Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Чукотские торговые зимники




Зима - лучшее время на Чукотке. Но это не значит, что жители Чукотки любят зиму, скорее наоборот, зима в рейтинге любимых времён года занимает предпоследнее место. Хуже зимы только предзимье. Превосходная степень самого холодного времени года возникла исключительно по соображениям прагматизма и утилитарности. Зима - это в первую очередь, возможность перемещаться по территории  наземным транспортом. За такую возможность в краю, где главный транспортный гегемон -авиация рисует заоблачные ценники, трепеща при этом от мало-мальской пурги, не грех и холод со снегом полюбить.



По необорудованным зимникам могут ездить три типа техники:

1) Гусеничная техника
2) Большегрузы типа "Уралов", "Кразов" или "Камазов"
3) "Трэколы" - автомобили на колёсах сверхнизкого давления (и подобная им техника).

У каждой техники есть свои плюсы и минусы: самая надёжная техника - вездеход, едет везде, но медленно. Самые быстрые - "Трэколы", но они чаще всего ломаются.  "Уралы" и другие грузовики имеют самую большую грузоподъёмность, но проигрывают вездеходам и "Трэколам" в проходимости.

2. МТЛБ, "метла" - пожалуй, лучшая гусеничная вездеходная техника


3. "Уралы" наливники



4. "Трэколы" - название стало именем собственным для всей техники на колёсах сверхнизкого давления




Зимники бывают двух типов: поддерживаемые и стихийные или лучше сказать торговые. Поддерживаемых зимников на Чукотке не много, львиная доля зимних дорог появляется благодаря коммерсантам, которые развозят грузы по селам и посёлкам. Самые "жирные" зимники - анадырские, те которые начинаются в столице Чукотки. Оно и понятно, где больше народу, там и деньги. Из Анадыря в разные направления уходят три зимника:

-  на Эгвекинот (северо-восток)
- на Марково (запад)
- на Беринговский (юго-запад).

Основной груз - продукты питания. С начала десятых годов большую часть грузов из Анадыря в указанные направления доставляется "Трэколами".  "Трэколы" практически полностью вытеснили с рынка перевозок вездеходы, не говоря уже о большегрузах. Берут они не много, всего тонну - максимум полторы, но выигрывают за счёт скорости и количества единиц техники. К тому же, предпринимателю выгодно возить товар небольшими партиями.

Торговые зимники есть в каждом райцентре. Точнее так, в каждом райцентре начинается, как минимум два зимника. Разница с анадырскими только в регулярности  движения.

Открываются зимники в конце декабря-начале января. Впрочем, "открываются" - громко сказано. Так как они не поддерживаемые,  право "открытия" принадлежит самым рисковым извозчикам. Пионеры зимников, во время "открытия" трассы не редко калечат и горбят технику. Но здесь как у моряков-рыболовов, первому достаётся самый жирный куш.




Фото: К.Лемешев, А.Толкачёв, автор




Tags: зимники, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments