Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Первый "Бурлак" на Чукотке



Споры об идеальной технике для чукотской тундры будут идти всегда. Тема закроется только с изобретением телепорта. А пока миром правит двигатель внутреннего сгорания конструкторы будут изобретать, водители покупать и спорить о плюсах и минусах той или иной техники, а тундра вносить коррективы в планы тех и других.

Последние пару лет у чукотских водителей- дальнобоев разговоры об универсальной технике для тундры ведутся вокруг снего-болотохода "Бурлак". Лажа или всё-таки прорыв отечественного вездеходостроения?


С дорогами на Чукотке туго. Их мало и почти все некатегорийные. Но даже там, где есть дороги, зимой возникает другая проблема: кто эти дороги будет чистить? Дорожников на Чукотке ещё меньше, чем дорог, а их бюджет "на дорогу" можно разглядеть только в микроскоп. И в самом деле, зачем зимники нарезать, нехай по посёлкам люди сидят, - примерно в этом ключе размышляют региональные чиновники. Одним словом, вся надёга на технику.

Больше полувека лучшей техникой в тундре считается вездеход. Классическая гусеничная железная солярная или бензиновая коробка. Гражданский танк, как иногда его называют иностранцы. Вездеход, как водка, хуже которой, лучше нет - у него десять тысяч недостатков, которые перекрываются космическим запасом прочности и надёжности. Надёжность не потому что не ломается, а потому что почти при любых раскладах он ремонтируется и продолжает движение. При наличии запчастей (а их возят с собой, чуть ли не полтонны), головы и рук из правильных мест, убить вездеход нельзя.

Примерно двадцать лет назад на смену классическим гусеничным вездеходам пришли "ТРЭКОЛы" - вездеходы-амфибии на колёсах сверхнизкого давления. Как и любая новинка к "ТРЭКОЛАМ" долго присматривались, обсуждали, а потом начали покупать. В десятых на Чукотке начался бум, ежегодно предприятия и частники пригоняли и доставляли кораблями не меньше десятка таких машин. Ценник на "ТРЭКОЛы", как Сергей Бубка, ежегодно покорял новые высоты, с полутора до пяти миллионов. Деньги - не вопрос, говорят на Чукотке, лишь бы техника не ломалась. Но "ТРЭКОЛ" это любовь и ненависть чукотских водителей. И, пожалуй, ненависти всё-таки больше. Без полуосей и некоторых других агрегатов, даже из гаража нет смысла выезжать. Парадокс, но за двадцать лет, компания, которая продала уже больше 4000 машин, так и не смогла довести технику до ума. Да, "ТРЭКОЛы" вытеснили за счёт скорости и экономичности с рынка грузоперевозок вездеходы, но редкий рейс обходится без ремонта.

Логика развития отечественного автопрома подсказывала, что когда-нибудь должен был появиться более надёжный колёсный вездеход. И вот, в 2016 году появился "Бурлак".  Его создателем является широко известный в автомобильных кругах уральский инженер-конструктор Алексей Макаров. Изначально,  Макаров изобретал технику для себя - широтные автоэкспедиции, но потом пошло-поехало. За два года из конструкторского бюро Макарова выехало восемь "Бурлаков". Машины испытывали на Урале и в сибирской Арктике. Испытывали, доводили до ума и снова испытывали.



2. Испытания "Бурлака" в Карском море


3.


За всеми испытаниями, которые публиковались на сайте компании и в соцсетях пристально следили на Чукотке (можно было бы написать во всём мире, но весь мир мне не так интересен, как Чукотка). И вот нашлись смельчаки, которые решились на покупку. Решились бы и раньше, но восемь мультов - это восемь мультов. Такой эксперимент смог себе позволить один из крупных чукотских предпринимателей-промышленников. В марте "Бурлака" на трале привезли в Якутск, а оттуда своим ходом он поехал в Анадырь. За 12 дней проехали почти 6 тысяч километров и добрались до Анадыря (со слов водителя). Без поломок. За пару месяцев намотали ещё три тысячи. "Единственная поломка, - говорит водитель Александр, - сломал кронштейн (где-то в районе колеса, я не технарь, почти сразу забыл где). Но это был мой косяк, расслабился разогнался и воткнулся. А вообще - это Лексус в мире вездеходов. Идёт плавно, комфортный и пока не ломался. Хорошая машина."

ТТХ "Бурлака" можно посмотреть на сайте. На взгляд обывателя-дилетанта машина действительно интересная, вместительная и комфортная. И упакована прекрасно: начиная от абэшки и сварочного аппарата, заканчивая газовой плитой. Оно и понятно, собирали автоэкспедиционеры. Конечно скептицизм никуда не денешь, пока машина не отработает хотя бы пару сезонов, говорить о её живучести, надёжности и  рентабельности можно лишь теоретически. Но потенциал есть.

Появление первого "Бурлака" в Анадыре внесло сумятицу в мысли автоперевозчиков.  Если раньше эта была призрачная химера, то сейчас она реальность, которую можно потрогать и даже  дать первые оценочные суждения. Рынок автоперевозок в Анадыре (груз и пассажиры) - существенный и вкусный. В своё время, люди купившие первые "ТРЭКОЛы" подняли неплохие деньги. Сейчас рынок немного просел, большая конкуренция. Поэтому кто быстрее осуществит модернизацию автопарка, в среднесрочной перспективе будет лидером в данном сегменте рынка. Но блин, восемь миллионов - без лизинга, цена малоподъёмная.

П.С. В мае Чукотка заказал ещё два "Бурлака".  Гонка вооружений началась.


3.


4.


5.


6. Водитель Александр, рассказывает о перегоне "Бурлака" с Якутии на Чукотку


7.


8. Газовая печь, вытяжка - экспедиционное лакшери


9. У правильного чукотского водителя очков столько же как у светской дамы шляпок - на все капризы погоды.







Tags: техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • На чём ездят на чукотский праздник

    Четвёртый год подряд в начале марта на Чукотке проходит праздник оленеводов "Эракор". Третий раз "Эракор" проходит в…

  • Алькатваамский Левша

    Через 19 часов после выезда из Анадыря мы прибыли в Алькатваам, небольшое чукотское село, расположенное рядом с Беринговским. Через 19 часов…

  • Зимник на Беринговский

    Зимой в посёлок Беринговский, что находится в 240 км юго-восточнее Анадыря, можно попасть двумя способами: на самолёте и по зимнику (на вездеходе…

  • Чукотские торговые зимники

    Зима - лучшее время на Чукотке. Но это не значит, что жители Чукотки любят зиму, скорее наоборот, зима в рейтинге любимых времён года занимает…

  • Летающие лодки Магадана

    В Магадане есть малая авиация. Накануне довелось побывать в ангаре Клуба "Магадан Гидро Авиа". Возглавляет клуб, замечательный человек…

  • Как попасть в Анадырь из аэропорта

    Встречался я недавно с человеком, который объехал все российские регионы и поставил географическую точку "и здесь был" на Чукотке.…

  • Вертолётный споттинг

    Аэропорт Провидения. Апрель 2017 года. Посадка вертолёта МИ-8.

  • Мегакрузер на Чукотке

    В Анадыре таких мегакрузеров два. Оба пришли весной своим ходом из Владивостока. Вот этот перегнали всего за 12 дней. Из поломок, только 2…

  • Снегоходное китайское чудо

    Китайцам чужда европейская эстетика. Что функционально, красивым быть не обязано. К примеру, снегоход. Мопед, а не снегоход. Урчит, рычит, но…

Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments