветная фляга коньяка.
Одометр: 227 километров.
18. На острове Геодезистов

19.

20. Классическое место для ночёвки на реке

21. Барханчики

22. Утренний туман


Journal information