Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Первая вода

Как-то в детстве, когда я жил в поселке Провидения, я увидел картину, которая поразила меня чрезвычайно – на бухте плавал каяк (тогда я правда еще не знал что это каяк) и вдруг он переворачивается в воду и через мгновение снова показывается из воды. Это был классический эскимосский переворот. "Когда-нибудь я тоже так смогу сделать" - подумал я тогда.

Прошло много лет и у нас с друзьями созрел план сплава. Сплав в перспективе должен быть очень длинным (порядка 1 000 км) и соответственно продолжительным – 1 месяц. Судно для сплава выбрали каяк. Из всего множества типов и видов каяков, мы остановились на судне отечественной фирмы «Мастерские ФМК», которая выпускает легкий каркасно-надувной каяк «Паша». Вес в упаковке около 12 кг. Всего нас в коллективе «сплавщиков» 4 человека, у которого только у одного Тимура (http://lonely3ranger.livejournal.com/), был опыт хождения на каяке. Тем не менее, все «концессионеры» были в приподнятом настроении и с нетерпением ждали вскрытия рек, чтобы наконец приступить к тренировочным заплывам.
И вот лед тронулся. Единственная речка, на которую возможно заброситься не предпринимая усилий по поиску транспорта в окрестностях города Анадырь – это река Казачка, которая в топонимическом словаре Северо-Востока СССР именуется еще и как река Тавайваам (река для путешествий). Как и любая речка в нашей стране, которая течет в черте города, Казачка, прочно ассоциируется у населения с гидронимом - «Речкаговнотечка». 3 канализационных слива, яркое тому подтверждение. Но на счастье новоиспеченных каякеров все городские сливки, расположены в устьевой части речки, на расстоянии менее одного километра.
30 мая закончив работу, трое молодых и смелых выдвинулись к месту старта. Это место находится в нескольких километрах от города.

Теоретическая подготовка к сплаву на каяках, заключалась в прочтении мною библии каякера – книжки «Сольфеджио белой воды». На второй же странице я понял, что изучать искусство управления каяком, по книге все равно, что изучать в третьем классе ядерную физику. Странице на 25 я уже точно это знал, и поэтому теория спортсмена-водника на этом себя исчерпала.

Как и полагается, перед выходом на воду, каждый из нас собрал свой каяк в домашних условиях. Но как показала практика, для того чтобы научиться собирать каяк, хотя бы без косяков (типа перепутал местами кормовой и носовой шпангоуты), его надо собрать раза 4. Меньше чем, через час мы возбужденные и довольные стояли перед небольшой (шириной метров 6) протоки реки Казачки.

Первым решился стартовать ГАВС (он первым собрал каяк). Течение у реки в месте спуска фактически отсутствовало. Спуск к воде был в виде метрового пологого обрыва, поросшего травой. Предположив, что это неплохой вариант – «каяк, плавно скользнет в воду и ты поплывешь», мы помогли ГАВСу пристегнуть «юбку» к каяку и слегка его толкнули. Первые две секунды «полет» шел отлично, но потом, «что-то» случилось, каяк вильнул в одну, затем в другую сторону и, как следствие оверкиль. Меня и Олега, порвало. Ситуация из цикла и смех и грех. Друг матом орет в воде выбираясь из каяка, а мы вдвоем покатываемся с хохоту. Воды оказалось по грудь, течения не было, поэтому жизни и здоровью первого каякера ничего не угрожало. В полукилометре от спуска на воду находился балок, в который мы и отправили нашего незадачливого каякера. А сами продолжили, вернее начали свой сплав.

Ничего сложного в управлении каяком, как оказалось, нет. Главное поймать чувство равновесия. Всегда держать телом центр. Выйдя из протоки, мы оказались в шумной и бурной Казачке. По берегам, возвышались словно айсберги, снеговые отвалы, дно реки метами промерзающее зимой насквозь, еще не отошло ото льда. Пройдя около 3 километров мы уперлись в ледяной затор, который образовался из-за того, что в водохранилище, еще не растаял лед.
В субботу, 4 июня мы снова выбрались на Казачку. Нас уже двое – я и Lonely3ranger (Тимур). Теперь уже мы решили пройти ее полностью, от истока, который начинается на сопке Св.Дионисия. По гуглу, от истока до водохранилища около 20 километров.

Добравшись на машине до подножия Дионисии идем пешком около 4 километров к истокам. В тундре снег уже растаял, но впереди маячит белая веревка снежника – это Казачка.

Грохот воды слышен издали. Подходим к реке.

Река не широкая метров 5, но течение колоссальное. По берегам снежник, дно ледяное, в пределах видимости несколько порогов. «Сплавляться здесь не будем»,- как-то автоматически вырывается у обоих. Но так хочется! Устраиваем фотосессию. Тимур профессиональный фотограф (фотографией на хлеб не зарабатывает, но опыта и прекраснейших снимков хоть отбавляй. Кстати, фото на аватарке - его рук дело). В течение часа фотографирует окрестности, небо, реку, потом «заставляет», меня «идти», «стоять», «перешагивать», меняет светофильтры, ракурсы, одним словом работает.

Но вот фотосессия заканчивается. Мы идем вдоль реки, восхищаемся скоростью потока, ищем место для спуска на воду. Пройдя около километра натыкаемся на бывшую базу геологов, которые много лет назад искали здесь источник водоснабжения для города.

В этом месте река несколько разливается, есть неплохой карман для старта. Сбор каяков прошел не в пример быстрее, чем на первом сплаве. В теле мандраж. В глазах огонь, в руке коньяк и весло.

И вот мы уже отчаливаем от берега и понеслись… Через несколько сот метров пошли пороги. На втором или третьем пороге слышу сзади голос, делаю полоборота головой и краем глаза вижу барахтающийся каяк Тимура. Ищу карман, причаливаю к берегу. Тимур уже выбрался из воды, с головы капает вода – не вписался в поворот после порога, на котором к тому же рос большой куст. Каяк развернуло поперек реки. Оверкиль. Выбраться сразу из воды у Тимура не получилось, на дне ледяная линза, его протащило метров 10 по реке. Из запасной одежды только носки. Тимур бегает, согревается. Садимся в каяки, идем дальше. После очередного поворота чалю к берегу, жду Тимура. Кто его знает, что сзади происходит? Когда плывешь смотришь только вперед. Появляется Тимур, выходит на берег. Сам сижу в каяке. Прошу его помочь подтащить каяк на берег и развернуть меня для более удобного старта. Он поднимает корму и…. я уже в воде. Рождается первое правило – нельзя разворачивать каяк с сидящим в нем человеком! Пороги и перекаты продолжаются. Проходим их более-менее успешно. Снова чалю к берегу, жду Тимура. Тимур проходит мимо. Отталкиваюсь от берега и пытаюсь поставить каяк по течению. Не получается . Оверкиль. Пока выбирался из воды, унесло весло. Кричу Тимуру, чтобы ловил. Метров через 50 Тимур его выловил. Река начинает меандрировать, перекатов уже нет, но появляются ледяные стены. Быстрина на излучине несет каяк на стену. Задача не врезаться и как можно дальше отойти от стены, возможен обвал.

Погода итак нас не баловала, к тому же еще и дождь пошел. Периодически из кустов вылетает дичь. Испугала полярная сова, внезапно вылетевшая из кустов метров в трех от меня. Ищем протоку, на которой стоит балок. Протока обмелела и с реки ее не заметили, проплыли мимо. Выходим в тундру и идем в балок пешком. В балке разбудили охотника. Он несколько ошарашен: «На каяках пришли? Откуда?». Объясняем. Он разве что из вежливости не крутит пальцем у виска. Мы вообще, пожалуй единственные люди, которые когда-либо сплавлялись по Казачке. По крайней мере, никаких сведений о прохождении нам найти не удалось.

На утро вещи подсохнули и мы продолжаем свой спуск. Через пару километров упираемся в ту же ледяную стену, которая не пустила нас в водохранилище в первый раз. Всё – приплыли!

Статистика:
Расстояние пройденное по Казачке – 20 км.
Оверкилей – 2
Максимальная скорость – 15,3 км/ч
Сплав окончен.
Фото: автора, Тимура Ахметова, Олега Калюжного

Tags: Анадыря окрестности, сплав

• "Kitoboy". Обзор фильма

Критик я предвзятый. Чукотка, где разворачивается действие фильма, для меня не экзотика, а родина. Жизнь морских охотников мне тоже знакома не…

• В "сухаре" по сопкам

Чукотка она такая...разная. И люди разные. И поступки людей, тоже иногда вызывают недоумение. Я бы немало удивился увидев человека в…

• Чукотский летний вечер

Летний вечер, намного приятнее зимнего. Это безотносительно географии. Но на Чукотке, бонусом к лету - белые ночи. Услада для глаз и благодать…

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…