Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Символ Эгвекинота хотят снести?



Пришла беда откуда не ждали. С сайта Артемия Лебедева. Оказывается его студия,  по заданию Комитета по спорту и туризму Чукотского АО (так значится на сайте, Комитет в 2015  реорганизовали в Управление), разработала проект "Арка Северный полярный круг". Общественность посёлка Эгвекинота, рядом с которым установлена эта арка, ничего об этой новации не слышала.

 Почему этот знак так дорог эгвекинотцам, как на пустом месте можно создать социальную напряжённость и что будет с аркой?


Эгвекинотцы, пожалуй, самая патриотичная общность на Чукотке. На Чукотке все любят свою малую родину, особенно когда уезжают на материк. Но любить и гордиться - не синонимичные понятия. Легко было гордиться в Союзе, социально-экономическое развитие районов в регионе было примерно одинаковым. Сложнее стало после развала Союза. Когда всё везде стремительно разваливалось, а точнее колапсировало в Эгвекиноте, благодаря усилиям главы и жителям сумели этот коллапс предотвратить, а позднее выправить и начать развитие посёлка. Эта политика привела к тому, что к началу нулевых годов Эгвекинот стал не просто лучшим райцентром на Чукотке, а начал конкурировать с чукотской столицей, в которую априори вкладывалось и вкладывается больше финансовых средств. И если Провидения - географический близнец Эгвекинота, находящийся в более перспективных стартовых условиях в начале 1990-х, свои позиции сдал, не воспользовавшись выгодной географией и конъюнктурой, то "глухой угол" Чукотки неожиданно расцвел и засиял. Слух об Эгвекиноте, как месте, где на Чукотке жить хорошо, разлетелся быстро. Всё это произошло не просто так, а благодаря самим же эгвекинотцам, тем, кто находился у руля и обычным жителям. Поэтому эгвекинотцы не только любят, но и гордятся своим посёлком, а это в свою очередь составные части патриотизма.

Это всё необходимо знать, чтобы понять в чём сыр-бор, касательно арки. В каждом поселении есть люди, которые работают не только на благо своей семьи, но и хотят сделать своё место интереснее. Такие люди "с пулей в голове" были и есть  в Эгвекиноте. В начале 1980-х, дорожники  Юрий и Борис Погонимчевы, предложили проект, а затем создали арку Полярный круг на 24-м километре Иультинской трассы. Идея была новаторской - памятником обозначить условную географическую линию. Делали арку, как говорится всем миром. Кто материалом помог, кто транспортом, а кто и руками. Воды с бегущего неподалёку горного ручья Дорожного утекло много. Арка стала символом Эгвекинота, сродни Красной площади в Москве или Эйфелевой башни в Париже. Посещение этой достопримечательности входит в обязательную программу всех гостей Эгвекинота. А в местном краеведческом музее, даже придумали обряд посвящения в полярники с выдачей сертификата: "Полярный волк" - мужчинам и "Полярная лиса" - женщинам.

И вот, в конце апреля, на сайте Тёмы, появляется  дизайн-проект новой арки, да ещё и с пометкой: "Заказчик согласен - приступаем к проработке конструкции". Ясное дело, что общественность возбудилась. Эгвекинотский краевед и  художник Николай Бережной, автор нескольких проектов по созданию визуальных символов Эгвекинота, провёл в своём фейсбуке опрос -  подавляющее большинство комментаторов высказались против. Впрочем тут и без фейсбука ясно - эгвекинотцы против подобных новаций.

Ответ на вопрос "почему" очевиден, если знаешь специфику региона и конкретного места. Это символ, да пусть не отвечающий современным стандартам дизайна и выполненный не из современных материалов. Но символы не меняют. По крайней мере без революций.

Но это если высоким слогом, а если спустится на землю, то возникает другой вопрос, а зачем? Знак в хорошем состоянии, простоял больше 30 лет и ещё как минимум два раза по столько простоит. А новый знак ещё не известно как поставят и выдержит ли он ветровые нагрузки (на предложенном проекте он без стальных канатов-оттяжек, как на нынешней арке).  Кажется не современным? Кому? Эгвекинотцам, так не кажется, потому что это символ. Туристам? Так для них это как раз знаковая достопримечательность, потому что не похожа ни на один дизайнерский проект, которым сегодня никого не удивишь. Уникальность в самобытности, а не дизайне. И истории. У эгвекинотской арки она есть, а у новодела её не будет и не появится, потому что народные памятники они милее дизайнерских. Туристам нужны хорошие и бюджетные гостиницы, которых в Эгвекиноте нет. Несколько гостиничных коттеджей не в счёт, потому что в них, тех же иностранцев, не регистрируют. Но это я уже о наболевшем...


Есть во всей этой истории один хороший момент: лебедевской арки не будет. Так сообщили мне в правительстве округа. Теперь главное, чтобы это решение не поменяли.

Неприятным моментом во всей этой истории является факт кулуарности. Втихую решили, втихую отменили. А если бы нет? Жителей Эгвекинота поставили бы перед фактом? Подобные мероприятия одни из немногих, которые как раз и нужно согласовывать с народом. Народ многое может понять и простить, но не смену символов.



2. Утверждённый проект арки  студии Артемия Лебедева


3. Девочка стоит и думает: в какую пургу сдует арку? Во вторую или третью? Хотя, судя по обуви и штанам, девочка об арке вообще не думает, она думает о ногах: отрежут или не отрежут?




Фотографии дизайна арки взяты отсюда.




Tags: Иультинский район
Subscribe

Posts from This Journal “Иультинский район” Tag

  • Завершение Арктического похода

    Возвращение, особенно по уже пройденному пути, почти всегда рутина. Нет того ощущения первооткрывательства. Но иначе никак - кольцевой маршрут на…

  • Коса Двух пилотов

    В 1929 году, недалеко от мыса Шмидта (в то время Северного мыса) американская шхуна американского предпринимателя Олафа Свенсона попала в…

  • Жаркая Арктика

    Уверенность в путешествиях очень важное состояние. Уверенность возникает не сразу. В самом начале всегда есть сомнения, которые через какое-то…

  • Амгуэмские трубы - чукотский Гранд-каньон

    Самый интересный участок для сплава по Амгуэме, а заодно и одно из самых живописных мест на Чукотке - амгуэмские трубы. Трубы - каноьонообразный…

  • Чукотский хартленд

    Иультинскому району повезло с географией. Больше, чем остальным районам Чукотки. Языком геополитических метафор и ассоциаций: если представить,…

  • Один час в Уэлькале

    На Чукотке не много посёлков с с богатой и насыщенной историей. Уэлькаль один из них. Как ни странно, пик исторических событий пришёлся на годы…

  • Такой разный залив Креста

    - На Поворотном жопу выхватите, - говорил мне перед отъездом знакомый мореход, который на катере ходил в Эгвекинот. - А может не выхватим, -…

  • Лето было

    На Чукотке так бывает - зимой дождь, летом снег. Неприятно конечно. Я про дождь зимой. 46-й километр Иультинской трассы, 10 августа 2018 года.…

  • Научиться кататься на горных лыжах за один день - легко!

    - Ты привози людей, которые умеют на лыжах кататься, - в который раз говорит мне Сан Саныч, тренер горнолыжной базы. - Саныч, где ж я их возьму?…

promo basov_chukotka июль 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →