
Севастополь, Бахчисарай, Фиолент
Что я знал о Балаклаве? Здесь находится подземный бункер для подводных лодок и в Крымскую войну, под Балаклавой в Золотой балке был уничтожен английский эскадрон гусар. И естественно знал, что Балаклава - это бухта. Но, то что эта бухта окажется сказочно прекрасной, я даже не догадывался.
До середины 1990-х годов Балаклава была закрытым городом. Рассказывают, что от Севастополя до Балаклавы насчитывалось до 20 пропускных постов. Условно город можно разделить на две части: морская часть, та что расположена вокруг бухты и остальной город. Мы въезжаем на автомобиле на набережную. К нам тут же подходит молодой человек, жестами помогавший на припарковаться, и всем видом показывает, что он парковщик. Стас, наш дрг и экскурсовод по Балаклаве, объясняет ему, что мы местные и парень тут же исчезает.



Набережная очаровательна. Такой красивой набережной я не видел больше нигде. Дело конечно, не столько в архитектуре, сколько в её органичном вкраплении в окружающий ландшафт. Узкая извилистая бухточка подобна норвежскому фьорду расекает мраморно-гранитный монолит крымского побережья. По обеим сторонам бухты пришвартованы белоснежные яхты, катера, лодки и различные ялики. Тон задают яхты. От них веет романтикой, пафосом и тоской. В лучшем случае лишь несколько раз в год их выводят на морские просторы, а всё остальное время они вынуждены торговать своими белоснежными бортами на балаклавской ярмарке тщеславия. Другое дело катера. Балаклавские трудяги. По несколько раз в день они возят многочисленных туристов по Балаклавской бухте зарабатывая для своих капитанов нежирный, но очень необходимый кусок хлеба с моторным маслом. Самые малочисленные обитатели бухты - лодки. Словно техническое недоразумение они курсируют среди своих старших морских братьев под завязку забитые отдыхающим людом.



Небольшие размеры бухты, чуть больше километра в длину и от 100 до 200 метров в ширину делает бухту соразмерной человеческому восприятию. Соразмерность придаёт уют. Балаклава очень уютная бухта. Дополнительным фактором уютности являются сопки окражающие бухту. Коричневые, каменисто-песчанные, утыканные редким кустарником в моём воображении они рисовали южно-итальянские, греческие или, даже, мексиканские пейзажи.


И в этот природный шедевр очень гармонично вписалась маленькая, но очень красивая Набережная. Здесь рыбачат, зазывают в кафе, продают мидии, предлагают за символическую плату перевести на "тот" берег. Здесь же на Набережной расположены оба городских пляжа, таких же маленьких, даже миниатюрных, как и сама бухта. Поразило меня одно не приметное трехэтажное здание в самом центре набережной. Оно оказалось коррекционным детским садом. Удивительно как в таком месте, где стоимость земли одна из самых дорогих в Украине, до сих пор сохранилось это дошкольное учреждение. Отрадно. Балаклава еще в начале ХХ века была элитным местом жительства и отдыха, о чём свидетельствуют недавно отреставрированные особняки высоких особ.



Чтобы пейзаж был законченным нужна архаика. Архитектурные руины, пыль истории. В Балаклаве пейзаж законченный. Левая входная сопка в бухту увенчана генуэзской крепостью Чембало. Стоит ли говорить, про визуальную феерию открывающуюся со смотровой площадки крепости? Чтобы феерия была законченной, поднявшись на Чембало, путник получает еще и тактильное наслаждение. На гребне сопки его измученное жарой и подъемом тело охлаждает приятный морской ветер. Здесь же на верху открывается вид на мыс и красавицу гору Айя, укутанную лесом и легким маревом. Внизу по бухте неспешно лавируют многочисленные катера, немногочисленные лодки и уж совсем редкие яхты. На Чембало можно сидеть очень долго, но любопытство раздирает вопрос: "Что же находится внутри горы Таврос?".

Мыс Айя

Вход в Балаклавскую бухту

Крепость Чембало

Балаклавский городской пляж

Экскурсия на завод и подземный док подводных лодок проводится с периодичность в один час и начинается в нуль-нуль каждого часа. Здесь наступает именно тот редкий момент, когда самостоятельное изучение "объекта" крайне неэффекитвно. Экскурсовод Владимир, чётким командным военным голосом "настраивает " большую разношерстную громкоговорящую группу на особое внимание. Вход на "объект" расположен рядом с каналом, по которому подводные лодки заходили на "завод". Длина экскурсионного маршрута около полутора километров. Температура на объекте 15 градусов, что сразу заставляет отдыхающих в шортах и купальниках кутаться в полотенца, платки и шали. С первых минут экскурсии поражает скорость и количество информационного потока который Владимир выплёскивает на ошарашенных экскурсантов.
Вход на объект №820




Приведу лишь очень-очень краткую информацию о ядерно-технической базе Черноморского флота (объект № 820):
- Начало строительства объекта - 1953 г.
- Ввод в эксплуатацию и закладка ЯБП в хранилище - 1959 г.
- Толщина стального щита тоннелей 1-5 м.
- Толщина мраморных скальных пород горы Таврос над объектом до 100 метров.
- Автономность объекта вмещавшего от 7 до 9 дизельных подводных лодок - до 1 месяца.
- Объект выдерживал прямое попадание атомной бомбы.
- Цели и задачи объекта: ремонт подводных лодок, хранилище ЯБП, обеспечение сохранность подводных лодок в случае атомной бомбардировки черноморского побережья.
- Обслуживали объект до 200 военных и гражданских специалистов. Военные, только из числа офицеров и мичманов.
- Гриф секретности с объекта официально был снят в 1995 году. База выведена из штата ВМФ Украины.
- В 2003 году Указом Президента Украины объект возвращен в ведомственное подчинение ВМФ Украины в качестве музея.


Флаг и форма офицера ВМФ Украины

С первых же минут экскурсии у меня сложилось четкое ощущение дежавю. Я это уже видел в Гудыме. В этот же период на Чукотке строится другой ядерный объект гудымское хранилище ядерных МБР. Те же сводчатые потолки, та же конструктивные элементы помещений. Только балаклавская база морская и значительно крупнее.
Сегодня Балаклава - административный район Севастополя. Несколько лет назад из неё были выведены последние воинские части. Темпы туристического строительства развёрнутого в Балаклаве дают повод предполагать, что в ближайшем будущем она войдет в тройку центров крымского туризма. А ярусность современного строительства придаст Балаклаве оригинальный вид и сделает её крымским Мачу-Пикчу.

Journal information