Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Они писали за родину, за Копина и за зарплату

...и, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет, - писал в 1930-х годах Булгаков. Классик, он именно потому классик, что актуален в любую историческую эпоху.

За пределами нескольких крупных мегаполисов пресса  у нас, по-прежнему осталась советской, т.е. рупором власти. Но, в отличии от советской журналистики, нынешней, понятия "злободневность" и "критический анализ" чужды как вид. Листая газету "Советская Чукотка" 1970-80-х годов, диву даюсь, как много там было критических статей, направленных против хозяйствующих субъектов и бичующие социальные язвы. Представить, даже десятую долю критики, что была в советской газете в нынешнее время очень сложно. Современную чукотскую новостную ленту без внутреннего диалога и изжоги читать совершенно невозможно.

На Чукотке всего два региональных пишущих средства массовой информации: газета "Крайний Север" и информационное агенство "Чукотка" (сайт "Прочукотку"). Учредителями обоих СМИ является правительство региона, поэтому новостная лента у них соответствующая, "ура-правительственная" ( не путать с ура-патриотической). Общий новостной тренд напичкан глаголами в будущем времени: планируют, сделают, подпишут, обсудят и т.п.

Из двух печатных СМИ, наибольший информационный вес имеет сайт "Прочукотку". Информационная чукотская корзина примерно  на 75% наполнена материалами с сайта и 25% газеты "Крайний Север". А по КПД (количество сотрудников, новостная оперативность, бюджет)  соотношение и вовсе чудовищное, наверное 99 к 1.

Чтобы понять почему нет доверия к чукотским СМИ немного теории.

Новость - это информационный энергетический заряд, который запускается в мозг индивидуума. Мозг обрабатывает полученную информацию и направляет её в информационное чистилище. Чистилище -  сортировочный центр, фасует информацию на крупные категорийные блоки: нравится/не нравится, согласен/не согласен, важная/не важная. Отсеев все "не", начинается более детальное сканирование, которое в конечном итоге приводит к сохранению полезной информации на "жесткий диск" или в оперативную память.

Мозг - самый чувствительный орган нашего организма. Он "морщится" и "сжимается" от негативной информации, поэтому СМИ пытаются как можно меньше давать негатива. Но есть одно "но", негатив - это необязательное плохо, это то что информационное чистилище мозга воспринимает за неправду, ложную информацию. Поэтому негативная новость "пойман с поличным коррупционер, возглавлявший медицинское учреждение" - воспринимается как новость позитивная: коррупция - негатив, но ключевая слово - "пойман". Весь этот процесс "импульс-восприятие" информации и вычленением из неё субъективно достоверной информации (пусть даже и негативного содержания)  в народе именуется "правдой".  Чем больше правды - информации воспринимаемой большей частью общества, как позитивной, тем общество спокойнее.

Субъективное восприятие информации большей частью населения - важнейший фактор. К примеру, в Анадыре, большинство населения, в силу традиции, чаек называет бакланами.  Для жителей восточной Чукотки, эта информация будет резать слух и являться "неправдой".

Информационная неправда, даже если она объективно является истиной, блокируется сознанием. Поэтому если информационный источник большую часть контента выдаёт "неправды",  мозг получателя информации воспринимает источник как грязный. Даже если в этом источнике появится объективная информация субъективно она воспримется как неправда.  Помните про мальчика-пастуха, который кричал: "Волки, волки!".

Примерно так, замусорились региональные СМИ. Санация или ассенизация, смотря где акцент поставить, региональных СМИ возможна только через критический подход к информации и набирания как можно большего количества "лайков правды". Да, я про пресловутую независимую или пусть даже зависимую, но объективную журналистику.

Ещё раз повторюсь, новость - информационный заряд, который взрываясь в головах обывателя создаёт эмоциональный всплеск, микроэнергетическую волну. Общество, обработав информацию, насыщает инфополе положительным или отрицательным зарядом. Следовательно, закидать в общество новости с информационной правительственной вышки нужно очень продуманно, ибо каждая из них может вернуться негативной обраткой.

В чукотских СМИ, отсутствует внятная информационная идеология. Информработа в регионе построена по типу кочегара и топки: кидай всё что горит. Хотя нет, зачем я на кочегаров наговариваю, им не всё равно что в топку кидать.

Много букв написал.

В следующем посте расскажу о новостях региональных СМИ, которые вызвали во мне "острое чувство диалога". Это тоже из классики.




Tags: Чукотка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вся Чукотка. Краснено

    Краеведческий видеопроект "Вся Чукотка" перешёл в летнюю фазу. Сегодня я хочу рассказать и показать самое маленькое село Чукотки -…

  • Бегемот ёпын

    В Наукане, который принято называть мысом Дежнёва, по знаменитому маяку-памятнику казаку-первопроходцу, есть сопка Бегемот. Название народное,…

  • Frozen worlds нормальных англичан

    Чуть меньше двух лет назад я работал с командой SilverBack, которая делала фильм о дикой природе для Netflix. Это было интересно, сложно, весело,…

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments