Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Тот самый Крым. Новый Свет

Севастополь, Бахчисарай, Фиолент, Балаклава, Ай-Петри, Красная пещера, Байдарские ворота

Я сидел над картой Крыма и выбирал место куда завтра можно съездить на машине. Такую великолепную возможность предоставил Димитрий, мой знакомый из Анадыря, который приехал с сыном в туристический поход. Нужно было выбрать такое место, чтобы без экскурсий (время не тратить) и ходить много не надо было. Мой выбор остановился на Новом Свете.
- А что там интересного? - спросил меня Димитрий.
- Если верить путеводителям, там находится самое красивое место в Крыму, - ответил я, - и еще завод шампанских вин.

Однако второе было не актуально. Потенциальным  дегустатором игристого мог быть только я один. Но одному "дегустировать" не комильфо.

Кратчайший  путь до Нового Света, который находится под Судаком, согласно карте, по трассе ЮБК. Но кто же знал, что в Крыму как в тундре - самый короткий путь не всегда самый быстрый. До Алушты промчались без проблем. После Алушты с нами случился неприятный казус. Не увидели указателя на Судак и поехали по Симферопольской трассе. И только проезжая село Перевальное поняли свою ошибку. Вновь возвращаемся на ЮБК и попадаем в круговерть. Почти до самого Судака тянутся американские, т.е. крымские горки. Верх-вниз, влево-вправо, обрывы уходящие метров на 50 вниз, дорога поворачивающая градусов на 270, мокрая спина от вида встречных машин. Мы еще удивлялись после Алушты: чего машин так мало, и маршруток не видно? После Рыбачьего Крым стал другим. Деревья почти исчезли горы покрылись редким кустарником. Многочисленные геометрические фигуры  виноградников и других сельхоз культур стали теперь обычным пейзажем. Красота! И ведь не скажешь, где красивше, здесь, или в Форосе, или Ялте. Глядя на окружающую природу у меня в тысячный раз за крымский отпуск вырывается фраза: "Это самое красивое что я видел в Крыму!" .

Но всё это были цветочки. Судак проехали не останавливаясь. Город прочно остался в 80-х годах. Весь какой-то несуразный, немного загаженный и не оставляет никакого впечатления курортного города. Говорят в Судаке красивая набережная. Но прогуляться по набережной у нас не было ни времени, ни особого желания. Главная  достопримечательность Судака, конечно же  Генуэзская крепость. Большая часть крепости - это современная реконструкция. Впрочем и на крепости мы остановку не сделали. Дети в один голос требовали еды и "скорее уже приехать". От Судака до Парадиза, так до 1912 года именовался Новый Свет,  всего 7 км. Дорога двухполосная, переходящая в двух местах в однополосную.
  Неожиданно, в Крыму очень часто пейзажи открываются именно так,  открылась Зеленая бухта омывающая посёлочек. Новый Свет действительно крошечный поселок, приютившийся в небольшой долинке. Начало посёлку положил завод игристых вин князя Голицына, который построил на берегу этой райской бухты два дворца.

Вид на п.Новый Свет с Голицынской тропы

В Новом Свете много кафе и столовых. Очень порадовало название. Осталось вставить предлог "из"

Всё, ради чего мы приехали, расположено в Государственном заказнике. Поэтому с нас просят денег, чтобы мы смогли попасть на тропу Голицына и в грот Шаляпина.  Что собой представляют тропа и грот, и стоит ли платить за это небольшие, но всё же деньги, мы не знаем. Из посёлка ничего не видно. Но всё же решаем, коль приехали надо посмотреть. Мы ни секунды не пожалели потом о потраченных деньгах. Узенькая каменная тропинка, выдолбленая по указанию основателя лучшего в дореволюционной России завода шампанских вин князя Голицина, тянется с полкилометра и упирается в грот Шаляпина. Пока обходим гору начинает накрапывать дождь и мы с первыми каплями заходим в грот.

Ну вот как она здесь растёт? Между прочим эндемик - сосна Станкевича.

Большой горный массив гигантским козырьком нависает над площадкой метров 50 на  20.  В гроте - ниши для хранения вина и небольшая эстрада. Легенда гласит, что в этом гроте выступал Ф.Шаляпин. Историки категорически опровергают эти легенды. Однако выступления в гроте были. Грот использовался как концертный зал. Князь Голицын устраивал здесь для своих гостей званные вечера под звуки орекестра и выступления артистов. Если простое нахождение в гроте в 30 метрах от моря вызывает бурю эмоций, можно себе только представить, какой электрический заряд энергетики получали зрители столь необычного концерта. Тем более, что за игристым и ходить далеко не надо было, хранили его здесь же в гроте в специальных нишах.

Дальше тропа убегает на гору и огибает Синюю (или Разбойничью) бухту. Название прижилось еще в период хозяйствования в Крыму тавров и греков. Не большой полуостров разделяющий Синюю и следующую Голубую (Царскую) бухты разрезан сквозным гротом, в котором, по легенде и прятали награбленное пираты.

Синяя бухта

На полуостров, оканчивающийся мысом Капчик, доходит меньшая часть туристов. Большинство, не смотря на запретительные таблички, устраиваются с соответствующими напитками на берегу Синей бухты и предаются геденистическим утехам. Мы относимся к числу тех туристов, которые будут идти до тех пор пока не закончится тропинка. И даже пройдём немного дальше. На полуострове, небольшая возвышенность, по борту которой идёт уже совсем не туристическая тропинка. С замиранием сердца, прижавшись к скале, сдавив руку дочери обхожу кругом этой возвышенности. Самому идти не страшно. Страшно за детей. При этом самим детям вообще всё по барабану, скачут аки горные бараны. Вот она родительская тревога, чтоб её....  Выбравшись на ровный участок делаем перекур. В это время, оттуда где мы ползли и корячились, выходит несколько рыбаков с ведрами и удочками. Причём мы их до этого не видели, т.е. у них спуск был еще ниже. С другой стороны чему удивляться, кушать захочешь, не по таким обрывам ещё начнёшь лазить.

По бухте проплывают немногочисленные катера с туристами. С моря  вид конечно интересный, но лучше всего этот путь пройти пешком. Наслаждение непередаваемое. Сознание, избалованное за полторы недели крымским красотами, уже не надрывается в экстазе, а просто констатирует - "Красиво. Очень красиво!". Наверное и правда - это самое красивое видовое место в Крыму. Ведь не зря здесь снималось целое созвездие наших советских "топовых" фильмов: "Пираты ХХ века". "Человек-амфибия", "Три плюс два", Спортлото-82", "Молчание доктора Ивенса", "Остров сокровищ", "Анна Каренина", "Одиночное плавание", "У меня есть лев".
  Царский пляж, расположенный в Голубой (Царской) бухте, закрыт для посещения. Но немногочисленные любители уединенного отдыха презрев запреты купаются. Ведь приятно искупаться там, где сто лет назад купался сам император Российской империи Николай II.

Голубая бухта

Царский пляж

Грот "Сквозной", уже не сквозной. Закрыт для посещения

Мы возвращаемся в Новый Свет и принимаем водные процедуры на городском пляже. Народу здесь уже битком. Даже не смотря на "не сезон". Берег каменистый. Но в 15 метрах от берега дно песчаное. Ходить по такому дну одно удовольствие.

Второй план важнее первого?

Центральный пляж Нового Света

Обратно, уже наученные, возвращаемся в Севастополь, через Симферополь. По расстоянию чуть-чуть больше, по времени чуть ли не в два раза быстрее.
  План минимум по посещению Крыма выполнен. Хотя если разобраться, никакого плана и не было. Некоторые места, такие как Ялта или Бахчисарай, я хотел посетить изначально, другие, к примеру, Фиолент или Новый Свет возникли в нашем туристическом маршруте случайно. Так получилось, что эмоциональность от посещения тех или иных крымских мест росла от меньшего к большему. И как следствие последний экскурсионный день стал апофеозом нашего Большого крымского путешествия.

Tags: не Чукотка

• Найди свою лунку

Февральская корюшка - это лотерея. Приехал на рыбалку, огляделся. Здесь стоят, там стоят, а вон там дёргают - ловят значит. Подошёл, забурился…

• Трекинг на Чукотку - 2021

Какой трекинг на Чукотке самый интересный: Провидения или Мыс Дежнёва? Неразрешимая дилемма. Этот видеообзор её не решит, но может быть приблизит…

• Космический ворон Провидения - наш ответ Илону

Вор он на Чукотке нет, в в оронов - сколько хочешь. Самый вороновый населённый пункт на Чукотке - Провидения. Сколько чёрных птиц в посёлке…

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…