Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Один день из жизни чукотских оленеводов. Обитатели стойбища




Чукотские оленеводы, в глазах обывателей с материка или иностранцами представляются людьми дикими, живущими чуть ли не в каменном веке. По их соображениям они обязательно целыми днями ходят в меховой одежде, едят сырое мясо, ни слова не понимают по-русски и готовы за "бусы" продать оленя . Конечно это не так. Да, институтов они не заканчивали и кто-такие фрилансеры и дауншифтеры не знают, но это вполне обычные граждане нашей страны, закончившие среднюю школу и училище, работающие за зарплату, интересующиеся политикой и также любят борщи и  хлеб. Меховая одежда у них есть, но носят они её не всегда, также как и сырое мясо едят не всё время.

Рассказ об одном дне чукотских оленеводов не возможен без знакомства с обитателями стойбища. Впрочем, слово стойбище на Чукотке употребляется крайне редко, чаще говорят "бригада".


 До прихода советской власти и обязательной паспортизации граждан свободной Чукотки у коренного населения в "графе ФИО" значилось только одно слово, к примеру Рытхэу. Подобное односложное именование человека не является чем-то уникальным: все народы, ведущие традиционный образ жизни, когда то имели подобные одинарные имена. Те же славяне с их Святогорами, Криволапами и Волками эту стадию развития общества также проходили.

Советские компетентные органы, решили что имяобразование каждого конкретного чукотского индивидуума будет его фамилией, а имена и отчества они возьмут русские. Возмущений по этой реформе авторизации не возникло, по крайней мере в исторической литературе такие факты не были зафиксированы. Отсюда и вышли: Кыргытваль Иван Петрович, Рахтынкау Сергей Александрович и т.д. Если отчество по каким-либо причинам присвоено не было так и записывали (и пишут до сих пор) Геутегина Любовь б/о.

Именная реформа в историческом времени прошла недавно, 2-3 поколения назад. Но менталитет так быстро не меняется. Поэтому у большинства людей в национальных посёлках, преимущественно у мужчин, имена и фамилии чаще всего заменяются прозвищами.

В былые, до совхозные времена, стойбища назывались по имени его владельца. Совхозная организация оленеводства "культ личности" отменила и присвоила производственной оленеводческой единице - бригаде (читай стаду), порядковые номера. В Провиденском районе, ранее насчитывавшем полтора десятка бригад, в настоящее время осталась одна бригада. Количество оленей катастрофически сокращалось, бригады упразднялись и реорганизовывались, в итоге осталась одна, смешанная бригада, состоящая из представителей разных совхозов (в прошлом) и разных же посёлков. Поэтому в этой бригаде много оленеводов и сразу два бригадира. В "нашей" бригаде" - 3 семейно-родственных центра: две яранги и дом. Обитатели этих жилищ распределились сообразно тем же семейно-родственным связям и месту прописки по паспорту: Янракыннот, Сиреники, Нунлигран. Как и у всех людей живущих в замкнутых сообществах в бригаде между её обитателями есть симпатии и антипатии, берущие своё начало как от места происхождения (разные сёла), так и бытового характера. Бытовуха она и в тундре бытовуха. Но скандальность не является характерной чертой чукотского общества (по крайней мере тундрового). Долгое совместное сосуществование выработало тундровый этикет, при котором личностное общение никак не должно влиять на жизнь в экстремальных условиях и произовдственный процесс (оленеводство). И я не буду нарушать этот этикет, а просто познакомлю вас с членами провиденской (без номера) бригады.


2. Шаман (Дмитрий),  бригадир.


3. Жена Шамана - Галина, хозяйка яранги. Бабушка


4. Айпоп (Саша), брат Галины. Заядлый рыбак и игрок.


5. Тоня, жена Айпопа. Бабушка


6. Сироццо или Ёжик (Сергей)


7. Галина, хозяйка второй яранги. Бабушка. Её муж Юрий, второй бригадир, находится в посёлке.


8. Алексей, брат Галины, самый молчаливый человек в стойбище.


9. Алёсик (Лёха). В детстве занимался в фольклорном коллективе, поэтому на праздники исполняет чукотские песни и танцы



10. Елизар (с таким именем необходимость в прозвище автоматически отпадает), самый молодой член бригады, есть мечта уехать учиться на юриста или бухгалтера


11. Толян. Руководство сельхозпредприятия видит в нём будущего бригадира, сам Толян пока в сомнениях


12. Мария, супруга Толяна, хозяйка базы. Бабушка




13. Степан. В детстве снимался в фильме "След росомахи". Отец шестерых детей



Это не все работники оленеводческой бригады: кто-то находился в отъезде, кого-то не любил фотографироваться.

Утро уже наступило и все обитатели стойбища проснулись...



продолжение следует


Tags: Провидения, оленеводы
Subscribe

Posts from This Journal “оленеводы” Tag

promo basov_chukotka february 15, 2017 11:35 13
Buy for 100 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments