Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Тайна самого северного мыса Чукотки

Спонтанность - мать открытий и приключений.  Спонтанность, как приправа может из похлёбки серой жизненной обыденности сотворить эмоционально-чувственный вкусовой фейерверк. Но как и любой приправой, спонтанностью нужно уметь пользоваться, чуть переперчил и всё - блюдо испорчено. Поэтому спонтанность недолюбливают, точнее опасаются. Я не сторонник спонтанностей в походах, но в этот раз меня "накрыло".

- Есть предложение, сходить сейчас на мыс Шелагский, - говорю я команде, которая томно вялится возле костра наслаждаясь прекрасным закатом, и безмятежным морем. Парни смотрят на меня как церковники на Коперника, раздумывая, то ли признать больным, то ли сжечь.

- Погода благодать! А если завтра дунет? А ведь завтра по прогнозу дунуть должно, - начинаю не лёгкую работу пропагандиста-спонтанщика. Работа эта сложная, неблагодарная, потому что поначалу вызывает насмешки и троллинг.

- Тимур, если мы пойдём сейчас "поймаем" классный свет. Мне то свет не нужен, но ты же фотограф, - захожу с козырей. Моя макиавелевская стратегия заключается в том, чтобы убедить, хотя бы одного человека, остальные "сломаются", ибо нет ничего хуже, чем что-то пропустить в походе - жаба потом задушит.

- Женщины и дети остаются в доме, - кидаю ещё один аргумент в пользу похода на мыс сейчас. Но эта реплика больше относится к Свете, которая стоит молчаливо в стороне и с надеждой слушает разговор. В поход сейчас, Света пошла бы без вопросов, но наш козырь - мобильность, а Свете с Владом идти будет тяжко.  По ответным репликам парней, идея из безумной, постепенно превращается в "дурацкую", а это верный путь к успеху любой авантюры.

Ах да, забыл сказать, почему идея не нашла моментальной поддержки. На часах 11 вечера и всего 5 часов назад мы пришли в избу на Шелагском. Плановый выход на мыс - завтра, а выходить сейчас означает всю ночь провести в ходьбе по сопкам. Но ведь ночи совсем нет, светит солнце.

- Ладно вам, днём выспимся. Такая погода пропадает, пойдёмте!

Разумеется мы пошли. Виталий, ещё 10 минут назад уверенный, что дослушав полуночные бредни он отправится спать, теперь же надев на себя "маску Кассандры" назидательно вещал: "Ничего горошего из этого не выйдет. Вот увидите". Виталий боец опытный, десятки лет ходил в походы и он безусловно прав, потому что именно с таких авантюр и начинаются приключения, о которых с удовольствием читаешь в романах, но быть героем этого романа ох как не хочется.

- Виталя, оставайся дома. Идут только добровольцы, - говорю я.
- Ну нет уж, я пойду. Но ничего хорошего из этого не выйдет. Вот увидите.

С таким оптимистичным предсказанием в половине двенадцатого ночи мы вышли на мыс Шелагский - самый северный мыс Чукотки.

Самая лёгкая часть пути по берегу, через полкилометра закончилась непроходом. Пути два: по воде метров 100-150 или вверх по крутому распадку.

- Зачем в воду лезть? - говорю я, - пойдём по распадку.

Не зря  мудрый народ придумал поговорку про умного и гору. Нет, залезть мы конечно залезли, но вспотели не только от нагрузки. Несколько реплик, исключительно в  превосходных тонах, по поводу моей идеи лезть в сопку,  я конечно же выслушал. Впрочем сами виноваты, с горы я кричал, чтобы шли по воде, но призыв услышал только Виталий. После берг-штурма я окончательно уверовал в то, что с этими парнями хоть на Джомолунгму.

3. В обход непрохода

На штурме длинного болотистого тягуна-перевала мы разбились на две группы. Я пошёл по каменистому бортику, парни во главе с Тимуром атаковали перевал в "болотистый лоб". По камням шлось ходко, поэтому через какое то время я обогнал параллельно идущую группу и решил, что "буду подождать" наверху. На гребне перевала паслись наши старые знакомцы "дикари". Подпустили меня довольно близко, но за пару сотен метров всё же дали стрекоча.

4. "Дикарь"

Теперь о загадке, которая нам не давала покоя. Мыс Шелагский во всей справочно-информационной литературе обозначен, как самый северный мыс Чукотки. Но карта....собственно сами посмотрите

карта указывала, что мыс находится юго-западнее самой северной континентальной точки Чукотки. А там, где по идее должен находится сам мыс расположен маяк Шелагский. В планах было посетить обе точки, но сегодня мы шли на маяк.  Ответ на эту топонимическую загадку мы нашли по возвращению в Певек.

- Дело в том, ребята, - сказал нам бывший чаунский геолог, - что по правилам навигации, весь этот маленький полуостров и есть мыс Шелагский.

Для моряков такая трактовка может быть объяснима, но для людей сухопутных несколько километров это всё-таки расстояние. Как мне кажется, топографы могли бы точнее писать названия, ведь формально, самый северный мыс, в соответствии с картой, является безымянным.
Но всего этого мы пока не знаем, поэтому продолжаем движение к маяку. Чтобы дважды не ходить, решаю  срезать и не дойдя до седловины перевала начинаю подъём на гору Энгыткын. Парни ещё идут внизу. Забравшись до середины сопки мне открывается "та сторона". Внизу спичечными коробками чернеют строения. "Блин, так это же Туманная!", - делаю открытие. "Открытие" потому, что метеостанцию Туманную мы "размещали" на карте гораздо восточнее. Парни на сопку взбираться не стали, дошли до седловины и заметив метеостанцию радостно (они ведь то же не ожидали её увидеть) начали спуск. До вершины мне было уже чуть-чуть, поэтому поднимаюсь выше. Энгыткын - самая северная сопка Чукотки сложена из внушительных курумов, высота некоторых иной раз достигала 4-5 метров. Путь по такому курумнику напоминал путешествие по стране великанов.  Позже, когда мы пришли на Валькаркай, нам сказали, что недалеко от вершины лежат останки самолёта. Не то чтобы я был большой поклонник артефактов авиакатастроф, но матчасть учить нужно лучше. Удовлетворившись видами мыса спускаюсь к метеостанции.

6. Западная оконечность Шелагского полуострова, а заодно левый входной мыс в Чаунскую губу

7. Метеостанция Туманная. Время 01:53

Метеостанция Туманная стала известной после съёмок фильма "Как я провёл этим летом". На этой заброшенной метеостанции прятался от гнева своего начальника герой Добрыгина. Туманная меня удивила и поразила. Во-первых, это не одно строение, которое показано в фильме, здесь целый комплекс домиков, находящихся на разных "этажах-уровнях". Во-вторых, и это самое большое потрясение - как они умудрились здесь что-то построить? Они это строители полярной метеостанции. Туманная построена на курумнике, на высоте 60 метров над уровнем моря! Есть стихотворение "Слышал легенду, будто когда-то нашу страну населяли гиганты...". В таких местах эта "легенда" становится явью. Здесь и ходить сложно, не то чтобы что-то строить. Но советские гиганты строили. Соорудили подъёмник, который с берега поднимал груз, а потом в рукопашную таскали этот груз к объектам. Титанические усилия, если прикинуть какой объём материала сюда подняли!

Ходить по курумнику опасно, особенно в ветер или гололёд, поэтому для сообщения между объектами на метео были проложены деревянные мостки и лестницы. Сейчас это "лестницы страха", часть досок оторвана, часть сгнила, а под мостками камни. Идешь и думаешь "хоть бы пронесло...". Пронесло.

10. Сейчас на  маяке Шелагский  вместо аккумуляторов поставили солнечные панели и современную модель светильника

Большинство метеостанций в Арктике имеют статус "труднодоступная". Но  среди всех труднодоступных Туманная самая-самая. Отчасти именно поэтому её и закрыли в 1982 году.  На технике сюда не доберёшься, только морем или как мы пешком. Проходить морем мыс Шелагский ещё то приключение. Статистики у меня нет, но думаю, что вряд ли наберётся больше пары месяцев в году, когда море "пускает" на метео. Есть ещё зима, но ведь тут тоже, как повезёт с торосами. Из-за своей труднодоступности объект в туристическом отношении уникальный. Десятки, если  не сотни различных экспедиций побывали в районе Певека, но мало, кто может похвастаться, что был на Шелагском. Авто-мото-авиа-экспедиционеры люди отважные, но ленивые не пешеходные, поэтому путь на Туманную им заказан.

12. Самый северный континентальный туалет на Чукотке. И самый экстримальный, пожалуй тоже

13. Трудночитаемая табличка на труднодоступной метеостанции. Улыбнул факт про "северность ДФО". kapasev, твоих рук дело?

Скупые интернет сообщения гласят, что из-за труднодоступности  метеостанция Туманная хорошо сохранилась и там есть условия для жизни (ночёвки). Ночевать конечно можно и в расселине курумника, но спешу огорчить будущих путешественников - метео в плачевном состоянии. От ветра и дождя укрыться можно, но потребуются техработы по "зашториванию" окон и уборке помещения.

14. На метеостанции

15. Запись сделанная съёмочной группой "Как я провёл этим летом" в 2008 году

16. ....в 2017 году печь кашлянула заслонкой и сказала: "Вряд ли"

17. Шелагский - вотчина kapasev

Поднявшийся ветер напомнил, что мы находимся не где-нибудь, а на самой северной точке Чукотки. Наскоро попив чай, съев по сникерсу и распив банку сгущёнки мы с энтузиазмом покидаем Туманную и "бросаемся на сопку", чтобы скорее согреться. Обратный путь прост, быстр и не интригующ. Огорчает лишь одно -  в фотоаппарате села батарейка. "Никон", будь он не ладен" - ругаю новую технику. Связь с космосом в чукотской тундре самая прямая, а исполнение "желаний" неизбежно. Через день я в этом убедился.

20. Размер курума понятен только когда на нём есть человек. Это курум среднего размера

21. Спуск с перевала

22. Вечером было +16, а ночью заморозки. Впрочем в этом месте особый микроклимат. Ниже и выше  теплее и заморозка не было

23. А вот и родной Шелагский. Тот который посёлок

Фото: Алексей Микулин, автор

Tags: аутдор-слет Чаун-Чукотка, метеостанции и перевалбазы, чукотские мысы

Posts from This Journal “аутдор-слет Чаун-Чукотка” Tag

• Апапельгино - паучья горловина Певека

Так трактуют перевод с чукотского бывшего посёлка авиаторов. В советское время, на местных авиалиниях, человек не знакомый с чукотской географией…

• Видео о походе на мыс Шелагский

Может показаться, что мы постоянно что-то ели и что-то пили. Вы не ошиблись: да, мы постоянно, что-то ели и что-то пили. Ведь в чём великий…

• В гостях у Ранава

В городе Певеке живёт замечательный человек, Игорь Ранав. Думаю, что проще объяснить ребёнку, как устроена Вселенная, чем дать характеристику…

• Чукотский Хатико или последний овцебык Чукотки

Очень трогательная и поучительная история произошедшая на Чаун-Чукотке. Лет 10 назад артель "Чукотка" привезла с острова Врангеля в…

• Первенец Чукотки и "поцелуй красноармейца"

Первенец Чукотки - это оловянный прииск Красноармейский, введённый запущенный в год начала Великой Отечественной войны. В середине 1990-х он, как…

• Поход за счастьем. Однажды мы вернулись

Возвращение - то ради чего мы уходим. Мы не можем не уходить и мы не можем не возвращаться, потому что счастье в начальной точке движения. Впрочем…

• Руда, которую не нашли

Рядом с памятником природы, Янранайскими кекурами, расположен ещё один "памятник". Он не числится ни в одном реестре объектов…

• Поход за счастьем. Каменные чертоги гигантов

"Опен ё майн, опен ё майн" - шептал голос герою фильма "Вспомнить всё". Мы всё забыли, человечество всё забыло. Что было до…

• Досина, Валькаркай

Валькаркай - это метеостанция, поэтому мы не могли не напроситься на экскурсию. 2. Каждые 3 часа (срок) метеорологи снимают показания с…

promo basov_chukotka февраль 15, 2017 11:35 13
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…