Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Шкипер Гек - первейший гидрограф Чукотки

collage2.jpg


Начну издалека. Владивосток для Чукотки, в хозяйственно-экономическом отношении, важнее любого другого города России. Владивосток это наше чукотское "всё": продукты, промтовары, топливо, автомобили и прочая, прочая. Львиная доля товаров попадает  на Чукотку в короткий период навигации именно из Владивостока.

Мало кто знает, что первое торговое судно из Владивостока пришло на Чукотку аж в 1885 году. Капитаном шхуны "Сибирь" и был Фридольф Гек, русско-финский швед, человек, чей вклад в развитие Дальнего Востока без сомнения можно охарактеризовать, как выдающийся.


Родился Гек, в 1836 году в Финляндии. Гек и море - слова синонимы. Уже в 11 лет он сбежал из дома и устроился юнгой на торговое судно. Позже он закончил мореходку,  и получил диплом вольного шкипера. В его послужном списке уже были четыре года плаваний по Тихому океану на китобойном судне, прежде, чем он снова отправится на Дальний Восток, но уже не в качестве китобойца, а в качестве капитана брига "Александр II". 

Первая русская "программа" переселения на Дальний Восток (если не считать казачью конкисту XVII века) началась в 1860 году, сразу после официального присоединения Приморья к Российской империи. По большей части эта программа была стихийной. И опять-таки, малоизвестный факт, одними из первых переселенцев в Приморском крае были финны. В конце 1860-х годов, несколько десятков финских переселенцев купили торговое судно и совершили кругосветное плавание из финского Або во Владивосток. Капитаном этого судна и был Фридольф Гек.

Спустя 11 месяцев судно прибыло в Приморье. Переселенцы выбрали местом для жительства бухты Находка и Гайдамак, сам Гек поселился на острове Аскольд. Позже Гек перебрался на материк и построил в бухте Сидими (ныне бухта Гека) дом и ферму. Как отмечают историки,  оригинальной конструкции были ворота усадьбы Гека сделанные из китовых рёбер. Гек, по-прежнему, был китобойцем и продолжал промысел китов в заливе Петра Великого.

В 1879 году случилась трагедия повлиявшая на дальнейшую судьбу шкипера. В его отсутствие усадьба подверглась нападению хунхузов (китайских разбойников), которые убили его работников и жену, а семилетний сын бесследно исчез. Несколько лет Гек пытался найти сына, но попытки были тщетными. Из глубочайшей депрессии Гека могло вывести только море. Когда боль утраты немного утихла, один из богатейших владивостокских купцов Лингдольм, предложил Геку должность капитана шхуны "Сибирь", которая должна совершить плавание на Чукотку с целью торговли с местным населением. Не смотря на то, что Чукотка вошла в состав империи более двух веков назад, её побережье по прежнему оставалось мало изученным. Гек, по личной инициативе, обращается в гидрографическую службу с предложением провести во время плавания съёмку побережья.

Плавание к берегам Чукотки длилось с мая по октябрь. Конечной точкой плавания стал мыс Сердце-Камень в Чукотском море. Была даже  попытка  добраться до острова Врангеля, но тяжелая ледовая обстановка не позволили этого сделать. Плавание было удачным. Торговые операции принесли около 6 тысяч рублей прибыли, были описаны и нанесены на карту многочисленные бухты восточной Камчатки и Чукотки.  Долгое время карты составленные Геком были основой навигации западного Берингоморья. Даже спустя век, в примечаниях к лоциям были пометки -  "по глазомерной съёмке шкипера Гека".

В отчёте о плавании Гек писал: "..мы не сомневаемся, что чукчам предстоит печальная будущность, когда их главные предметы продовольствия - киты, моржи и тюлени изведутся; голод и вымирание в этом случае неизбежны, как это было в губе Святого Лаврентия несколько лет назад, где почти всё население умерло с голоду. Чукчи сами говорили нам, что это должно случиться между населением на нашей стороне; более трезвые и дальновидные люди между ними прямо жаловались, что американцы убивают и уничтожают без пользы китов и моржей, привозят бочками ром и деморализуют молодых людей и женщин, так что в недалёком будущем нечего будет есть и придётся умирать с голоду или переселяться в неволю...".

Ещё одним итогом этого плавания стала коллекция предметов культуры и быта эскимоссов. Этнографическую коллекцию Гек передал в Общество изучения Амурского края. Общество  признало коллекцию уникальной и не имеющую анналогов в мире и присовело ему звание член-соревнователь.

Ещё почти два десятилетия Гек оставался на морской службе, в качестве гражданского, а затем и военного шкипера. В 1904 году, в возрасте 67 лет на почве психического расстройства Фридольф Кириллович Гек застрелился.

Краеведческий музей Владивостока. Стенд посвящённый выдающимся владивостокцам XIX-XX вв. Одна из секций посвящена Ф.Геку.


В честь Фридольфа Гека названы бухты, мысы, коса, улица во Владивостоке и пограничный корабль. В селе Безверхово (Приморский край) существует музей-усадьба построенная правнуком шкипера.

Tags: замечательные люди Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “замечательные люди Чукотки” Tag

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments