Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Австралийская Чукотка

Майниц 2014 - DSC09185.jpg

В Беринговском и его окрестностях есть уголь. Много угля.  Собственно, цивилизация в этой части Чукотки появилась именно благодаря углю. Больше 70 лет уголь добывали наши (русские, украинцы, татары, одним словом Советский Союз), а потом пришли австралийцы, угольная компания Tigers Realm Coal Limited.




История вторая: Призрачный Беринговский

Беринговский - посёлок рождённый углём. Земля, на которой стоит посёлок на многие десятки километров вокруг состоит из первосортных марок углей: "Г" (газовые", которые могут гореть в печах без поддува), "Ж" - жирные (сырьё для металлургии) и самое главное "К" - коксующиеся.

Первую шахту открыли в канун Великой Отечественной войны. Шахта дала жизнь не только посёлку, но и всему району, который появился на карте Чукотки в 1957 году. Район появился именно потому, что увеличилось количество постоянного населения, занятого в горнодобыче и смежных отраслях. В 1991 году шахта добыла на-гора около 1 млн. тонн. Это был пик после которого случился коллапс. В 2002 году предприятие признали банкротом. Далее произошла реорганизация и в 2003 году шахта стала открытым акционерным обществом, в котором 80% акций принадлежало Правительству Чукотки.  Шахта ежегодно субсидировалась из окружного бюджета.  В "Стратегии социально-экономического развития Чукотки на период до 2030 года" (составленной в 2014) планировалось, что шахта будет работать, минимум до 2030 года и ежегодно давать по 200 тыс. тонн угля. Но уже в следующем, 2015 году шахту признали убыточной, неперспективной и закрыли.

Житейским языком:  в квартире многие годы делали ремонт, а потом неожиданно всё бросили. Не продали, а просто бросили. Подобная схема традиционна для Чукотки: ремонт фасадов и коммуникаций в посёлке Мыс Шмидта и селе Янранай, накануне их закрытия - самые яркие примеры.

Пикантность, в  ситуации с шахтой, заключалась в том, что паралельно с этой историей  в округ приходят австралийцы и начинают геологоразведку. Самих австралийцев, конечно же было не много, это высший менеджмент, люди работающие на австралийцев наши соотечтественники. Геологоразведка подтверждает наличие богатых залежей, которые были открыты в 1980-х годах.  С одной стороны проект очень "вкусный" - миллиарды тонн угля, с другой стороны  - финансово тяжелый. Одни этот проект австралийцы не потянут. Начинается поиск соинвесторов, которых нашли достаточно быстро (в том числе и российсие инвестфонды).

Подведу промежуточный итог: австралийцы ещё не добыли ни одной тонны угля, а проект уже признан чрезвычайно перспективным и международный консорциум инвесторов готов вкладывать в него десятки миллионов долларов. В это же время, в этом же месте существует шахта "Нагорная", с ежегодной добычей 200 тыс. тонн, которая хоть завтра может отгружать уголь в ЮВА, но шахта считается убыточной и её ликвидируют.

Ничего личного - бизнес. Но есть один нюанс. Шахта - градообразующее предприятие посёлка Беринговский. На дворе не 1990-е, просто так ликвидировать посёлок не получиться. Но "технологии" уже обкатаны на других посёлках, которые ликвидированы, том же Мысе Шмидта. Нужно создать условия, чтобы население уехало само.

В СМИ распространяются красивые перспективы развития, но не посёлка, а Беринговского угольного разреза. Озвучиваются впечатляющие цифры создания рабочих мест - от одной до двух тысяч человек. У фокусников этот приём называется престиж, когда ты показываешь что-то яркое и красивое, чтобы спрятать обман. Обман заключался в том, что  озвученные планы к развитию посёлка отношение не имеют. Добыча ведётся на угольном разрезе, в 30 км от посёлка.  Шахтёры работают вахтовым методом (приезжают из других регионов), проживают в кэмпе. В данной концепции Беринговский рассматривается как перевалбаза с численностью постоянного населения 200-300 человек.

Возвращаемся к австралийцам и перспективному угольному проекту. Как ни крути, но наша страна относится к рынкам рискованных инвестиций. Кто в 2012 году мог знать про Майдан, Крым и санкции? Отличный инвест план начал пробуксовывать. Часть инвесторов отвалилась, большой проект со строительством  железной дороги, морского порта и добычи 12 млн. т. в год, теперь оказался нереальным. К тому же цены на уголь с 2012 года пошли вниз.

Могло всё накрыться медным тазом, но помощь пришла из федерального центра. Москва понимала, что с закрытием доступа к дешёвым западным кредитам, большинство ДВ-проектов станут прожектами. Инвесторам, которые теоретически готовы вкладываться в Россию нужна супер мотивация, которая сможет компенсировать санкционные риски.

И вот тут в нашу жизнь входят  ТОРы - территории опережающего развития, а по сути неоконцессии, которые обещали для иностранных инвесторов шоколадные условия по налогам, трудовым ресурсам и т.п. Правительство округа, надо отдать должное, сумело продавить проект беринговского уголя в ТОР. На экономической  карте Чукотки появился ТОР "Беринговский" с якорным (основным) резидентом австралийской угольной компанией. Стоит отметить, что под "шумок" в ТОР впихнули территорию как минимум в 10 больше, чем самого проекта (граница ТОРа в 400 км от месторождения!). Это будет иметь свои последствия в дальнейшем (из настоящего - в ТОРе нельзя взять ДВ-гектар).

Проект снова оживился. Теперь уже аппетиты по добыче стали более умеренными. Наконец, к 2017 году проект "F" (так этот проект звучит в иностранных документах, по названию угольного бассейна - Фандюшкинское поле) заработал и выдал на-гора около 200 тысяч тонн угля. Запуск угледобычи снова отодвинули бы, если в 2016 году цены на коксующийся уголь не взлетели, до 200 $ за тонну, при себестоимости ок. 50 $. В 2018 году компания планирует добыть уже почти в 3 раза больше угля - ок. 600 тыс. тонн.

А причём здесь призрачный Беринговский, спросит меня внимательный читатель. К тому же повествование ведётся с оттенками негативной коннотации. Вроде бы всё отлично: пришёл инвестор, началась добыча.

Если рассматривать Чукотку, только с точки зрения недропользования и либеральной модели экономического развития, то Правительство Чукотки движется в правильном направлении. При движении в подобном направлении, через 20-30 лет, население округа сократится вдвое и будет реализован план "Вэ"  - Чукотка - национальный парк с вкраплением промышленных кластеров. И в этом плане, как считают многие чиновники нет ничего плохого: жизнь на севере очень дорогая, плохой климат, высокая солнечная радиация и т.п. Лучше всех сформулировал эту мысль Губернатор Чукотки Р.Копин:

Чукотка неправильное место для постоянного места жительства. Если ты не добываешь там золото или уголь, если у тебя нет экономической активности, то просто жить на Чукотке сложно.


А я и такие как я,  родившиеся и выросшие здесь, для которых Чукотка не просто место работы, а родина и дом, так не считаем. Чукотка не компьютерная игра, в которой, чтобы сэкономить ресурсы  можно ликвидировать ненужные поселения.
Нельзя ликвидировать опорную урбанистическую сеть на Чукотке, которая с таким трудом была создана в советский период. Пост уже получился громоздким, поэтому не буду вдаваться в подробности, замечу лишь, что только постоянное население - залог того, что в средне и дальнесрочной перспективе Чукотка останется российской.

Перспектива.

Пока, что у Беринговского будущего нет. Совершенно очевидно, что австралийцы не канадцы, а уголь не золото. Социальная деятельность - не приоритет компании (об этом открыто говорит руководитель проекта).

Что ни говори, проект рискованный. Успех и не удача проекта живут в одном месте, в Китае. Высокая стоимость коксующегося уголя  - заслуга китайских сталепромышленников, которые выплавляют до половины мировой стали. Если рухнет рынок стали в Китае, а это может случиться не только по экономическим, но скорее в силу политических конъюнктур, цена на уголь упадёт и добыча станет не рентабельной.

Беринговский рождён углём и видимо погибнет от него же. С реформами, которые проводились в течение всего XXI века постоянное население посёлка свелось к уровню сельского поселения, которое ещё больше сократится если будет заморожен проект по добыче беринговского угля.  Но даже если проект "Ф" будет развиваться, численность постоянного населения всё равно будет снижаться за счёт убытия молодёжи на учёбу и выезда пенсионеров на материк на ПМЖ.

Таков печальный итог, как говорил классик.




Tags: Беринговский район, поселения Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “поселения Чукотки” Tag

  • Один час в Уэлькале

    На Чукотке не много посёлков с с богатой и насыщенной историей. Уэлькаль один из них. Как ни странно, пик исторических событий пришёлся на годы…

  • Ради чего стоит ехать на край земли?

    Путешествие на мыс Дежнёва заканчивалось, нам только оставалось улететь. Мы улетели. Не сразу, но улетели. Но вначале мы увидели Красоту - небо…

  • В самом чукотском селе

    Вернувшись с мыса Дежнёва мы оказались в самом большом чукотском селе - Лорино. Руководитель называет Лорино столицей морских охотников России.…

  • Как я на мыс Дежнёва ходила

    Привет, меня зовут Татьяна и этим летом я ходила на мыс Дежнёва. Это я. Ой нет, неудачная фотография, меня же здесь совсем не видно. Вот так…

  • Храмы Чукотки

    К церкви, как к организации, можно относиться по разному. Но факт остаётся фактом: православные храмы - архитектурные шедевры, которые являются…

  • Кепервеем: село и аэропорт

    Кепервеем и Билибино слова синонимы. В авиационном плане конечно. У города Билибино, расположенного в небольшой межгорной долине своего аэропорта…

  • Билибино-территория спорта

    Спорт, для населения Чукотки один из самых главных (если не самый) видов досуга. Самый массовый точно. Билибино в этом плане не исключение,…

  • Билибинские мосты

    Город Билибино - самый мостовитый населённый пункт на Чукотке. Всё дело в географии, город расположен на слиянии ручья Каральвеем и реки Большой…

  • Где поесть в Билибино?

    Для путешествующего человека, попавшего в населённый пункт, есть два ключевых вопроса: где переночевать и где поесть? За последние пять лет ситуация…

promo basov_chukotka juli 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments