Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Мыс Отто Шмидта. Аэропорт которого нет



Аэропорт Мыса Шмидта называется Мыс Шмидта и находится на Мысе Шмидта. Редкое сочетание на Чукотке. Аэропорт Эгвекинота называется Залив Креста, аэропорт Провидения, так и называется, но находится в Уреликах. Подобных примеров больше, чем исключений. Аэропорт Мыс Шмидта безусловно исключителен. Взять хотя бы тот факт, что такого аэропорта нет...



2. ВПП Мыса Шмидта



Чтобы рассказать, о таинственном исчезновении целого аэропорта нужна предыстория. В 1954 году на берегу Чукотского моря, возле полярной станции Мыс Шмидта построили взлётно-посадочную полосу (ВПП) и аэропорт. ВПП была достаточно длинной для самолётов тех лет 2500 метров и 60 метров шириной. И была эта ВПП бетонной, что в условиях Крайнего Севера тоже было редкостью. Разумеется такая расточительность была вызвана не заботой о полярниках и населении этого края земли. Феномен прост и традиционен - если что-то строится с размахом, то это военный объект. На Мыс Шмидта пришла военная авиация.

Авиация гражданская пришла намного раньше. Ещё в начале 1930-х годов. Это была полярная авиация, самолёты которой приводнялись или приземлялись в районе первой шмидтовской метеостанции (современное село Рыркайпий).

3. Первая ВПП на Мысе Шмидта (в районе современного села Рыркайпий)


Позже, с появлением регулярной гражданской авиации, аэропорт и ВПП приобрели статус двойного назначния. Летали отсюда не только в Анадырь и Певек, но и в Магадан и Москву.  Бетон материал прочный, но не вечный, а уж если за ним не следить и не ремонтировать, то два с половиной километра ВПП превратяться в два с половиной километра раздолбанной бетонной дороги. Так и произошло. ВПП держалась до последнего. Она даже дождалась прихода на Чукотку Абрамовича. Ждала весь его срок губернаторствования и председательствования в Думе. Ждала даже тогда, когда Роман Аркадьевич ушёл и к власти пришёл следующий губернатор. ВПП Шмидта ждала капитального ремонта. Но не дождалась, рассыпалась. Последний  севший на Шмидте борт из Анадыря чудом избежал авиационного происшествия. В 2014 году ВПП закрыли. Это случилось в том же году, года на Шмидт вернулись военные. У военных объектов и земель нет прошедшего времени. Всё военное измеряется только сегодняшним и будущим временами. Даже если всем, включая самих военных показалось, что "времена прошли". Аэропорт Мыс Шмидта снова стал военным и был исключён из списка гражданских аэропортов.

4. На Шмидте сохранилось целое звено АН-2


5. Аэропорт Мыс Шмидта стал первым каменным аэропортом построенным в Арктике


6. На подлёте. Видны утёсы Кожевникова и Вебера, являющиеся составными частями Мыса Шмидта. За ВПП посёлок Мыс Шмидта


7. Восточнее аэропорта Коса Двух пилотов


Разумеется гражданское население Мыса Шмидта и села Рыркайпий не лишилось авиасообщений. Самолёты заменили вертолётами и за отсутствием иных оборудованных вертолётных площадок авиакомпания "Чукотавиа" осуществляет рейсы из Анадыря, Певека и Эгвекинота в аэропорт Мыса Шмидта. Рейсы один раз в две недели. Что характерно, борта из Анадыря и Певека на Шмидт прилетают в один день, а иногда и одновременно. Чем объясняется этот великий замысел авиаперевозчика не известно.

8.  Территория МО РФ. Вход на вертолётку


9. Разгрузка двух гражданских бортов из Анадыря и Певека


Здание аэропорта военные по старой памяти вернули себе, поэтому население приезжает на автобусе-вахтовке из Рыркайпия аккурат под рейс и дожидается посадки на вертолёт в автобусе или на улице.

В год триумфального возвращения военных на Шмидт, были озвучены планы по реконструкции ВПП и её удлинению до 3000 метров  к 2018 году. Заканчивается 2017-й, а воз и ныне там. Работы не начинались. Зато на полосе, пусть даже и не действующей, вопреки всем нормам авиационной безопаности военные поставили часовню.


10.  "Отче, прости им, ибо не ведают что творят." Евангелие от Луки глава 23, стих 34



продолжение следует




Tags: Шмидтовский район, аэропорты Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “аэропорты Чукотки” Tag

  • В аэропорту уездного города Б

    К сорока годам я научился ждать. Народ мудрствует, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Но как-то так получилось, что большая часть нашей…

  • Про задержки, одном метре и обрядах

    Слов много, тема одна- чукотские аэропорты. Мы сидим. Уже крепко сидим. Пошли третьи сутки. И казалось бы где?  В Певеке! Ладно Восточная…

  • "Bering air" vs "Чукотавиа"

    Провиденский аэропорт, лето 2014 года. На Чукотке два международных аэропорта. Изредка в Провидения с Аляски прилетают вот такие чартерные малыши.

  • Кривой рейс

    Накануне поднялся шторм. - Никуда ты не улетишь, - говорили мне знающие люди в Майне, - готовься к длительному "сидению". Прогноз и в…

  • К вопросу о чукотской логистике

    Много я в журнале говорил о сложной транспортной схеме на Чукотке, о погоде и прочих логистических казуистиках. Вот приведу вам пример одного такого…

  • Аэропорты Чукотки

    В 99,9% случаев первое, что вы увидите на Чукотке будет аэропорт. "Потому, что только самолётом в этот край далёкий можно долететь", -…

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments