
Когда и кем основана Лодочная станция города Анадыря – не известно. На этот вопрос старожилы отвечают: «А ..й его знает. Всегда была». Начальный курс краеведения, позволил мне датировать появление оной 40-50-ми годами прошлого века.

Расположена Лодочная на косе Александра, в устье реки Казачки. На этой самой косе в 1889 году был воздвигнут первый дом Ново-Мариинского поста, будущей столицы Чукотки. Лодочная станция – это отдельный мир, о котором горожане не связанные с лодками, катерами и прочими тримаранами даже и не догадываются. Здесь жизнь течет по своим законам: время измеряется приливами и отливами, хорошая погода – отсутствием ветра (ибо он гонит волну). Времена года делятся на навигацию и все остальное время.
За две недели до открытия навигации (20 июня) всё здесь приходит в движение: стучат, красят, клепают, жарят шашлыки и предвкушают новый навигационный сезон. Всё это лодочное хозяйство объединено в товарищество собственников «Парус». Когда мы с товарищем приобретали лодочный сарай и потребовали на него документы, на нас удивленно посмотрели и сказали: «Какие документы? У нас все по-честному». Что хотели сказать администраторы Лодочной, мы так до сих пор и не поняли, но поняли одно, что сие товарищество, суть контора «Рога и копыта», которое к тому же ежегодно собирает дань с зачарованных владельцев лодочных моторов в размере 5000 рублей с каждого подворья, обещая при этом централизованно вывозить мусор с лодочной станции и почти свободный доступ к электричеству. За эти блага товарищество требует от владельцев самостоятельной починки причалов и неуклонно соблюдать правила выходов маломерных водных транспортных средств в море, то- бишь, отмечать свой выход и заход на Лодочную станцию в вахтенном журнале.
Станционная будка смотрителя - двухэтажный сарай цвета вялой морской капусты, в котором сидит, а чаще всего лежит смотритель-сторож. Всего их двое, но в чаще всего обязанности дозволителя выхода на морские просторы из затхлой Казачки, осуществляет легендарная в своем роде личность – Боцман (Черкес, Толик). Уже давно не молодой, но вечно пьяный. Обязанности судового смотрителя – смотреть, чтобы ничего не …… (украли) и давать разрешения на выход в море (лиман). Хотя никакого документа подтверждающие полномочия у смотрителя нет. Но на Лодочной станции живут не по законам, а по традициям. А традиция гласит, что кто-то должен встречать или провожать каждого лодочника в путь.
Интересно поставлен вопрос и получения разрешения на выход в море. В начале каждого сезона, каждый судовладелец обязан пройти тех.осмотр судна в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС РФ по Чукотскому АО). Зачем организовывать тех.осмотр судна официальным лицам я до сих пор понять не могу. Если проводить аналогию с авто транспортом, то логика проверок автомобиля понятна – неисправный автомобиль угроза жизни окружающим. В случае с катерами и лодками, неисправность судна несет угрозу только тебе и пассажирам, за которых, впрочем, ответственность (в том числе и уголовную) несет капитан судна. Так зачем тогда проводить, пусть и формально, тех.осмотр?
За две недели до открытия навигации (20 июня) всё здесь приходит в движение: стучат, красят, клепают, жарят шашлыки и предвкушают новый навигационный сезон. Всё это лодочное хозяйство объединено в товарищество собственников «Парус». Когда мы с товарищем приобретали лодочный сарай и потребовали на него документы, на нас удивленно посмотрели и сказали: «Какие документы? У нас все по-честному». Что хотели сказать администраторы Лодочной, мы так до сих пор и не поняли, но поняли одно, что сие товарищество, суть контора «Рога и копыта», которое к тому же ежегодно собирает дань с зачарованных владельцев лодочных моторов в размере 5000 рублей с каждого подворья, обещая при этом централизованно вывозить мусор с лодочной станции и почти свободный доступ к электричеству. За эти блага товарищество требует от владельцев самостоятельной починки причалов и неуклонно соблюдать правила выходов маломерных водных транспортных средств в море, то- бишь, отмечать свой выход и заход на Лодочную станцию в вахтенном журнале.
Станционная будка смотрителя - двухэтажный сарай цвета вялой морской капусты, в котором сидит, а чаще всего лежит смотритель-сторож. Всего их двое, но в чаще всего обязанности дозволителя выхода на морские просторы из затхлой Казачки, осуществляет легендарная в своем роде личность – Боцман (Черкес, Толик). Уже давно не молодой, но вечно пьяный. Обязанности судового смотрителя – смотреть, чтобы ничего не …… (украли) и давать разрешения на выход в море (лиман). Хотя никакого документа подтверждающие полномочия у смотрителя нет. Но на Лодочной станции живут не по законам, а по традициям. А традиция гласит, что кто-то должен встречать или провожать каждого лодочника в путь.
Интересно поставлен вопрос и получения разрешения на выход в море. В начале каждого сезона, каждый судовладелец обязан пройти тех.осмотр судна в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС РФ по Чукотскому АО). Зачем организовывать тех.осмотр судна официальным лицам я до сих пор понять не могу. Если проводить аналогию с авто транспортом, то логика проверок автомобиля понятна – неисправный автомобиль угроза жизни окружающим. В случае с катерами и лодками, неисправность судна несет угрозу только тебе и пассажирам, за которых, впрочем, ответственность (в том числе и уголовную) несет капитан судна. Так зачем тогда проводить, пусть и формально, тех.осмотр?
После получения талона о прохождении тех.осмотра, судовладелец спешит в пограничное отделение поста поселка Угольные Копи. Для этого нет необходимости жителям города Анадырь ехать в поселок шахтеров на противоположный берег лимана. Пограничное управление ФСБ России предвидя трудности судовладельцев с прохождением процедуры явки, разместила свой пост в городе, в подъезде жилого дома, точнее, в квартире. Все там выглядит очень по-взрослому: табличка при входе, видеофон на двери, люди в форме – одним словом служба идет, граница на замке. В связи с тем, что территория Чукотки является закрытой пограничной зоной (ведь от Анадыря до границы с Аляской, которая находится через Берингов пролив, рукой подать, что то около одной тысячи километров) все судовладельцы обязаны брать разрешение на выход во внутренние (!) и внешние водоемы. Процедура не хитрая – заявление от такого-то, ксерокопия паспорта, талона тех.осмотра и судового билета, с прохождением того же тех.осмотра. И это делается ежегодно!

Journal information