Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Девять бед современной Чукотки



"Беда" - это наше русское всё. Кроме общероссийских, существуют беды региональные: в Москве - Путин и Собянин, на Урале - наркотики, в Приморье-китайцы.  Не смотря на то, что от Чукотки до  США, как от Москвы до Твери (а то и ближе), беды у нас всё-таки российские, но, разумеется, с региональной спецификой.



Следует отметить, что указанные ниже "беды" распространены не равномерно по всем населённым пунктам.  Можно  выделить 3 типа поселений: Анадырь (столица), районные центры (города и пгт), сельские поселения. Беды не касающиеся столицы или райцентров являются ключевыми для сельских поселений и наоборот. Эти "беды" народные, т.е. они затрагивают каждого жителя Чукотки. Статус "народный" подразумевает под собой, что при общении с жителем Чукотки хотя бы в течение пяти минут, вы обязательно услышите, как минимум об одной из приведённых ниже бед.

Не следует также путать "беду" и проблему. Проблему решить можно и даже нужно, беда не решаема по своей природе (перефразируя классика, если беда есть, значит она кому-нибудь нужна). К примеру, дороги, которые в центральной России являются бедами, на Чукотке к таковым не относятся за неимением. Или, казалось бы такая тема как пограничная зона, которая охватывает большинство населённых пунктов, для Чукотки должна быть бедой, но это не так, ПЗ -  всего лишь проблема, т.к. особых сложностей и трудностей на жизнь населения она не оказывает.

И последнее, как я уже говорил, "беда" - это феномен современного российского общества. Решение одной беды сразу же порождает другую. Поэтому сегодня в обществе нет потребности, искоренять беды, а их решение всегда связано с длительным эволюционным путём "рассасывания". Почему так происходит это отдельная тема.

1. Авиация.
В связи с отсутствием регулярного наземного сообщения, авиация является единственным транспортным средством перемещения по Чукотке. Поэтому эта беда вобрала в себя все проблемы связанные с транспортом, дорогами, отсутствием авиабилетов или их дороговизной. Это беда двоична и делится на региональную местную и "большую" авиацию. В первом случае беда касается отсутствия билетов, особенно в летне-осенний период, во втором случае с ценами на билеты на Большую землю. Не смотря на заметные шаги окружных властей в решении авиационной темы, авиация не обрела статус "проблемы", а по-прежнему остаётся главной бедой Чукотки. И оставаться видимо будет ещё очень долго.

2. Алкоголизм.
Беда, которая касается в основном сельских поселений. Практически все проблемы затрагивающие сельские поселения имеют одного главного "виновника" - алкоголизм (так это или нет в данном обзоре не важно, так считает большая часть населения). В последние десять лет ситуация явно улучшилась. Особенно в городских поселениях, где население втянулось в ЗОЖ. В административном порядке принимаются законы ограничивающие продажу спиртного. Но алкоголизм - это беда, хотя субъективно непьющих или малопьющих людей в последнее время значительно больше, чем, может быть, за всю историю Чукотского АО.

3. Медленный интернет.
Строительство информационного общества началось на Чукотке с начала нулевых годов. Массовым явлением оно стало к началу 2010-х гг. Интернет-трафик поступает на Чукотку исключительно через спутниковую связь. Поэтому интернет дорогой и медленный. Средние расходы на интернет в месяц составляют от 2 до 5 тысяч рублей. Хронологически прослеживается улучшение качества связи и увеличение скорости интернета. Это пожалуй, единственная беда, которая имеет шансы в ближайшей перспективе стать просто проблемой.

4. Высокие цены
Законы экономики  никто не отменял: чем дальше товар от производителя, тем он дороже в рознице. Высокие цены понятие субъективное, опирающееся на уровень зарплат. Беда с высокими ценами на Чукотке касается не всех групп товаров, а в основном фруктов-овощей и кисломолочной продукции, т.е. скоропортящихся товаров. Это беда наиболее ярко характеризует отсутствие логических выводов и недовольство ситуацией как таковой. К примеру, до 1990-х годов, завоз фруктов и овощей осуществлялся преимущественно в период навигации (исключение составляла нерегулярная доставка фруктов авиацией). К весне (апрель-май) в магазинах не то что фруктов, лука и картошки не было. Сейчас в большинстве поселений овощи есть круглый год, но ещё к тому же можно купить фрукты, причём самые экзотические. Разумеется кушать свежие бананы или ананасы зимой на Чукотке это в любом случае дорого. Это, образно выражаясь, роскошь. Но народное сознание этот факт не воспринимает и, как следствие, выводит очевидную проблему в разряд беды. Беда....

5. Плохая социалка (медицина, образование, доп.образование).
Беда всей Чукотки за исключением Анадыря. Где-то образование хорошее, но плохо с медициной, где-то с проблемы с дополнительным образованием детей плохо. Наиболее остро эта беда касается сельских поселений.

6. Кадры.
Это беда-подруга предыдущей, они возникают друг из друга. В разряд проблемы эта беда не переходит не только в силу слабого рекрутинга кадров со стороны администраций, но и в силу сложившейся практики замещения нескольких должностей. Ну а как ещё решать беду №4?

7. Отсутствие жилья.
Беда не общая для всей Чукотки. Во многих райцентрах, в связи с оттоком населения в 1990-е, присутствует как вторичный рынок жилья (цены в большинстве случаев на квартиры адекватные), так и муниципальное жильё. В столице беда финансовая - стоимость жилья высока. Отсутствие жилья - беда сельская. В сёлах отсутствует строительство (а также, периодически случаются пожары) и население, даже если бы и захотело приобрести жильё, сделать этого не может, потому что жильё не продаётся. Отчасти эта беда порождает внутреннюю миграцию из сёл в райцентры и Анадырь и, как следствие, деградацию сельских поселений.

8. Коммуналка (канализация, водоснабжение).
В большинстве сёл Чукотки существует проблема водоснабжения или качества питьевой воды. Во многих поселениях отсутствует канализация. Но, как ни странно, проблема качества воды затрагивает не только сельские, но и некоторые городские поселения.


9. Власть.
Беда общероссийская, но с региональным окрасом. Во-первых, большая часть населения Чукотки за Путина (и это не политкорректность, а факт). Либеральных движений на Чукотке нет, регион консервативный. Во-вторых, власть в шаговой доступности: главы, мэры, начальники ходят в те же магазины и живут в тех же домах, что и всё население (разве что на велосипедах не ездят, а так была бы Голландия). В этом плане, более демократического региона в нашей стране вряд ли найдёшь. Другое дело, что власть, пусть и живущая по соседству, не желает или не может решать те беды, что указаны выше, а зачастую сама их тиражирует.  Поэтому личное отношение у населения к чиновнику Пупкину может быть хорошее (живут рядом), а уважения нет.


П.С. Ещё раз, в данном контексте "беда", рассматривается как феномен, в широком смысле. Это явление психологическое, политическое, ментальное. Комментарии про здоровье, насчастные случаи и т.п. к этой теме не относятся. В связи с этим рассматривать данную проблематику следует не с объективных статистических позиций, а с точки зрения умонастроения населения (к примеру, для меня лично многие указанные выше "беды", бедами не являются).
Tags: вечное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пекульней и Волчиха

    Пекульней - горный хребет в центральной части Чукотки. Волчиха - типичная тундровая река. Что вы выберите: красивый, но трудный горный трекинг…

  • Футболки "Вся Чукотка"

    Дорогие друзья, рад представить свой долгожданный проект - "Вся Чукотка". На лицевой стороне футболки все ныне действующие населённые…

  • "Два океана" - фотоэкспедиция на Чукотку в 2019 году

    Сани готовь летом, телегу - зимой. Планировать летнее путешествие на Чукотку нужно также по этому принципу. В следующем году планирую очень…

  • Завершение Арктического похода

    Возвращение, особенно по уже пройденному пути, почти всегда рутина. Нет того ощущения первооткрывательства. Но иначе никак - кольцевой маршрут на…

  • Зимний тур к чукотским оленеводам

    Какие ассоциации чаще всего возникают при слове "Чукотка"? При любых опросах, в первую тройку обязательно попадут слова…

  • Коса Двух пилотов

    В 1929 году, недалеко от мыса Шмидта (в то время Северного мыса) американская шхуна американского предпринимателя Олафа Свенсона попала в…

  • Как военные на Чукотке рекультивацию провели

    В конце 2017 года, Минобороны самолётом привезли в Анадырь технику, специалистов и взрывчатку и начали сносить военный городок, именуемый в…

  • Жаркая Арктика

    Уверенность в путешествиях очень важное состояние. Уверенность возникает не сразу. В самом начале всегда есть сомнения, которые через какое-то…

  • Амгуэмские трубы - чукотский Гранд-каньон

    Самый интересный участок для сплава по Амгуэме, а заодно и одно из самых живописных мест на Чукотке - амгуэмские трубы. Трубы - каноьонообразный…

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments